«РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА»

0 комментариев

Даты проведения: 3 августа – 15 сентября 1943 г.

Место проведения: оккупированные территории РСФСР, Белорусской ССР и части Украинской ССР.

Основное направление: Орловско-Курское.

Цель операции: оказание помощи частям Советской Армии в завершении разгрома немецких сил в Курской битве (1943) и развитии общего наступления посредством организации перебоев в доставке грузов неприятелем и отвлечение его сил на охрану железнодорожного сообщения.

Объекты удара: железнодорожные мосты, узловые станции, подвижной состав, железнодорожные пути.

Средства: специальные клинья, ручной разбор рельсов, подрывная техника, взрывчатка, огнепроводные шнуры.

Участники:

ленинградские, калининские, брянские, смоленские, орловские, белорусские, украинские и другие партизаны. Центральным штабом партизанского движения было сформировано и подготовлено 167 подразделений, каждая из которых получила свои объекты и цели.

Подготовка и проведение операции

Летом 1943 г. началась подготовка масштабной операции «Рельсовая война». 9 июля начальник штаба П.К. Пономаренко в письме И.В. Сталину обосновал необходимость проведения повсеместной операции по разрушению железнодорожного сообщения неприятеля с целью дезорганизации его перевозок. 14 июля 1943 г. Ставка Верховного Главнокомандования подписала приказ о начале операции «Рельсовая война».

На оккупированных территориях действовали партизанские отряды. К лету 1943 г. сложились условия для проведения широкомасштабных совместных операций партизанского движения и Красной Армии. Именно партизаны должны были стать основными исполнителями задуманного. Планировалось задействовать около 96 тыс. человек.

Штабами партизанских движений были определены участки и объекты для каждого партизанского формирования. Отрядам была предоставлена подрывная техника, взрывчатка, огнепроводные шнуры.

22 июля 1943 г. партизанские отряды Орловской области осуществили массовый подрыв рельс. Эти действия стали репетицией будущей масштабной операции. В первую ночь операции, 3 августа, партизаны подорвали 42 тыс. рельсов. Они действовали в тылу групп немецких армий «Центр» и «Север». Операция проводилась по фронту протяженностью около 1000 км, глубина действий составила 750 км. Одновременно в тылу группы армий «Юг» действовали украинские партизанские отряды. Немецкому командованию в течение некоторого времени не удавалось организовать противодействия партизанам. Всего было взорвано 215 тыс. рельсов. За июль – сентябрь 1943 г. партизаны уничтожили 1529 железнодорожных эшелонов и 115 мостов. Только в Белоруссии были уничтожены 3 бронепоезда и 836 эшелонов.

Итоги «Рельсовой войны»:

- увеличение времени на восстановление железнодорожного полотна неприятелем;

- оттягивание человеческих ресурсов, занимавшихся охраной железнодорожных объектов;

- ограничение использования железных дорог противником;

- затруднение отступления неприятеля;

- сокращение грузоперевозок противника на 40 процентов.

рельс2.jpg
рельс1.jpg
Смежные статьи
Литература
  • Рельсовая война // Великая Отечественная война 1941–1945: энциклопедия / Гл. ред. М.М. Козлов. М., 1985. С. 608.
  • Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Белоруссии. Минск, 2004.
  • Рельсовая война // Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н.С. Конарев. М., 1994. С. 363.
  • История Второй мировой войны. 1939 – 1945. Т. 7. М., 1976. С. 306 – 316.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты