ШАБРОЛЬ КЛОД

0 комментариев

Клод Анри Жан Шаброль. / Ориг.: фр. Claude Henri Jean Chabrol

Французский режиссер, один из главных представителей французской новой волны.

 Семья. Ранние годы

Происходил из сельской коммуны Сардана. Отец – фармацевт во втором поколении. С детских лет будущий режиссер обожал кино, много времени проводя в местном киноклубе.  Особенно мальчика привлекали триллеры, именно они станут позже его основным жанром. Во второй половине 1940-х гг. юноша проходил обучение в Сорбонне, сочетая изучение фармакологии с литературой. В это время он часто посещал киноклубы Парижа и знаменитую французскую синематеку. Здесь произошло знакомство с будущими соратниками по новой волне Ж.-Л. Годаром, Ф. Трюффо, Э. Ромером и др. Так же, как и они, Шаброль стал работать в журнале «Cahiers du Cinema», отслужив перед этим в армии. Поработал молодой человек и в других журналах и даже в киностудии «ХХ век Фокс». В 1954 г. совместно с Ф. Трюффо Шаброль взял интервью у любимого им режиссера  Альфреда Хичкока, а через три года создал о нем эссе (вместе с Э. Ромером). Сам режиссер отмечал влияние на себя не только Хичкока, но и таких мастеро,в как Ф.В. Мурнау и Ф. Ланг.

Конец 1950-конец 1960-х гг.

Кинематографическим дебютом Шаброля стал полнометражный фильм «Красавчик Серж» 1957 г. - первая картина новой волны во Франции. Он имел большой коммерческий успех, а также был отмечен наградами (Гран-при фестиваля в Локарно, Приз Жана Виго). В «Красавчике Серже», как и во втором фильме режиссера «Кузены» (1958) заметно сильное влияние Хичкока. «Кузены» также получили высокую оценку, завоевав «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля.

После этого Шаброль организовал свою фирму AJYM, с помощью которой смог продюсировать фильмы своих соратников.

В 1959 г. свет увидел первый цветной фильм Шаброля «Двойной поворот ключа» с Жаном-Полем Бельмондо. Следующий год был ознаменован чуть ли не лучшим фильмом режиссера - «Милашками». Мастер авторского кино, работая в жанре психологической драмы-триллера, создавал и чисто коммерческие картины. Среди них «Ухажеры» (1960) и «Око лукавого» (1961). Именно тогда Шаброль обрел свою музу, сыгравшую впоследствии во многих его картинах, - актрису Стефан Одран. Она стала второй женой режиссера в 1964 г. и была ей до 1980 г. В браке родился сын Том. Шаброль также имел двоих детей от первого брака с Аньес Гуте (1956-1964). В третий раз мэтр женился  в 1981 г. и прожил с новой супругой Орор до самой своей кончины. Она также подарила ему ребенка.

В 1962 г. вышли два не слишком удачных фильма «Офелия» и «Ландрю», (повествует о знаменитом серийном убийце А.Д. Ландрю). До 1967 г. происходил некоторый спад: Шаброль снимал не самые успешные свои картины, среди которых были даже пародии на шпионские фильмы (серия про Тигра и др.). Более удачными стали фильмы «Скандал» и «Демаркационная линия» 1966 г.

Конец 1960-конец 1970-х гг.

Данное время стало для режиссера золотым. Тогда он создал ряд очень высоко оцененных картин. Все они рассказывали о жизни и нравах буржуазии и были сняты в жанре психологического триллера. Фильм «Лани» (1968) завоевал «Серебряного медведя» Берлинского фестиваля. Вслед за ним увидели свет картины «Неверная жена» 1968 г. и «Пусть зверь умрет» 1969 г. Новое 10-летие открыл фильм «Мясник», затем появились «Разрыв» (1970) и «Перед тем, как опустится ночь» (1971). Следующие два фильма «Чудовищная декада» 1971 г. и комедия «Доктор Пополь» 1972 г. встретили менее теплый прием у критиков. Тему политики Шаброль затронул в более успешных фильмах «Кровавая свадьба» 1973 г. и «Нада» 1974 г. Завершили данный период картины «Вечеринка удовольствий» (1975) и неоднозначная и завоевавшая много премий «Виолетта Нозьер» (1978) с Изабель Юппер в главной роли.

1980-е гг.

В это время Шаброль продолжает снимать детективы и триллеры, развивая тему буржуазных пороков. Среди них есть как не очень удачные («Призраки шляпника», «Тихие дни в Клиши», Доктор М»), так и более успешные (серия про инспектора Лавардена, «Маски», «Крик совы»). Высокую оценку и множество наград (в том числе номинацию на «Золотой глобус») принесла драма 1988 г. «Женское дело» с Изабель Юппер в главной роли.

1990-2000-е гг.

Данный период был более творчески удачным для режиссера, чем предыдущий. Фильм 1991 г. «Мадам Бовари» (главная роль – Изабель Юппер) принес номинацию на «Золотой глобус» и «Оскар». За ним последовали также успешные «Бетти» (1992) и «Ад» (1994). Картина «Церемония» 1995 г. с Сандрин Боннер и Изабель Юппер произвела настоящий фурор, заработав различные номинации и премии. Не менее отмеченными вниманием критиков и зрителей стали комедия «Ставки сделаны» (1997) и драма «Среди лжи» (1999).

2000-е гг. открыл завоевавший награды фильм «Спасибо за шоколад» с Изабель Юппер. Шаброль продолжил исследование буржуазной среды, а также вновь затронул политические темы в фильмах «Цветок зла» (2003), «Подруга невесты» (2004), «Комедия власти» (2006), «Девушка, разрезанная надвое» (2007).

Последней работой великого режиссера стал детектив «Беллами» (2009) с Жераром Депардье в главной роли. В сентябре следующего года Клод Шаброль скончался в Париже. Погребен на кладбище Пер-Лашез.

Смежные статьи
Литература
  • Бек А. Новая волна. Портрет молодости. М., 2016.
  • Трофименков М.С. Грехопадение Клода Шаброля // Искусство кино. 1990. № 7.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты