ПОНЯТИЕ

0 комментариев

ПОНЯТИЕ - структурная единица мышления, обеспечивающая порождение и сохранение нового знания, его понимания и коммуникации.

Понятие яв­ля­ет­ся меж­дис­ци­п­ли­нар­ным объ­ек­том ис­сле­до­ва­ния, изу­чав­шим­ся в рам­ках фи­ло­со­фии, ло­ги­ки, лин­гвис­ти­ки и пси­хо­ло­гии. В современной ког­ни­тив­ной нау­ке, лин­гвис­ти­ке и куль­ту­ро­ло­гии ис­поль­зу­ет­ся близ­кий тер­мин кон­цепт, вклю­чаю­щий, по­ми­мо ин­ва­ри­ант­но­го по­ня­тий­но­го яд­ра, так­же ас­со­циа­тив­но-об­раз­ные и цен­но­ст­ные пред­став­ле­ния о нём.

В фи­ло­со­фии и ло­ги­ке понятие рас­смат­ри­ва­ет­ся как фор­ма ра­цио­наль­но­го по­зна­ния, ко­то­рая вы­де­ля­ет из не­ко­то­рой пред­мет­ной об­лас­ти и обоб­ща­ет раз­но­род­ные объ­ек­ты по­сред­ст­вом ука­за­ния на их об­щие и от­ли­чительные при­зна­ки, не при­су­щие в этой ком­би­на­ции другим объ­ек­там ис­ход­ной пред­мет­ной об­лас­ти - уни­вер­су­ма, или ро­да, понятия. В ес­тественном язы­ке понятия вы­ра­жа­ют­ся опи­сательными тер­ми­на­ми ви­да «объ­ект из уни­вер­су­ма U, об­ла­даю­щий при­зна­ком А», а в язы­ке ло­ги­ки пре­ди­ка­тов - кон­ст­рук­ция­ми αА(α), где α - пе­ре­мен­ная (или кор­теж пе­ре­мен­ных) по объ­ек­там уни­вер­су­ма, а А(α) - за­пись при­зна­ка, на ос­но­ве ко­то­ро­го про­из­во­дит­ся обоб­ще­ние.

Ка­ж­дое понятие име­ет две основные ло­гические ха­рак­те­ри­сти­ки - экс­тен­сио­наль­ную (объ­ём) и ин­тен­сио­наль­ную (со­дер­жа­ние). Объ­ём понятия αА(α) - класс объ­ек­тов, вы­де­ляе­мых из уни­вер­су­ма и обоб­щае­мых в дан­ном понятии. Отдельные объ­ек­ты из дан­но­го клас­са - эле­мен­ты объ­ё­ма понятия. Со­дер­жа­ние понятия αА(α) - при­знак А(α), с по­мо­щью ко­то­ро­го про­из­во­дит­ся обоб­ще­ние. Например, понятие «че­ты­рёх­уголь­ник с рав­ны­ми сто­ро­на­ми и рав­ны­ми уг­ла­ми» вы­де­ля­ет в уни­вер­су­ме че­ты­рёх­уголь­ни­ков класс квад­ра­тов (объ­ём понятия) на ос­но­ве при­знака «иметь рав­ные сто­ро­ны и рав­ные уг­лы» (со­дер­жа­ние понятия). Объ­ё­мы и со­дер­жа­ния понятия на­хо­дят­ся в тес­ной взаи­мо­за­ви­си­мо­сти, фик­си­руе­мой в «за­ко­не об­рат­но­го от­но­ше­ния» ме­ж­ду со­дер­жа­ния­ми и объ­ё­ма­ми понятия: ес­ли од­но понятие ши­ре дру­го­го по объ­ё­му, то пер­вое бед­нее вто­ро­го по со­дер­жа­нию, и на­обо­рот.

Понятия, ис­поль­зуе­мые в нау­ке и других сфе­рах че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, чрез­вы­чай­но мно­го­об­раз­ны по сво­ей струк­ту­ре, ти­пам обоб­щае­мых в них объ­ек­тов и другим ха­рак­те­ри­сти­кам. В за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра обоб­щаю­ще­го при­зна­ка понятия де­лят­ся на про­стые (их со­дер­жа­ние ука­зы­ва­ет на при­сущ­ность или не­при­сущ­ность отдельного свой­ст­ва, например «ра­зум­ное су­ще­ст­во») и слож­ные (их со­дер­жа­ние фик­си­ру­ет связь ме­ж­ду свой­ст­ва­ми, например «су­ще­ст­во, спо­соб­ное ле­тать и пла­вать»), на без­от­но­си­тель­ные (объ­ект ха­рак­те­ри­зу­ет­ся сам по се­бе, например «древ­ний го­род») и от­но­си­тель­ные (объ­ект ха­рак­те­ри­зу­ет­ся че­рез от­но­ше­ние к другим объ­ек­там, например «го­род, рас­по­ло­жен­ный юж­нее Мо­ск­вы»).

По ко­ли­че­ст­ву эле­мен­тов объ­ё­ма раз­ли­ча­ют пус­тые понятия (не со­дер­жа­щие эле­мен­тов объ­ё­ма) и не­пус­тые понятия (объ­ём ко­то­рых име­ет по край­ней ме­ре один эле­мент). Понятие мо­жет ока­зать­ся пус­тым, во-пер­вых, в си­лу сло­жив­ших­ся об­стоя­тельств («фран­цуз­ский ко­роль XX века») или в си­лу за­ко­нов при­ро­ды («веч­ный дви­га­тель») - это фак­ти­че­ски пус­тые понятия; во-вто­рых, в си­лу ло­гической про­ти­во­ре­чи­во­сти его со­дер­жа­ния («ре­жис­сёр, по­ста­вив­ший все пье­сы Че­хо­ва и не по­ста­вив­ший че­хов­ской "Чай­ки"») - это ло­ги­че­ски пус­тые понятия. Не­пус­тые понятия бы­ва­ют еди­нич­ны­ми (их объ­ём со­дер­жит ров­но один эле­мент) и об­щи­ми (объ­ём со­дер­жит бо­лее од­но­го эле­мен­та), а об­щие де­лят­ся на ре­ги­ст­ри­рую­щие и не­ре­ги­ст­ри­рую­щие (в за­ви­си­мо­сти от то­го, под­да­ёт­ся ли на прак­ти­ке точ­но­му под­счё­ту ко­ли­че­ст­во эле­мен­тов их объ­ё­мов).

На ос­но­ва­нии от­но­ше­ния объ­ё­ма понятия к его ро­ду (уни­вер­су­му) вы­де­ля­ют уни­вер­саль­ные и не­уни­вер­саль­ные понятия: объ­ё­мы пер­вых сов­па­да­ют с ро­дом («те­п­ло­про­вод­ный ме­талл»), у вто­рых они у́же ро­да («дра­го­цен­ный ме­талл»).

По струк­ту­ре эле­мен­тов объ­ё­ма раз­ли­ча­ют не­со­би­ра­тель­ные понятия, эле­мен­та­ми объ­ё­мов ко­то­рых яв­ля­ют­ся от­дель­но взя­тые объ­ек­ты («че­ло­век, ро­див­ший­ся в 1900 году») или их кор­те­жи - па­ры, трой­ки и так далее. («лю­ди, ро­див­шие­ся в од­ном и том же го­ду»), и со­би­ра­тель­ные понятия - эле­мен­та­ми их объ­ё­мов яв­ля­ют­ся со­во­куп­но­сти объ­ек­тов, мыс­ли­мые как од­но це­лое («по­ли­ти­че­ская пар­тия»).

По при­ро­де обоб­щае­мых объ­ек­тов понятие де­лят­ся на кон­крет­ные и аб­ст­ракт­ные. Кон­крет­ные понятия обоб­ща­ют ин­ди­ви­дов («мо­нар­хи­че­ское го­су­дар­ст­во»), кор­те­жи ин­ди­ви­дов («изо­то­пы») или мно­же­ст­ва ин­ди­ви­дов («пу­чок па­рал­лель­ных пря­мых»). В аб­ст­ракт­ных понятиях обоб­ща­ют­ся отдельные ха­рак­те­ри­сти­ки ин­ди­ви­дов - свой­ст­ва, от­но­ше­ния и тому подобное («род­ст­вен­ное от­но­ше­ние»), кор­те­жи ха­рак­те­ри­стик («про­ти­во­по­лож­ные че­ло­ве­че­ские ка­че­ст­ва») или мно­же­ст­ва ха­рак­те­ри­стик («со­во­куп­ность всех свойств строе­ния и жиз­не­дея­тель­но­сти ор­га­низ­ма, обу­слов­лен­ных взаи­мо­дей­ст­ви­ем его ге­но­ти­па с ус­ло­вия­ми сре­ды»).

Ло­гические от­но­ше­ния ус­та­нав­ли­ва­ют ме­ж­ду понятием с оди­на­ко­вым ро­дом (срав­ни­мы­ми понятиями). Су­ще­ст­ву­ют три фун­даментальных от­но­ше­ния ме­ж­ду дву­мя понятиями по объ­ё­му: со­вмес­ти­мость (в объ­ё­мах понятия име­ет­ся об­щий эле­мент), ис­чер­пы­вае­мость (объ­е­ди­не­ние объ­ё­мов сов­па­да­ет с уни­вер­су­мом), вклю­че­ние (ка­ж­дый эле­мент объ­ё­ма пер­во­го понятия вхо­дит в объ­ём вто­ро­го).

Над понятием мо­гут осу­ще­ст­в­лять­ся различные опе­ра­ции: де­ле­ние (пе­ре­ход от ис­ход­но­го понятия к со­во­куп­но­сти под­чи­нён­ных ему понятий на ос­но­ве мо­ди­фи­ка­ции не­ко­то­рой ха­рак­те­ри­сти­ки), яв­ляю­щее­ся ос­но­вой клас­си­фи­ка­ции; обоб­ще­ние и ог­ра­ни­че­ние - пе­ре­ход от понятия с дан­ным объ­ё­мом к понятию с бо­лее ши­ро­ким (с бо­лее уз­ким) объ­ё­мом. В ре­зуль­та­те при­ме­не­ния к объ­ёмам понятия «бу­ле­вых опе­ра­ций» - объ­е­ди­не­ния, пе­ре­се­че­ния, до­пол­не­ния и раз­но­сти мно­жеств - по­лу­ча­ет­ся объ­ём не­ко­то­ро­го слож­но­го понятия, об­ра­зуе­мо­го из со­дер­жа­ний ис­ход­ных понятий. Например, пе­ре­се­че­ние объ­ёмов понятия α А(α ) и α В(α ) да­ёт объ­ём слож­но­го со­еди­ни­тель­но­го понятия α (А(α )&В(α )).

Понятия иг­ра­ют важ­ней­шую роль как в нау­ке, так и в по­все­днев­ной жиз­ни. Осо­бое вни­ма­ние во мно­гих сфе­рах че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти (нау­ке, об­лас­ти пра­ва, ме­ди­ци­не и так далее) об­ра­ща­ет­ся на точ­ность ис­поль­зуе­мой тер­ми­но­ло­гии, для че­го воз­мож­но бо­лее тща­тель­но фик­си­ру­ют­ся смыс­лы упот­реб­ляе­мых тер­ми­нов - понятий о пред­ме­тах, ре­пре­зен­ти­руе­мых дан­ны­ми тер­ми­на­ми. Аде­к­ват­ное по­ни­ма­ние различных кон­тек­стов упот­реб­ле­ния язы­ка пред­по­ла­га­ет зна­ние то­го, о ка­ких ти­пах объ­ек­тов в них идёт речь, то есть зна­ние понятия, свя­зы­вае­мых с язы­ко­вы­ми вы­ра­же­ния­ми в со­ста­ве дан­ных кон­тек­стов (смотреть Праг­ма­ти­ка).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Хо­лод­ная М.А. Пси­хо­ло­гия по­ня­тий­но­го мыш­ле­ния: от кон­цеп­ту­аль­ных струк­тур к по­ня­тий­ным спо­соб­но­стям. М., 2012
  • Вы­гот­ский Л.С. Мыш­ле­ние и речь. М., 2012
  • Бо­ча­ров В.А., Мар­кин В.И. Ос­но­вы ло­ги­ки. М., 2011
  • Fo­dor J.A. Concepts: Where cognitive science went wrong. Oxf., 1998
  • Куз­не­цов В.И. По­ня­тие и его струк­туры: Ме­то­до­ло­ги­че­ский ана­лиз. К., 1997
  • Li R. A theory of conceptual intelligence: Thinking, lear­ning, creativity and giftedness. Westport, 1996
  • Пиа­же Ж. Из­бран­ные пси­хо­ло­ги­че­ские тру­ды. М., 1994
  • Percepts, concepts and categories / Ed. B. Burns. Amst., 1992
  • Век­кер Л.М. Пси­хи­че­ские про­цес­сы. Л., 1976. Т. 2
  • Войш­вил­ло Е.К. По­ня­тие. М., 1967; он же. По­ня­тие как фор­ма мыш­ле­ния: Ло­ги­ко-гно­сео­ло­ги­че­ский ана­лиз. М., 2009

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты