ШПАЛА ВАЦЛАВ

0 комментариев

/ Ориг.: Чеш. Václav Špála

Чешский художник, график и иллюстратор.

Становление

Родился в селе Жлунице на северо-востоке исторической области Богемия в семье рабочего кирпичного завода, был одним из девяти его детей. В 1902 г. начал учиться художественной ковке в Градце Кралове в частной художественной школе Фердинанда Энгельмюллера, затем – декоративной живописи в Пражской школе прикладного искусства. С 1903 по 1909 гг. Шпала учился в Пражской академии художеств  у таких мастеров как Влахо Буковац и Франц Тиле.

Анализируя собственное творчество в статье 1940 г. «Из времен молодости», Шпала придает огромное значение детским впечатлениям, полученным во время жизни в деревне. Близость к природе, наблюдение за бытом деревни и ее обитателями  - все это непосредственным образом повлияло на все этапы творчества художника, вне зависимости от его увлеченности тем или иным художественным направлением в разные периоды жизни. Так, сквозь все его творчество проходит образ деревенской женщины как праосновы и корня самой жизни. В глазах Вацлава Шпалы именно деревенская женщина олицетворяет естественную здоровую жизнь, проходящую в гармонии с природой.

Подобный романтизм и мотивы народного искусства, к которым прибегал художник, сочетались в его творчестве с новаторскими подходами и увлеченностью авангардными художественными направлениями. Так, в своих воспоминаниях Шпала описывал одно из ярчайших воспоминаний детства – сцену развешивания белья женщинами, одетыми в красные юбки и синие блузы. Мотивы купания, крестьянок, развешивания белья проходят сквозь все творчество художника, меняются лишь акценты и интонации («Прачки» (1915 и 1919), «Купание под деревьями» (1915) и «Большое купание» (1919), «Песнь весны» (1915) и «Пастушка гусей» (1919) и др.).

В начале своего творческого пути Шпала испытал сильнейшее влияние экспрессионизма. Как и многие молодые чешские художники, он «заразился» экспрессионизмом после выставки работ Эдварда Мунка, прошедшей в Праге в 1905 г. Сделав целую серию перерисовок произведений Мунка, Шпала переработал их на свой лад. Тогда как Эмиль Филла - центральная фигура чешского экспрессионизма – отмечал прежде всего пессимистические и мрачные стороны в творчестве Мунка, Шпала видел в нем «приверженность радостям  и положительным сторонам жизни» и «искреннюю речь жаждущей молодости». Столь разительный контраст в восприятии лишь подчеркивает уникальность творческого пути каждого из художников: Мунк лишь показал им новые горизонты, стал некой опорой, от которой могли оттолкнуться молодые художники, чтобы дальше идти собственным творческим путем.

Экспрессионизм Шпалы причудливо сочетался с фовистскими мотивами. Цвет в работах автора был основным элементом, определяющим и форму, и выразительность полотен. В фовизме он ценил способность будить в художнике «нечто напоминающее фантастические мечты самой ранней молодости, еще не слишком загрязненные жизненным опытом». К этому периоду творчества Шпалы можно отнести такие работы как «Деревенская девочка» (1907), «Идиллия», «Залив в Гружи», «Ева» (все 1911), «Купание», «Крестьянка» (обе 1912).

Дальнейшее творчество

1911 г. стал очень важным и во многом переломным годом для творчества Шпалы: он впервые посетил Париж, где мог ознакомиться с работами Гогена и Матисса, на выставке общества «Манес» впервые выступил с публичной речью, встал у истоков «Скупины», что ознаменовало собой поворот к кубизму. 1912 и 1913 гг. прошли в экспериментах по направлению кубоэкспрессионизма. Для работ этих лет характерен переход к геометризации и редукции формы, сдержанность цветовой гаммы, обычно столь яркой и доминирующей на его полотнах. В 1914 г. Шпала создал несколько кубистических произведений («Две купающиеся женщины», «Натюрморт у окна»), однако никогда в своих поисках он не доходил до полной отвлеченности от реальной предметности и полной абстракции. Уже в послевоенных картинах художник возвращается к геометризации формы, сохраняя, однако, экспрессивные и динамичные черты («Скалистый откос», «Ожидающая» (обе 1918), «Три женщины у воды» (1919), «Девушка в лодке» (1924) и др.). В послевоенный же период Шпала вновь обращается к пейзажам, которые постепенно становятся все более реалистичными («Долина Сазавы» (1922), «Пейзажи Далмации» (1924), «Порт Марселя» (1926), «На Отаве» (1930) и др.).

В 1909–1911 гг. Вацлав Шпала был членом художественного общества «Манес», в 1911 г. – одним из соучредителей «Группы художников» (Skupina výtvarných umělců), будущего центра чешского кубизма. В 1915-1916 гг. В. Шпала принимал участие в Первой мировой войне. В результате раскола в «Скупине» в 1918 г. Шпала, наряду с такими художниками как Й. Чапек, В. Гофман, Я. Зрзавый и др., основал группировку чешских живописцев под названием «Упрямые» («Tvrdošíjní»). Это объединение было создано в качестве противовеса консервативному искусству, проводя резкую грань между ним и новыми радикальными направлениями, не сводимыми, однако, ни к одному из крупных существующих художественных стилей.

В 1921 г. Шпала вновь вступил в объединение «Манес», с 1925 г. был членом группы австрийских художников «Hagenbund». В качестве теоретика и публициста писал статьи в ряд чешских художественных изданий.

С 1918 г. Вацлав Шпала был женат на Иоанне Рыхликовой. Их сын Ян Шпала (1920-1970) также был художником.

Умер Вацлав Шпала 13 мая 1946 г. в Праге.

Литература
  • Виноградова Е. Чешские «Упрямые» // Чешское искусство и литература. СПб., 2003.
  • Berger T. Václav Špála: mezi avantgardou a živobytím. Praha, 2005.
  • Burget E. Václav Špála: soupis díla. Praha, 2002.
  • Špála V. Vzpomínka na Eduarda Muncha // Volné směry. 1938-1940. Roč. XXXV.
  • Špála V. Z časů mládí // Volné směry. 1940-1941. Roč. XXXVI.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты