ПОЛАБСКИЕ СЛАВЯНЕ

0 комментариев

ПОЛАБСКИЕ СЛАВЯНЕ - боль­шая груп­па западно-славянских пле­мён, на­се­ляв­ших с VI века тер­ри­то­рию от Бал­тий­ско­го моря на се­ве­ре до Руд­ных гор на юге, от реки Ла­ба (Эль­ба) и её при­то­ка реки Са­ла (За­ле) на за­па­де до реки Од­ра (Одер) на вос­то­ке.

В германской тра­ди­ции на­зы­ва­ют­ся ве­не­да­ми (вен­да­ми). На вос­то­ке полабские славяне гра­ни­чи­ли с лю­бу­ша­на­ми и по­мо­ря­на­ми, на за­па­де - с сак­са­ми, на юге - с чешскими пле­ме­на­ми. Даль­ше все­го в северо-западном на­прав­ле­нии рас­се­ля­лись пле­ме­на, объ­е­ди­няе­мые названием обод­ри­ты (бод­ри­чи), ко­то­рые в X-XI веках де­ли­лись на 3 час­ти: ваг­ров, жив­ших на по­бе­ре­жье Бал­ти­ки (полуостров Ваг­ри­ен), с цен­тром в Стар­гра­де, по­ла­бов - ме­ж­ду ре­ка­ми Тра­ва (Тра­ве) и Ла­ба (Эль­ба), с цен­тром в Ра­ти­бо­ре, а так­же соб­ст­вен­но обод­ри­тов - ме­ж­ду Вис­мар­ской бух­той и озером Шве­ри­нер-Зе, с цен­тром в Ве­ли­гра­де (Ви­ли­гра­де). К груп­пе обод­ри­тов при­чис­ля­ют так­же пле­ме­на вар­нов в вер­ховь­ях реки Вар­но­ва (Вар­нов) и про­жи­вав­ших к югу от них гли­нян или ли­нян, с цен­тром в Лен­чи­не. В этом же рай­оне франк­ские хро­ни­ки упо­ми­на­ют в IX веке пле­мя смо­лин­цев, позд­нее не встре­чаю­щее­ся. На южном бе­ре­гу Ла­бы сре­ди дре­му­чих ле­сов про­жи­ва­ли дре­вя­не (дре­ва­не). Ар­хео­ло­гические ис­сле­до­ва­ния сви­де­тель­ст­ву­ют, что у не­ко­то­рых из ука­зан­ных пле­мён в IX-X веках на­блю­дал­ся про­цесс внутренней кон­со­ли­да­ции, со­про­во­ж­дав­ший­ся упад­ком гро­дов - цен­тров со­сед­ских об­щин и об­ра­зо­ва­ни­ем бо­лее круп­ных пле­мен­ных цен­тров, ино­гда при­об­ре­тав­ших городские чер­ты. Да­лее на вос­ток, вплоть до Од­ры (Оде­ра), на пло­до­род­ных при­мор­ских зем­лях про­жи­ва­ли лю­ти­чи (ве­ле­ты, виль­цы), из­вест­ные под этим об­щим названием с конца VIII века и вклю­чав­шие: хи­жан (рас­се­ля­лись в сред­нем и ниж­нем те­че­нии Вар­но­вы; главный грод - Хи­жин), че­рез­пе­нян (ме­ж­ду­ре­чье Рек­ни­ца (Реккниц) и Пе­ны (Пе­не)), до­лен­чан (к вос­то­ку от До­лен­ско­го озера (Тол­лен­зе­зе)), а так­же ра­та­рей (к югу от До­лен­ско­го озера), со свя­ти­ли­щем Ра­де­го­ща (Ре­де­га­ста). Название пле­ме­ни, про­жи­вав­ше­го в ниж­нем те­че­нии Пе­ны и на острове Уз­нам (Узе­дом), не­из­вест­но. На пло­до­род­ных зем­лях над рекой Ук­ра (Вкра, Ик­кер) жи­ли ук­ры. Все эти пле­ме­на от­ли­ча­лись ар­ха­ич­ной со­ци­аль­но-по­ли­тической ор­га­ни­за­ци­ей вплоть до X-XI веков - пе­рио­да воз­ник­но­ве­ния фе­де­ра­ции пле­мён, на­зы­вае­мой Ве­лет­ским сою­зом. От них от­ли­ча­лись ра­ны (руя­ны), про­жи­вав­шие на острове Ру­ян (Руя­на; Рю­ген), с из­вест­ным свя­ти­ли­щем в Ар­ко­не и, воз­мож­но, на час­ти ма­те­ри­ка. Да­лее в южном на­прав­ле­нии жи­ли пле­ме­на, в X-XII века при­чис­ляе­мые к лю­ти­чам: мо­ри­чи (у озера Мо­риц), до­ша­не, ре­ча­не, бре­жа­не, ли­пя­не, мо­ри­ча­не, сто­до­ря­не (га­во­ля­не; са­мое круп­ное из пе­ре­чис­лен­ных пле­мён, оби­та­ли в сред­нем те­че­нии реки Га­во­ла, с цен­тром в Бра­ни­бо­ре (Бран­ден­бур­ге)). Да­лее к югу про­жи­ва­ли не­боль­шие пле­ме­на пло­ни­ев и спре­ван.

На­се­ле­ние ме­ж­ду ре­ка­ми Са­ла (За­ле) и Ни­са Лу­жиц­кая (Ней­се) из­вест­но под об­щим названием «сер­бо­лу­жи­ча­не» (лу­жиц­кие сер­бы, сор­бы; смотреть Лу­жи­ча­не), хо­тя они не бы­ли еди­ны ни по про­ис­хо­ж­де­нию, ни по внутренней струк­ту­ре. На пло­до­род­ных зем­лях в ме­ж­ду­ре­чье Са­лы и Ла­бы про­жи­ва­ли в основном ма­ло­численные пле­ме­на и со­сед­ские об­щи­ны (с VII века на­зы­ва­лись сер­ба­ми), ни­ко­гда не соз­да­вав­шие бо­лее круп­ных по­ли­тических об­ра­зо­ва­ний (в конце IX века под­верг­лись германскому за­вое­ва­нию). Юг от Ла­бы на­се­ля­ли жи­ти­цы, жир­мун­ты, су­сель­цы, ко­лед­жи­цы, не­ле­ти­цы, худ­зи­цы и другие; сред­нее те­че­ние Ла­бы - ни­зи­цы, сци­ти­цы, да­ле­мин­цы, ни­жи­чи. Наи­боль­шим уров­нем со­ци­аль­но-эко­но­мического раз­ви­тия от­ли­ча­лись про­жи­вав­шие в сред­нем те­че­нии реки Спре­ва (Шпре) лу­жи­ча­не и у ис­то­ков этой же ре­ки, во­круг Бу­ди­ши­на (Бау­це­на), миль­ча­не.

Основные за­ня­тия полабских славян - зем­ле­де­лие, ско­то­вод­ст­во, охо­та, ры­бо­лов­ст­во, борт­ни­че­ст­во, про­мыс­лы. Их со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция со­от­вет­ст­во­ва­ла пред­го­су­дар­ст­вен­но­му уров­ню раз­ви­тия, главные груп­пы - сво­бод­ные об­щин­ни­ки и пле­мен­ная знать во гла­ве с кня­зем. Ра­бы ве­со­мой ро­ли не иг­ра­ли. В от­ли­чие от польских и чешских пле­мён, полабские славяне до германского за­вое­ва­ния соб­ст­вен­но­го го­су­дар­ст­ва не соз­да­ли. Наи­бо­лее пат­ри­ар­халь­ной со­ци­аль­но-по­ли­тической ор­га­ни­за­ци­ей от­ли­ча­лись сер­бо­лу­жиц­кие пле­ме­на. Полабские славяне уже в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье ста­ли объ­ек­том экс­пан­сии Франк­ско­го го­су­дар­ст­ва во гла­ве с Кар­лом I Ве­ли­ким. Бод­ри­чи и лю­ти­чи, по­пав­шие в за­ви­си­мость от фран­ков в VII веке, ос­во­бо­ди­лись от неё толь­ко в ре­зуль­та­те вос­ста­ния 983 года. По­ли­ти­ку под­чи­не­ния полабских славян про­во­ди­ли и сак­сы. В 937 году От­тон I Ве­ли­кий соз­дал с этой це­лью на юго-восточном по­гра­ни­чье Сак­со­нии Восточную мар­ку (Сак­сон­ская мар­ка), ох­ва­ты­вав­шую тер­ри­то­рии от Гар­ца до рек Са­ла и Муль­да (Муль­де). В 963 году марк­граф Ге­ро (умер 965) за­хва­тил Лу­жи­цы, в ре­зуль­та­те че­го Сак­сон­ская мар­ка ста­ла гра­ни­чить с польским го­су­дар­ст­вом. За­вое­ва­ния Бо­ле­сла­ва I Храб­ро­го на тер­ри­то­рии Лу­жиц ока­за­лись не­проч­ны­ми. Па­рал­лель­но с воо­руженной экс­пан­си­ей раз­ви­вал­ся про­цесс при­ну­ди­тель­ной хри­стиа­ни­за­ции полабских славян. В 948 году соз­да­ны епи­скоп­ст­ва в зем­лях лю­ти­чей (Ха­фель­берг и Бран­ден­бург), в 968 году - ваг­ров (Стар­град). То­гда же епи­скоп­ские пре­сто­лы бы­ли уч­ре­ж­де­ны в зем­лях сер­бо­лу­жи­чан (Миш­ны, Мер­зе­бург, Жи­ти­цы). Эти и другие цен­тры хри­стиа­ни­за­ции про­су­ще­ст­во­ва­ли не­дол­го, но в XI-XII веках в ус­ло­ви­ях во­зоб­нов­ле­ния германской экс­пан­сии на тер­ри­то­рии полабских славян мно­гие из них бы­ли вос­ста­нов­ле­ны. В X веке у обод­ри­тов ак­ти­ви­зи­ро­вал­ся про­цесс ин­те­гра­ции отдельных пле­мён (Венд­ская дер­жа­ва), от­кры­вав­ший пер­спек­ти­ву соз­да­ния собственного го­су­дар­ст­ва. Но он не по­лу­чил пол­но­цен­но­го раз­вития, в XII веке тер­ри­то­рии про­жи­ва­ния полабских славян вновь под­верг­лись германским за­вое­ва­ни­ям. В 1147 году со­сто­ял­ся так называемый по­лаб­ский кре­сто­вый по­ход, ор­га­ни­зо­ван­ный с бла­го­сло­ве­ния па­пы Рим­ско­го Ев­ге­ния III (смотреть Кре­сто­вые по­хо­ды в Вос­точ­ной Ев­ро­пе), ак­тив­ное со­про­тив­ле­ние ко­то­ро­му ока­зал князь обод­ри­тов Ник­лот. В ре­зуль­та­те но­вых кре­сто­вых по­хо­дов, в том числе с уча­сти­ем при­няв­ших хри­сти­ан­ст­во польских кня­зей, полабские славяне бы­ли за­воёва­ны. В 1168/1169 годы датский ко­роль Валь­де­мар I за­хва­тил и раз­ру­шил Ар­ко­ну. К ру­бе­жу XII-XIII веков все славяне зем­ли По­ла­бья бы­ли вклю­че­ны в различные германские государственные об­ра­зо­ва­ния и при­ня­ли хри­сти­ан­ст­во (в рим­ско-ка­то­лической фор­ме). На за­хва­чен­ных зем­лях уже в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье про­во­ди­лась по­ли­ти­ка ко­ло­ни­за­ции и гер­ма­ни­за­ции славянского на­се­ле­ния. До середины XVIII века язык и обы­чаи полабских славян со­хра­ня­лись к за­па­ду от ниж­ней Ла­бы (тер­ри­то­рия про­жи­ва­ния по­том­ков дре­ван). Ны­не на тер­ри­то­рии Гер­ма­нии про­жи­ва­ют около 60 тысяч лу­жиц­ких сер­бов.

Исторические ис­точники:

Гель­мольд. Сла­вян­ская хро­ни­ка. М., 1963;

Ви­ду­кинд Кор­вей­ский. Дея­ния сак­сов. М., 1975;

Адам Бре­мен­ский. Дея­ния ар­хи­епи­ско­пов гам­бург­ской церк­ви // Ла­ти­но­языч­ные ис­точ­ни­ки по ис­то­рии Древ­ней Ру­си. Гер­ма­ния, IX - пер­вая по­ло­ви­на XII в. М.; Л., 1989;

Тит­мар Мер­зе­бург­ский. Хро­ни­ка. 2-е изд. М., 2009.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Strzelc­zyk J. Słowianie połabscy. Poznań, 2002
  • Сла­вя­не и нем­цы / Отв. ред. Г.Г. Ли­тав­рин. М., 1999
  • Ро­нин В.К., Ива­нов В.В. Про­бле­мы эт­ни­че­ско­го са­мо­соз­на­ния по­лаб­ских сла­вян XI–XIV вв. // Раз­ви­тие эт­ни­че­ско­го са­мо­со­зна­ния сла­вян­ских на­ро­дов в эпо­ху зре­ло­го фео­да­лиз­ма. М., 1989
  • Ро­нин В.К. Хри­стиа­ни­за­ция по­лаб­ских сла­вян // При­ня­тие хри­сти­ан­ст­ва на­ро­да­ми Цен­траль­ной и Юго- Вос­точ­ной Ев­ро­пы и кре­ще­ние Ру­си. М., 1988
  • Słowiańszczyzna połab­ska miᶒdzy Niemcami a Polską / Pod red. J. Strzelczyka. Poznań, 1981
  • Сан­чук Г.Э. По­лаб­ские сла­вя­не и Гер­ма­ния в 20–30-е гг. X в. // Сла­вя­не в эпо­ху фео­да­лиз­ма. М., 1978
  • Die Slawen in Deutschland. Geschichte und Kultur der slawischen Stämme westlich von Oder und Neisse von 6. bis 12. Jahrhun­dert / Bearb. von J. Herrmann. 2. Aufl. B., 1972

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты