РАХМАНИНОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

0 комментариев

Великий русский композитор, пианист, дирижер.

На родине

Происходил из семьи дворянина Василия Аркадьевича Рахманинова и Любови Петровны Бутаковой. Любовь и способности к музыке Сергей перенял у своего деда-композитора, отца и матери, любивших музицировать. Первыми учительницами мальчика в данном направлении стали сама Любовь Петровна, а затем А. Орнатская. В 9-летнем возрасте Сергей стал проходить обучение в Петербургской консерватории, однако пропускал занятия. Через три года он уже жил в московском пансионе пианиста Николая Зверева, а также занимался у него в консерватории, будучи принятым сразу на третий курс. Зверев же представил подростка Петру Чайковскому. Однако в 1888 году учитель и ученик разругались, и Рахманинов перебрался к московской родне – семейству Сатиных. В 1902 году  он обвенчается со своей кузиной Натальей Сатиной, у пары родятся дочери Татьяна и Ирина.

В том же 1888-м Сергей перешел на старшее отделение консерватории. Его педагогами здесь были пианист и родственник юноши Александр Зилоти, композиторы Сергей Танеев и Антон Аренский. Еще учеником Рахманинов создал свои первые произведения: концерт для фортепиано с оркестром № 1, две пьесы для виолончели и фортепиано, пьесы-фантазии для фортепиано (одно из самых известных своих творений), романсы, симфоническую поэму «Князь Ростислав» и др. Уже тогда он стал известен публике и любим ею: при своем композиторском таланте он был еще и блестящим пианистом. В качестве выпускной работы молодой музыкант представил в 1892 году оперу «Алеко» по А. Пушкину, которую из-за высокой оценки и с подачи Чайковского поставили  в Большом театре. В итоге Рахманинов получил золотую медаль при выпуске из консерватории.

После этого молодой человек несколько лет работал педагогом в различных женских институтах Москвы, при этом не переставая писать инструментальные пьесы, симфонии, хоровые произведения, сюиты и др. В 1897 году он проявил себя как прекрасный дирижер в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова, где сдружился с Ф. Шаляпиным, однако после одного сезона оставил ее и углубился в сочинительство. Вскоре Рахманинова ждал первый провал: в том же году столичная публика слушала его Симфонию № 1 ре минор, исполненную под управлением дирижера Александра Глазунова. Возможно, сыграли свою роль как новизна музыки композитора (в симфонии ярко проявился характерный для автора синтез разных музыкальных направлений), так и неумелое ее исполнение. На Сергея Васильевича посыпались жуткие рецензии, в том числе, от таких мастеров, как Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков. Для молодого таланта эта история окончилась серьезной депрессией, длившейся примерно до 1901 года. В это время из-под его руки практически ничего не выходило. Большую помощь ему оказал психотерапевт Николай Даль.

В 1901 году Рахманинов представил публике свой знаменитый Второй фортепианный концерт, который ознаменовал новый этап творчества мастера. Еще ранее Сергей Васильевич показал себя новатором в музыке, смело сочетая разные ее традиции: романтизм и русскую церковную музыку, городской и цыганский романс. На новом этапе он стал еще более ярок и индивидуален, еще более полистилистичен. Не оставляя романтических и церковных музыкальных традиций, он также обращается к символизму, импрессионизму и неоклассицизму, использует новые приемы, создавая свой выходящий за все обыденные рамки стиль. Самыми яркими произведениями этого периода стали фортепианные прелюдии (1903), Симфония № 2 (1907), симфоническая поэма «Остров мертвых» (1908), Третий фортепианный концерт (1909), поэма «Колокола» (1913).

В начале ХХ века карьера Рахманинова пошла вверх: он стал дирижером Большого театра, много концертировал как пианист и дирижер. После ухода из Большого в 1906-1909 годах Сергей Васильевич посетил Италию, долгое время прожил в Германии, не переставая все это время писать музыку. В 1909 году он совершил гастрольный тур по США и Канаде. В 1911 году в Киеве познакомился с Верой Держинской, чей прекрасный певческий талант композитор поддерживал в дальнейшем.

Одним из последних концертов в России стало выступление Рахманинова в Тенишевском училище в феврале 1917 года. В конце того же года его пригласили выступить в Стокгольме, куда он и выехал вместе с семьей.

В эмиграции

В 1918 году Сергей Васильевич перебрался из Швеции в Данию, где давал множество концертов, так как выступления давали средства к существованию. Однако они принесли ему и европейскую славу. В конце 1918 года Рахманинов переехал в Нью-Йорк. На протяжении всей жизни в Америке он давал по всей стране огромное количество концертов как пианист, снискав и за океаном огромную известность и любовь.  Не любивший излишнего внимания, Сергей Васильевич был вынужден постоянно скрываться от журналистов.

Однако до 1926-1927 годов он ничего не создавал как композитор, что объяснялось его близкими оторванностью от родины и тоской по ней. Он любил окружать себя вещами, напоминавшими о России, а его друзьями были в основном соотечественники. Однако во второй половине 1920-х творческая ситуация мастера изменилась. В это время он создал Четвертый фортепианный концерт и три русские песни. В последующие годы появились Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931), Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1935), Третья симфония (1937). Последним произведением Рахманинова стали Симфонические танцы 1941 года. Шесть созданных в эмиграции сочинений составили новый этап творчества композитора, а также стали одними из его музыкальных вершин. В этот период Сергей Васильевич еще больше экспериментировал, сочетая в своих творениях такие крайности, как церковная музыка, джаз, эстрада и традиции авангарда. Его произведения звучали более глубоко и мистично.

Помимо США, Рахманинов в 1930-1940 годах часто ездил в Швейцарию, где возводил свою виллу «Сенар». Тогда же часто выступал в других европейских странах, производя фурор своей восхитительной игрой.

Сильно потрясло композитора известие о начале Великой Отечественной войны. В США он много концертировал, сборы от этого передавал фонду Красной армии и Фонду обороны СССР, призывая и остальных соотечественников делать то же самое.  Эти средства позволили построить для армии самолет.

Великий музыкант был заядлым курильщиком. Он скончался от меланомы в марте 1943 года в Беверли-Хиллз. Погребен на кладбище Кенсико недалеко от Нью-Йорка.

Значение творчества Рахманинова огромно. Он являлся самобытным новатором, объединившим множество русских и мировых музыкальных традиций и в итоге создавшим свой собственный стиль. Его творчество легко узнаваемо благодаря использованию автором характерных музыкальных приемов (например, прием т.н. «рахманиновской гармонии»). Кроме того, большой вклад Сергей Васильевич, часто обращавшейся к христианским мотивам, внес в развитие русской духовной музыки (достаточно вспомнить такие сочинения, как Литургия св. Иоанна Златоуста или Всенощное бдение). Композитор был не менее великим пианистом, который привел русскую фортепианную школу на первые позиции. Рахманинов вывел русскую музыку ХХ века на мировой уровень и оказал огромное влияние на последующие поколения музыкантов, как сочинителей, так и исполнителей. 

Литература
  • Брянцева В.Н. Детство и юность Сергея Рахманинова. М., 1972.
  • Воспоминания о Рахманинове. В 2 т. М., 1988.
  • Гервер Л.Л. Поэзия романсового творчества: Рахманинов и Метнер (заметки к теме) // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 1.
  • Давтян Л. Чеховский камертон в судьбе Рахманинова // Иные берега. 2008. № 3 (11).
  • Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М., 1973.
  • Ковалёва-Огороднова Л.Л. Сергей Рахманинов: Биография. В 2 т. СПб., 2015.
  • Ковалёва-Огороднова Л.Л. Сергей Рахманинов в Петербурге-Петрограде. СПб., 1997.
  • Рахманинов и его современники. СПб., 2003.
  • Сергей Рахманинов: История и современность: Сб. статей. Ростов-на-Дону, 2005.
  • Скафтымова Л.А. Вокально-симфоническое творчество С.В. Рахманинова и русская кантата начала ХХ века. СПб., 1998.
  • Федякин С.Р. Рахманинов. (ЖЗЛ). М., 2014.
  • D’Antoni C.A. Dinamica rappresentativa del «suono-parola» - La «drammaturgia compressa» delle Romanze di Rachmaninov. Roma, 2009.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты