РАДИКАЛЬНАЯ РЕФОРМАЦИЯ

0 комментариев

Общее название для ряда воинственных и радикальных религиозных движений, зародившихся в 1520-е гг. в Швейцарии и Германии.

Также известна под названием «левого крыла Реформации» и «Третьей реформации». В основе различных радикальных направлений лежало движение Томаса Мюнцера в Германии и цюрихских  анабаптистов из круга Гребеля. Для движения в целом характерны милиантисткие настроения, отрицание церковных структур, стремление к радикальному преобразованию общества и создания государства избранных (ко Спасению), поэтому важным теологическим постулатом был отказ от крещения младенцев и мистическое откровение как условие крещения (Шляйтхаймские статьи 1527 г.).

В 1520-1530-е гг. существовало два лагеря анабаптистов, одни из которых призывали к вооруженному сопротивлению, а другие исповедовали пацифизм и идеи непротивления даже в случае справедливой войны. После поражения восстания Томаса Мюнцера в 1525  г. его взгляды получают развитие в теологии Пильграмп Марпека и Ганса Хута.

Однако опыт по созданию Мельхиора Хофманна по созданию «Царства последнего дня» в Мюнцере в 1534-1535 гг. оказывается столь драматичен и кровав, что в дальнейшем воинствующая риторика сменяется пацифистскими настроениями в духе швейцарских анабаптистов. Радикальные движения получили осуждение немецких и швейцарских реформаторов, а их лидеры подвергалось преследованиям, что обеспечило им славу мучеников за веру (например, швейцарский синод мучеников 1523 г., все члены которого были убиты).

На протяжении XVI-XVII вв. из числа анабаптистов выделились многочисленные радикальные секты и группировки. Идеи отрицания раннего крещения и избранничества, а также идея «мирного времени» получила развитие  в теологии голландца Менно Симонса, от которого произошла секта меннонитов. Значение пророческого откровения, видений, мистического опыта и отрицание книжности легло в основу секты спиритуалов, давших начало современным харизматам и пятидесятникам. Наконец, характерна группа унитаристов или антитринитаристов, отрицавших догмат о троичности божества («Польские братья» Фауста Социна).

Радикальные движения в основном имели локальный характер, существуя в виде общин, возглавляемых маргинальными лидерами, однако секты добились достаточно сильного влияния в Польше и Трансильвании.

Иллюстрации:

Томас Мюнцер, гравюра XVII в.;

Титульный лист теологического памфлета против анабаптистов. 1644 г.

Автор статьи: Лурье З.А.

Titelblatt einer polemischen Schrift gegen die Täufer erschiedene Richtungen der Anabaptisten (1644.jpg
Литература
  • Clasen С. Р. Anabaptism: a Social History, 1525–1618 Switzerland, Austria, Moravia, South and Central Germany. Ithaca, 1972
  • Stayer А. М. The German Peasants’ War and Anabaptists community of goods. Montrealб 1991

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты