ПОЛИФОНИЯ (в литературоведении)

0 комментариев

ПОЛИФОНИЯ.

В ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии, по­ня­тие, по­лу­чив­шее рас­про­стра­не­ние в свя­зи с кон­цеп­ци­ей по­ли­фо­нического ро­ма­на, раз­ра­бо­тан­ной М.М. Бах­ти­ным, ко­то­рый за­им­ст­во­вал музыкальный тер­мин как ме­та­фо­ру но­во­го - диа­ло­ги­че­ско­го - ти­па ху­дожественного мыш­ле­ния, пред­став­лен­но­го в твор­че­ст­ве Ф.М. Дос­то­ев­ско­го, где «го­ло­са» ав­то­ра и ге­ро­ев так­же «не­сли­ян­ны» и са­мо­цен­ны, как го­ло­са в по­ли­фо­нической му­зы­ке (книга «Про­бле­мы твор­че­ст­ва Дос­то­ев­ско­го», 1929 год; 2-е издание, пе­ре­работал и дополнил, под названием «Про­бле­мы по­эти­ки Дос­то­ев­ско­го», 1963 год). В про­ти­во­по­лож­ность субъ­ект-объ­ект­но­му от­но­ше­нию ав­то­ра к ге­рою тра­ди­ци­он­но­го (мо­но­ло­ги­че­ско­го) ро­ма­на, в ко­то­ром, как указывал Бах­тин, «са­мо­соз­на­ние ге­роя яв­ля­ет­ся лишь эле­мен­том его дей­ст­ви­тель­но­сти» и окон­чательное су­ж­де­ние о ге­рое ос­та­ёт­ся за ав­то­ром, Дос­то­ев­ский ут­вер­дил субъ­ект-субъ­ект­ные от­но­ше­ния - диа­ло­гический прин­цип «мно­же­ст­вен­но­сти рав­но­прав­ных соз­на­ний с их ми­ра­ми» и вы­те­каю­щую из не­го не­под­вла­ст­ность ге­роя за­вер­шаю­щей ав­тор­ской оцен­ке. Ге­рой ро­ма­на Дос­то­ев­ско­го - не пси­хо­ло­гический субъ­ект, но ге­рой-идео­лог, не объ­ект­ный об­раз, но «чис­тый го­лос», точ­ка зре­ния на мир: «вся дей­ст­ви­тель­ность ста­но­вит­ся эле­мен­том его са­мо­соз­на­ния», и сло­во ав­то­ра о ге­рое - это сло­во о сло­ве, сло­во о при­сут­ст­вую­щем, слы­ша­щем ав­то­ра и мо­гу­щем ему от­ве­тить ге­рое. Сло­во ге­роя да­но как «чу­жое», вы­па­даю­щее из мо­но­ло­гического ав­тор­ско­го кру­го­зо­ра, но не из ав­тор­ско­го за­мыс­ла. Ав­тор (и в этом его ра­ди­каль­но но­вая по­зи­ция) всей кон­ст­рук­ци­ей ро­ма­на го­во­рит не о ге­рое, а с ге­ро­ем, от­сю­да - прин­ци­пи­аль­ная не­за­вер­ши­мость по­ли­фо­нического ро­ма­на, не­воз­мож­ность объ­ек­ти­ва­ции его це­ло­го по обыч­но­му мо­но­ло­гическому ти­пу, ко­то­рая и ста­но­вит­ся диа­ло­гической фор­мой за­вер­ше­ния ро­ман­но­го це­ло­го.

Впер­вые на «мно­го­го­ло­сость» ро­ма­нов Ф.М. Дос­то­ев­ско­го ука­зал Вяч.И. Ива­нов («Дос­то­ев­ский и ро­ман-тра­ге­дия», 1916 год), оп­ре­де­лив­ший их основное со­дер­жа­ние как ут­вер­жде­ние чу­жо­го «я» в ка­че­ст­ве пол­но­цен­но­го субъ­ек­та («ты еси») и срав­нив­ший ме­тод пи­са­те­ля с «те­ма­ти­че­ским и кон­тра­пунк­ти­че­ским раз­ви­ти­ем в му­зы­ке». С кон­цеп­ци­ей М.М. Бах­ти­на от­час­ти пе­ре­кли­ка­ют­ся идея по­ли­фо­нического диа­ло­га, вы­ска­зан­ная О. Люд­ви­гом в «Этю­дах о Шек­спи­ре» (1840-1865 годы, издано в 1871 году), а так­же мысль А.З. Штейн­бер­га о «сим­фо­ни­ческой диа­лек­ти­ке» ро­ма­нов Дос­то­ев­ско­го (книга «Сис­те­ма сво­бо­ды Дос­то­ев­ско­го», 1923 год).

Глу­бо­ко свя­зан­ная с ран­ни­ми фи­ло­соф­ско-эс­те­тическими взгля­да­ми М.М. Бах­ти­на кон­цеп­ция по­ли­фо­нического ро­ма­на ока­за­ла зна­чительное влия­ние на гу­ма­ни­тар­ные нау­ки 2-й половины XX века, по­ро­див вме­сте с тем дос­та­точ­но про­из­воль­ное упот­реб­ле­ние тер­ми­на «Полифония»; его ис­поль­зо­ва­ние в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии тре­бу­ет даль­ней­ше­го ос­мыс­ле­ния.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Ма­хов А.Е. Musica literaria: Идея сло­вес­ной му­зы­ки в ев­ро­пей­ской по­эти­ке. М., 2005
  • Reed N. The philosophical roots of polyphony: A Dostoevskian reading // Critical essays on M. Bakhtin / Ed. C. Emerson. N.Y., 1999
  • Jones M.V. Dostoyevsky after Bakhtin: Readings in Dos­toyevsky’s fantastic realism. Camb., 1990
  • Morson G.S., Emerson C. M. Bakhtin: crea­tion of a prosaics. Stanford, 1990
  • Бах­тин­ский сбор­ник / Под ред. В.Л. Мах­ли­на. М., 1990–2004. Вып. 1–5
  • Holquist M. Dialogism: Bakhtin and his world. L., 1990

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты