РЕРИХ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

0 комментариев

Русский художник, сценограф, археолог, мыслитель, общественный деятель, путешественник, действительный член Петербургской Академии Художеств (1909). Отец Ю.Н. и С.Н. Рерихов.

1890-1910-е годы

Из дворянской семьи. Выпустился из гимназии К.И. Мая (1893), проходил курс в Академии Художеств (1893-1897), в то же время обучаясь на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1893-1898). Ученик А.И. Куинджи. В 1900-1901 гг. дополнял образование в Париже в студии Ф. Кормона. С 1899 г. участник выставок «Мира искусства», в 1910-1915 гг. возглавлял его. С 1903 г. входил в состав «Союза русских художников». В 1899 г. произошло знакомство Рериха с Е.И. Шапошниковой, с которой художник обвенчался в 1901 г.

С конца 1890-х работал над изобразительным циклом «Начало Руси. Славяне», в котором стремился продемонстрировать гармонию человека времён языческой Руси с природой. Вдохновение черпал в древнерусских преданиях, летописях, например, в «Повести временных лет». К работам этой серии относятся созданный под влиянием Куинджи «Гонец. “Восста род на род”», «Сходятся старцы» (1898), «Поход» (1899), «Заморские гости» (1901) и др. Продолжая эту серию в полотнах «Город строят» (1902), «Славяне на Днепре» (1905) и др., Рерих избрал тонально-масляную живопись, изменил структуру мазка, старался решать работы в монументально-декоративном ключе. В 1903-1904 гг. объездил Россию: результатом явилось множество набросков памятников древнерусской архитектуры. В 1905 г. в Праге открылась первая зарубежная выставка художника. Одной из вершин «славянской серии» стала работа «Бой» (1906), завершившая период масляной живописи. С этого момента и до 1914 г. он писал в основном темперой.

До 1914 г. регулярно путешествует по европейским странам. Посетил Францию (1908, 1912), Великобританию (1909), Германию и Нидерланды (1909, 1911). В поездках хотел понять и выразить главные черты культур Европы и родной страны. Творческие находки Рериха показали себя в сценографии: его кисти принадлежат эскизы декораций к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт», операм Р. Вагнера «Валькирия» и «Тристан и Изольда», балетам Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и И.Ф. Стравинского «Весна Священная», операм А.П. Бородина «Князь Игорь» и Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка». Также художник занимался декоративной (пан­но для до­ма Ф. Г. Ба­жа­но­ва в С.-Пе­тер­бур­ге, 1910) и монументальной живописью (роспись и мозаики церкви Святого Духа в имении княгини М.К. Тенишевой в Талашкине под Смоленском, 1914).

Перед началом Первой мировой пишет ряд полотен, в которых видны его тревожные предчувствия: «Крик змия», «Зарево», «Дела человеческие», «Град обреченный» и др. В то же время 1910-е гг. ознаменованы началом серьёзного увлечения культурой Востока. Однако вместо посещения Азии в 1916 г. из-за серьезного заболевания лёгких Рерих переехал в Великое княжество Финляндское. Северные пейзажи были запечатлены в картине «Пантелеймон-целитель» (1916). В 1917 г.  он член организованной А.М. Горьким Комиссии по делам искусств, помощник председателя.

1918-1920-е годы

С 1918 г.  в эмиграции. В 1919 г. выехал в Швецию, оттуда в 1920-м – в Англию. Исполнил эскизы декораций к постановке оперы «Князь Игорь» в «Ковент-Гарден».  Тогда же перебрался в Соединенные Штаты, где создал полотна «Вестник», «Сюита Океана» и др. С подачи художника в Америке появляются Международное общество художников, общество «Венец мира» (оба в Чикаго), «Институт объединённых искусств» (Нью-Йорк). В 1923-1924 гг. – в Индии (здесь свет увидела серия работ «Зарождение тайн»). В 1925-1928 гг. и 1934-1935 гг. был в экспедициях по Центральной и Восточной Азии, собрал ценные материалы по археологии и этнографии. Написал ряд картин, в том числе положивших начало «Гималайской серии». Описал свои поездки в книгах «Сердце Азии», «Алтай-Гималаи» (обе в 1929), «Шамбала сияющая» (1930). В 1926 г. побывал в СССР, передал в дар государству ларец с гималайской землёй и серию картин «Матрейя» (1925-1926). В 1928 г. открыл в Сиккиме (Индия) институт гималайских исследований «Урусвати», вскоре он переехал в Наггар, как и сам его основатель.

В 1928 г. совместно с Г.Г. Шклявером Рерих создал проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха). В 1929 г. он был обнародован и встретил поддержку многих культурных деятелей. Тогда же Рерих был выдвинут на соискание Нобелевской премии мира. В 1954 г. на ос­но­ве Пак­та Ре­ри­ха в Гаа­ге была при­ня­та ме­ж­ду­народная Кон­вен­ция о за­щи­те куль­тур­ных цен­но­стей в слу­чае воо­ружённого кон­флик­та.

Последние годы

В 1934-1935 гг. посетил Китай, Монголию, Японию. В 1930-е гг. им написаны полотна «Армагеддон», «Держательница Мира», «Гималаи», «Песнь о Шамбале» и др. Скончался  и был похоронен в Наггаре.

Н.К. и Е.И. Рерихи явились создателями духовного учения Агни-Йога, или «Живая Этика», которая провозглашает идею закономерной эволюции Космоса, часть которой - эволюция человеческого рода. Смысл этих процессов в духовном просветлении, достичь которого поможет синтез культур Востока и Запада, науки и религии. Идеи Рериха высказаны им в книгах «Пу­ти бла­го­сло­ве­ния» (1924), «Твер­ды­ня пла­мен­ная» (1932), «Не­ру­ши­мое» (1936) и др. В 1920-30-е гг. в ряде стран создавались общества мыслителя, продвигающие его идеи. Сейчас рериховское движение продолжает свое существование в России и ряде зарубежных стран. Его музеи действуют в Нью-Йорке (1923, возрождён в 1949), Москве (1993), деревне Извара Ленинградской обл. (1984), в Санкт-Петербурге. 

зам гости.jpg
Н.К. Рерих. "Заморские гости". 1901 г.
держательница.jpg
Н.К. Рерих. "Держательница мира". 1933 г.
Литература
  • Беликов П. Ф. Рерих (Опыт духовной биографии). Новосибирск, 1994.
  • Беликов П. Ф., Князева В. П. Рерих. 2-е изд. М., 1973.
  • Держава Рериха: Сб. М., 1994.
  • Дубаев М. Л. Рерих. М., 2003.
  • Киселева (Яковлева) Е. П. Театрально-декорационное искусство Н. К. Рериха. Самара, 1996.
  • Короткина Л. В. Рерих в Петербурге–Петрограде. Л., 1985.
  • Короткина Л. В. Творческий путь Николая Рериха. СПб.. 2001.
  • Н. К. Рерих: Жизнь и творчество: Сб. статей. М., 1978.
  • Полякова Е. И. Н. Рерих. 2-е изд. М., 1985.
  • Stasulane A. Theosophy and culture: Nicholas Roerich. Roma, 2005.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты