ПОПАЯН

0 комментариев

/ Ориг.: Popayán

ПОПАЯН (Popayán) - город на юго-западе Колумбии, административный центр департамента Каука.

Население 270 тысяч человек (2012). Рас­по­ло­жен в меж­гор­ной до­ли­не Пу­бен­са, ме­ж­ду За­пад­ной и Цен­траль­ной Кор­диль­е­ра­ми. Че­рез Попаян про­хо­дит главная ме­ри­дио­наль­ная ав­то­до­ро­га (уча­сток Пан­аме­ри­кан­ско­го шос­се) западные час­ти стра­ны. Внутренний аэ­ро­порт имени Гиль­ер­мо Ле­о­на Ва­лен­сии (1949).

Ос­но­ван в 1537 году испанскими кон­ки­ста­до­ром С. де Бе­лаль­ка­са­ром. С 1560-х годов вхо­дил в Ко­ро­лев­скую ау­ди­ен­сию Ки­то (административный ок­руг) в со­ста­ве ви­це-ко­ро­лев­ст­ва Пе­ру. Раз­ви­вал­ся как пе­ре­ва­лоч­ный пункт на пу­ти транс­пор­ти­ров­ки зо­ло­та и других цен­ностей из глу­бин­ных об­лас­тей ау­ди­ен­сии в Кар­та­хе­ну, а от­ту­да в Ис­па­нию. В 1760-1819 годы в Попаяне рас­по­ла­гал­ся мо­нет­ный двор (с 1826 года мо­нет­ный двор не­за­ви­си­мой Ко­лум­бии). Не­од­но­крат­но стра­дал от зем­ле­тря­се­ний; по­след­нее наи­бо­лее раз­ру­ши­тель­ное про­изош­ло в 1983 году.

Ис­то­рический центр го­ро­да в це­лом со­хра­нил ре­гу­ляр­ную пла­ни­ров­ку XVII-XIX веков с пре­об­ла­даю­щей 1–3-этаж­ной за­строй­кой (вос­ста­нов­ле­на по­сле 1983 года). Яд­ро Ста­ро­го го­ро­да - квад­рат­ная в пла­не площадь Пар­ке-Каль­дас с ча­со­вой баш­ней (конец XVII века, английские ча­сы 1730-х годов), ка­фед­раль­ным со­бо­ром Нуэ­ст­ра-Сень­о­ра-де-ла- Асун­сь­он-де-Попаян в фор­мах клас­си­циз­ма (1819-1902 годы, ар­хи­тек­то­ры Х. Мос­ке­ра, Ф.С. Бар­бет­ти; ре­кон­струи­ро­ван в 1950-е годы, вос­ста­нов­лен по­сле 1983 года), зда­ни­ем ад­ми­ни­ст­ра­ции го­ро­да (XIX век), па­мят­ни­ком учё­но­му Ф.Х. де Каль­да­су (1910 год, французский скульп­тор Р. Вер­ле). Сре­ди гражданских со­ору­же­ний цен­тра Попаяна: жи­лые до­ма Р. Ве­ха­ра­но и Б. Се­гу­ра Каль­да­са (конец XVIII века, ны­не Му­зей Э. Не­гре­та), Мос­ке­ра (XVIII век, ны­не му­зей), Дво­рец пра­во­су­дия (XIX век), пер­вое зда­ние Ун-та Кау­ки (1-я половина XIX века, ны­не юри­дические и со­цио­ло­гические фа­куль­те­ты университета), мост Умиль­я­де­ро (1870-е годы, архитектор Ф.С. Бар­бет­ти), зда­ние те­ат­ра «Гиль­ер­мо Ва­лен­сия» (1892-1927 годы, ар­хи­тек­то­ры М. Лом­бар­ди, А. Ара­гон, Х.М. Обан­до и другие), Пан­те­он (1920-е годы; оба - в сти­ле не­оклас­си­циз­ма). Сре­ди куль­то­вых со­ору­же­ний Попаяна: церк­ви Ла-Эр­ми­та (середина XVI века), Сан-Фран­си­ско в сти­ле ба­рок­ко (конец XVI века, раз­ру­ше­на зем­ле­тря­се­ни­ем в 1736 году, вос­ста­нов­ле­на в 1765-1788 годы, архитектор А. Гар­сия); церк­ви монастыря Сан­то-До­мин­го (1736-1741 годы, архитектор Г. Кау­си), ав­гу­стин­ско­го монастыря (конец XVI - начало XVII веков, вос­ста­нов­ле­на по­сле зем­ле­тря­се­ния в 1827-1854 годы; сохранились на­стен­ные рос­пи­си с изо­бра­же­ни­ем Ии­су­са Хри­ста, пред­по­ло­жи­тель­но конец XVI века); ча­сов­ня Бе­лен (XVIII-XIX века, пе­ре­строе­на в 1-й половине XX века).

Попаян - важ­ный центр об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры. Университет Кау­ки (1827 год; один из ста­рей­ших в Ко­лум­бии). Му­зеи: ес­тественной ис­то­рии (1936), «Ка­са Мос­ке­ра» (1951 год; вклю­ча­ет му­зеи: эт­но­ло­гический, ко­ло­ни­аль­но­го искусства и ис­то­рии), ху­дож­ни­ка Э. Мар­ти­не­са (1965), поэ­та и государственного дея­те­ля Г. Ва­лен­сии (1973), ре­лигиозного искусства (1979), Ибе­ро-аме­ри­кан­ский современного искусства (1994). Городской те­атр «Гиль­ер­мо Ва­лен­сия» (1927 год; опер­ные и сим­фо­нические кон­цер­ты). Фе­сти­валь ре­лигиозной му­зы­ки (с 1964; еже­год­но).

Ос­но­ва городской эко­но­ми­ки - сфе­ра ус­луг, в том числе административные, транс­порт­но-ло­ги­стические, фи­нан­со­вые ус­лу­ги и тор­гов­ля. Ор­га­ни­зационный центр круп­но­го сельско-хозяйственного рай­она (вы­ра­щи­ва­ние ко­фе, ово­щей и са­хар­но­го трост­ни­ка, раз­ве­де­ние круп­но­го ро­га­то­го ско­та и пти­цы). Пред­прия­тия по пе­ре­ра­бот­ке ко­фе, про­изводству ал­ко­голь­ных и про­хла­дительных на­пит­ков, мяс­ной и мо­лоч­ной про­дук­ции, са­ха­ра, овощ­ных кон­сер­вов и другие. Вы­пуск промышленных кон­вей­ер­ных и транс­пор­тёр­ных лент.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты