РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ

0 комментариев

Мартин Лютер

Начало Реформации связывают с именем преподавателя богословии Виттенбергского университета, монаха Августинского ордена Мартина Лютера (1483-1546). В октябре 1517 г. он прибил 95 тезисов, осуждавшими торговлю «отпущением грехов», к дверям церкви Всех Святых в Виттенберге. Первоначально они стали предметом обсуждения, прежде всего в университетских кругах, но затем они были распространены на немецком языке по всей Германии. Томист Иоаганн Экк выступил против положений Лютера, в Лейпциге в июле 1519 г. состоялся диспут между ними. Вскоре Лютер обратился в своем послании  к императору, князьям и дворянству с просьбой возглавить движение за реформы в церкви. Особой критике он подверг положение священства, считая, что любой мирянин может быть выбран приходом (общиной) в священники. Большое внимание уделял вопросу разделения светского и церковного права и суда, а также призывал к роспуску монашеских орденов и секуляризации церковного имущества. В дальнейшем он коснулся и теологических вопросов, подвергая критике учение о таинствах. В июне 1520 г. папа Римский Лев X выпустил буллу с требованием отречения Мартина Лютера от своего учения, но он отказался, и она вступила в силу. Книги проповедника стали сжигаться, в ответ он демонстративно сжег один экземпляр буллы и сборник канонического права на городской площади Виттенберга. Император Карл V призвал Лютера на рейхстаг в Вормсе весной 1521 г. для покаяния, но и здесь он был непреклонен. Император издал эдикт, по которому надлежало преследовать еретиков – сторонников Лютера. Однако некоторым представителям немецкого дворянства импонировало новое учение, саксонский курфюст Фридрих Мудрый укрыл проповедника в замке Вартбург, где он начал переводить текст Библии на немецкий язык (к 1534 г. завершил полный перевод). Тем временем, ширились антикатолические настроения, так в Виттенберге местные власти даже приказали удалить из церквей иконы. В марте 1522 г. Лютер прибыл в город и в проповеди призвал всех повиноваться светских властям, ему даже пришлось вступить в дискуссию со своим сторонником Т.Мюнцером, который помимо богословских вопросов, утверждал о скорой передаче власти простому народу.

В это время на верхнем Рейне объединились рыцари во главе с Ф. фоном Зиккингеном, которые заявили о поддержке идей Реформации и в августе 1522 г. напали на духовное княжество Трирское. Однако взять Трир им не удалось, а весной 1523 г. был взят замок самого Зиккингена, последовал карательный поход против его сторонников, окончившийся уничтожением более 30 замков.

Крестьянская война

Летом 1524 г. в Швабии, Франконии, Тюрингии и Саксонии начались крестьянские выступления, получившие название Крестьянской войны. Мартин Лютер решительно осудил крестьян, издав памфлет «Против разбойничьих и грабительских шаек крестьян». В ходе войны, среди повстанцев появилось ряд проектов преобразований, которые так и не были реализованы. Так, 19 марта 1525 г. был опубликовано «12 статей», подготовленных К.Шаппелером и С.Лотцером, в которых были переплетены идеи по реформе церкви и положения, касавшиеся облегчения тяжелого социального положения крестьян. Вскоре взбунтовавшиеся крестьяне захватили ряд монастырей и замков. Против крестьян стал действовать т.н. Швабский союз, созданный еще в 1488 г., ставший в условиях Крестьянской войны, военным инструментов империи. В Тюрингии, в г.Франкенхаузен были крупные силы повстанцев во главе с Мюнцером и проповедником Г.Пфейффером. Княжеские войска применили против них артиллерию, на улицах города была настоящая резня. Около 600 повстанцев попало в плен, а их лидеры казнены. Последнее крупное выступление произошло в Тироле, где бывший секретарь архиепископа М. Гайсмайер встал во главе восставших и составил программу «Земское устройство», согласно которой в Тироле должна была возникнуть республика. Предполагались широкие социальные и экономические преобразования с целью достижения всеобщего равенства и искоренения бедности. Однако эта программа осталась лишь проектом. Войска князей и Швабского союза разбили повстанцев, а их лидера убили.

В условиях продолжающихся гонений, среди сторонников Реформации стали появляться новые группы и течения. Характерным для своего времени стало движение анабаптистов, объединившее беднейшие слои населения. В феврале 1534 г. их сторонники самых радикальных взглядов стали большинством в магистрате г. Мюнстера, после чего город был объявлен Новым Иерусалимом, деньги были упразднены, иконы и драгоценности из церквей изымались. В 1535 г. город после долгой осады пал, анабаптистов казнили и преследовали, был восстановлен католицизм.

Борьба империи и князей

В 1529 г. на созванном рейхстаге император Карл V потребовал соблюдения Вормсского эдикта и запретил секуляризацию церковных владений. В ответ от пять князей и 14 имперских городов, в которых были сильны сторонники Реформации, заявили, что в делах совести и веры нельзя подчиняться решению большинства. С этого времени сторонников Реформации стали называть протестантами. Через год император попытался примирить две стороны, был созван рейхстаг в Аугсбурге, на котором позиции Католической церкви представлял Экк. Идеи протестантов по реформированию церкви были отвергнуты. В ответ немецкие князья, поддерживающие протестантов, создали оборонительный военно-политических союз в г. Шмалькальдене, который поддержал М. Лютер. В битве при Мюльберге в 1547 г. войска протестантов были разбиты, в Виттенберг вошли императорские войска, попытка найти компромисс окончательно провалилась. Но в это время среди князей начинает зреть заговор против императора, в 1552 г. на него напали, и он был вынужден бежать из своей резиденции. Состоялись длительные переговоры, окончившиеся Аугсбургским религиозным миром, согласно которому утверждалось равноправие католиков и лютеран (при этом другие течения Реформации по-прежнему осуждались). Князья получили право определять официальную религию своих подданных, а те из них, кто был не согласен с волей правителя, получали право на продажу имущества и свободный выезд. В 1577 г. лютеране выработали единую программу «Формула согласия», позднее она вошла в «Книгу согласия», куда были включены важнейшие памфлеты М.Лютера. С ней должны были ознакомиться и подписать духовные лица и преподаватели. Подобный программный документ был составлен и кальвинистами К.Олевианом и З.Урсином, получивший название «Гейдельбергский катехизис».

Тридцатилетняя война

В первой половине XVII в. Европу потрясла Тридцатилетняя война между Габсбургами и протестантскими князьями Дании, Германии, Швеции, Франции и Голландии. Основной причиной войны стало желание императора и Католической церкви вернуть контроль над протестантскими землями Германии. По итогам войны состоялся Вестфальский конгресс, подготовивший Вестфальский мир в 1648 г. Немецкие князья получили значительную самостоятельность в вопросах внутренней и внешней политики, что закрепило политическую раздробленность Германии. Католики и лютеране были уравнены в правах. Официально признавался  и кальвинизм. Согласно миру была узаконена секуляризация церковных земель (до 1624 г.), но у князей было отнято право определять официальную религию на своих землях.

Литература
  • Баумгартнер Э. Великая крестьянская война в Германии, 1525. М., 2012. Фокин И.Л. Мартин Лютер и немецкая Реформация. Спб, 2007. Смирин М. М. Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны. М., 1962. Lindsay T. M. Luther and the German Reformation. Edinburgh, 1913. Lortz J. Die Reformation in Deutschland. 6. Aufl. Freiburg im Breisgau, 1982.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты