РОТКО МАРК

0 комментариев

Маркус Яковлевич Роткович. / Ориг.: англ. Mark Rothko

Американский художник, один из ведущих представителей абстрактного экспрессионизма.

Ранние годы

Родился в семье аптекаря Янкеля-Бендета Иоселевича Ротковича и домохозяйки Анны Мордуховны Гольдиной. В 1908 г. Маркус пошел в еврейскую религиозную начальную школу, где изучал древнееврейский язык и Пятикнижие. В 1913 г. Роткович вместе с матерью и старшей сестрой Соней эмигрировал в США, куда ранее уехали его отец и старшие братья. В том же году он поступил в школу, которую закончил в 1921 г. В 1913 г. отец Маркуса скончался от рака. Многочисленная семья осталась без средств к существованию, и старшим братьям и сестрам Маркуса, как только они выучили английский язык на достаточном уровне, пришлось найти работу. Он также стал подрабатывать продавцом и курьером. В школьные годы Роткович стал активным членом еврейской коммуны Портленда, где поселилась его семья. Увлекшись революционными идеями, он посещал собрания профсоюза «Индустриальные рабочие мира». На этих встречах Роткович познакомился с известными анархистами В. Хэйвудом и Э. Голдман. Активно участвуя в разнообразных обсуждениях и прениях, Маркус смог развить ораторские способности, овладеть навыками ведения дискуссии, что впоследствии пригодилось ему при отстаивании особенностей современного искусства и различных его направлений.

Большое участие в жизни Ротковичей принимала семья Ванштейн, которая оказывала им поддержку с момента их приезда в Нью-Йорк. В 1921 г. влиятельные родственники поспособствовали тому, что Маркус поступил в Йельский университет. Благодаря отличной успеваемости в школе, Роткович  смог получить на первый год обучения стипендию. Впоследствии он оплачивал свою учебу, подрабатывая в прачечной. Роткович, будучи приверженцем левой идеологии, во время пребывания в Йеле отразил свои взгляды на элитарность местных студентов в сатирическом журнале «The Yale Saturday Evening Post». В 1922 г. Маркус был отчислен из университета.

Становление и творчество

В 1923 г. Роткович переехал в Нью-Йорк. В том же году он решил, что хочет заниматься живописью. Маркус поступил в Новую школу дизайна Парсонс, где его учителем стал А. Горки. Параллельно он учился у представителя французского авангарда Макса Вебера в Лиге студентов искусств. А. Горки, один из основоположников «лирического абстракционизма», и кубист М. Вебер сформировали у Ротковича следующее восприятие творческого процесса: «Мне интересно только выражение основных человеческих эмоций: трагедии, экстаза, отчаяния и так далее. И тот факт, что многие люди вдруг теряют себя и разражаются рыданиями перед моими картинами, означает, что я могу сообщаться с этими основными человеческими эмоциями». Одним словом, творчество воспринималось им как инструмент эмоционального самовыражения. В 1926-1927 гг. Роткович познакомился с творчеством П. Клее и Ж. Руо, которое оказало на него значительное впечатление.

В 1928 г. Роткович впервые представил свои работы широкой публике на выставке молодых художников в Галерее Опортьюнити. Полные экспрессии городские сцены и интерьерные виды, выполненные в темных тонах, произвели благоприятное впечатление на арт-критиков. Первый успех позволил Ротковичу в 1929 г. получить место преподавателя живописи и скульптуры в Центральной академии Бруклинского еврейского центра.

В 1930-х Роткович развивает свою творческую манеру в русле абстрактного экспрессионизма. Он подружился со многими представителями этого направления в искусстве, которые в результате сыграли важную роль в его художественной карьере. Среди них – Б. Ньюман, Д. Грэм, Э. де Кунинг и М. Эвери, который помог Ротковичу утвердиться в идее, что он может заниматься абстрактной живописью профессионально. Важной вехой в творческом становлении Ротковича стал 1932 г., когда вместе с вышеупомянутыми художниками он отдыхал в Лейк-Джордже. Во время этой поездки живописцы активно работали в первой половине дня, а вечера проводили за бурными обсуждениями современного искусства. В результате в 1933 г. в Художественном музее Портленда состоялась первая персональная выставка Ротковича.

Вскоре состоялась персональная выставка художника в Нью-Йорке, на которой было представлено пятнадцать картин маслом, по большей части портреты. В 1935 г. Роткович вошел в состав группы «Десять», членами которой стали молодые художники. Идеологически живописцев объединял протест против консервативности американского искусства, его закостенелой приверженности «буквальной живописи», т.е. натуралистической направленности. Молодые художники ставили своей целью привнести в американскую художественную жизнь «индивидуальность, абстракцию и экспрессию». В 1936 г. группа «Десяти» выставилась во Франции, где критики благожелательно приняли их работы. Роткович был отмечен за свой «уникальный колорит». В том же году художник начал работу над книгой, посвященной осмыслению сходства абстрактного искусства и детского творчества. В этом незаконченном и неизданном произведении Роткович утверждал, что главное, с чего начинается живопись – это цвет, а не рисунок.  

В конце 1930-х Роткович участвовал в выставке «Десяти» в Нью-Йорке. В этот период он также активно сотрудничал с организацией, занимающейся восстановлением и реновацией общественных зданий. В 1938 г. художник получил гражданство США.

В 1940-е художник начинает использовать творческий псевдоним и становится Марком Ротко.  Этот шаг был мотивирован в том числе ростом антисемитских настроений в США, а также событиями в Европе. В эти же годы Ротко обращается к исследованию мифологии, архетипов и коллективного бессознательного в своем творчестве, а также вступает в открытый диалог с представителями сюрреалистического направления. Базируясь в том числе на теориях Ф. Ницше, Ротко считал, что творчество высвобождает творческую энергию, помогает простым языком выразить сложную мысль или комплексные ощущения.

К 1950-м Ротко выработал новую творческую концепцию - серию картин, где каждое полотно состояло из нескольких цветовых плоскостей: «Каждая картина живет в соседстве с другими полотнами, служащими для нее в глазах людей своеобразным продолжением. Оставаясь в одиночестве, картина умирает. Поэтому нет ничего более страшного и бесчувственного со стороны художника, чем выставлять на экспозицию лишь одно свое полотно». В этот период Ротко пишет на большеформатных холстах в вертикальной позиции.

В 1950-х Ротко стал всемирно известен. В 1954 г. в Чикаго прошла его персональная выставка. Несмотря на признание, Ротко опасался, что его искусство на самом деле не понято и воспринимается зрителем/заказчиком как часть интерьера, поэтому в концепцию его  живописных серий входила разработка помещения, где они должны были находиться. Ротко уделял большое внимание тому, как воспринимаются его картины.

В 1964 г. Ротко получил заказ на создание серии картин для часовни в Хьюстоне. Всего он создал в своей нью-йоркской студии четырнадцать полотен для этого здания. В 1968 г. у Ротко была диагностирована артериальная аневризма. Конец 1960-х стал тяжелым периодом в жизни художника: заболевание, развод со второй женой Мелл, творческие переживания и т.д. спровоцировали депрессию. В результате 25 февраля 1970 г. художник совершил самоубийство. 

картина № 1.jpg
М. Ротко. Картина № 1. 1949 г. Источник: artchive.ru
часовня в хьюстоне.jpg
М. Ротко. Часовня в Хьюстоне. 1964-1967 гг. Источник: artchive.ru
черное и серое.jpg
М. Ротко. "Черное и серое". 1970 г. Источник: artchive.ru
Литература
  • Бааль-Тешува Я. Марк Ротко. М., 2006.
  • Васильева Ж. Мера Ротко // Лехаим. 2010. № 1(213).
  • Игнатов И.О. История создания живописных панно Марка Ротко для Гарвардского университета // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2013. № 7-8.
  • Купрякова В.С. "Живопись цветового поля" Марка Ротко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 33. Часть II.
  • Курдюкова Д. Поздний Ротко // Искусство. 2010. № 2-3.
  • Сандлер И. Воспоминания о Марке Ротко // Третьяковская галерея. 2013. № 4(41).
  • Семенова Н., Черноглазов А., Аштон Д. Марк Ротко: выставка к столетию со дня рождения, Национальная галерея, Вашингтон, Санкт-Петербург, 16 декабря 2003 года- 8 марта 2004 года: (каталог выставки). М., 2003.
  • Сомсикова О.А. Художественная реальность абстрактного экспрессионизма // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2008. Вып. 2(8).
  • Суворова С., Карасевич А.И., Ротко М. Марк Ротко (1903-1970). М., 2015.
  • Breslin J.E.B. Mark Rothko: a biography. Chicago, 1993.
  • Chave A.C. Mark Rothko, subjects in abstraction. New Haven, 1989.
  • Ottmann K. The essential Mark Rothko. New York, 2003.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты