ПОЛИРИТМИЯ

0 комментариев

ПОЛИРИТМИЯ (от по­ли… и ритм) - в мно­го­го­лос­ной му­зы­ке со­че­та­ние в од­но­вре­мен­но­сти двух или не­сколь­ких рит­ми­чес­ких ри­сун­ков (смотреть Ритм му­зы­каль­ный).

Полиритмия в ши­ро­ком смыс­ле - лю­бое объ­е­ди­не­ние раз­ных дли­тель­но­стей (например, в од­ном го­ло­се - чет­верт­ные, в дру­гом - вось­мые); про­ти­во­по­лож­на мо­но­рит­мии - рит­мическому то­ж­де­ст­ву го­ло­сов. Полиритмия в уз­ком смыс­ле - та­кое со­еди­не­ние рит­мических ри­сун­ков, при ко­то­ром в ре­аль­ном зву­ча­нии от­сут­ст­ву­ет со­из­ме­ряю­щая все го­ло­са наи­мень­шая вре­менна́я еди­ни­ца (например, со­че­та­ние би­нар­ных де­ле­ний с осо­бы­ми ви­да­ми рит­ми­че­ско­го де­ле­ния). Полиритмия по­яви­лась в мен­зу­раль­ной рит­ми­ке на­чи­ная с позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья, где её при­чи­ной бы­ла вре­мен­ная сме­на тер­нар­ной мен­зу­ры би­нар­ной (ре­же на­обо­рот) в од­ном из го­ло­сов (смотреть в статье Мен­зу­раль­ная но­та­ция). Осо­бой изы­скан­но­стью от­ли­ча­лись по­ли­рит­мические со­чи­не­ния ком­по­зи­то­ров пе­рио­да Ars subtilior (смотреть в стать­ях Арс но­ва, Мань­е­ризм). У ком­по­зи­то­ров ни­дер­ланд­ской шко­лы полиритмия про­яв­ля­лась в тех­ни­ке мен­зу­раль­ных про­пор­ций («про­пор­цио­наль­ный ка­нон», смотреть в статье Ка­нон). В клас­си­ко-ро­ман­тический пе­ри­од ха­рак­тер­на для му­зы­ки Ф. Шо­пе­на, С.В. Рах­ма­ни­но­ва, А.Н. Скря­би­на и многих других ком­по­зи­то­ров. В XX веке в свя­зи с экс­пе­ри­мен­та­ми аван­гар­ди­стов по­яви­лись при­ме­ры изо­щрён­ных ви­дов рит­мических групп и их со­пос­тав­ле­ний - у Б. Бар­тока, И.Ф. Стра­вин­ско­го, О. Мес­сиа­на и других.

Смотреть так­же По­ли­мет­рия.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты