ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

0 комментариев

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - пра­во­слав­ный празд­ник в па­мять о яв­ле­нии Бо­го­ро­ди­цы в Кон­стан­ти­но­по­ле в середине X века. Со­глас­но цер­ков­но­му ус­та­ву, при­чис­ля­ет­ся к раз­ря­ду так называемых ве­ли­ких празд­ни­ков. От­ме­ча­ет­ся 1(14) ок­тяб­ря.

В ос­но­ву празд­ни­ка по­ло­же­но пре­да­ние, со­дер­жа­щее­ся в Жи­тии блаженного Ан­д­рея Юро­ди­во­го (IX-X века), о яв­ле­нии ему и его уче­ни­ку, Епи­фа­нию, Бо­жи­ей Ма­те­ри: во вре­мя все­нощ­но­го бде­ния во Влахерн­ском хра­ме Кон­стан­ти­но­по­ля, ко­то­ро­му уг­ро­жа­ло на­па­де­ние вра­гов, явив­шая­ся Бо­го­ро­ди­ца, прой­дя по воз­ду­ху в со­про­во­ж­де­нии ан­ге­лов и свя­тых, рас­про­стёр­ла над мо­ля­щи­ми­ся свой плат (омо­фор), или по­кров (греческий σϰ&oxia;επη).

Хо­тя об­ще­при­зна­но, что празд­ник покрова пресвятой богородицы име­ет русское про­ис­хо­ж­де­ние, в ис­то­рической нау­ке дис­ку­ти­ру­ет­ся во­прос о кон­крет­ном вре­ме­ни, мес­те по­яв­ле­ния и ини­циа­то­ре празд­ни­ка. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­но пред­по­ло­же­ние, что он по­я­вил­ся на Ру­си при­бли­зи­тель­но во 2-й половине XII века, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют дан­ные ме­ся­це­сло­вов и про­лож­ных чте­ний, а ини­циа­то­ром его ус­та­нов­ле­ния был вла­ди­мир­ский князь Ан­д­рей Юрь­е­вич Бо­го­люб­ский. При нём в честь празд­ни­ка покрова пресвятой богородицы бы­ла ос­вя­ще­на По­кро­ва на Нер­ли цер­ковь. Ки­ев­ская ги­по­те­за при­пи­сы­ва­ет идею празд­но­ва­ния покрова пресвятой богородицы од­но­му из ки­ев­ских кня­зей (воз­мож­но,Вла­ди­ми­ру Все­во­ло­до­ви­чу Мо­но­ма­ху). При­во­дят­ся так­же ар­гу­мен­ты в поль­зу нов­го­род­ской вер­сии ге­не­зи­са празд­ни­ка. В це­лом пред­по­ла­га­ет­ся, что по­чи­та­ние По­кро­ва, воз­ник­нув в од­ном из ре­гио­нов Древ­ней Ру­си, по­сте­пен­но по­лу­чи­ло об­ще­рус­ское при­зна­ние. Празд­ник покрова пресвятой богородицы яв­ля­ет­ся славянской ре­цеп­ци­ей ви­зантийского по­чи­та­ния ос­тав­лен­ных Бо­го­ро­ди­цей при Ус­пе­нии ри­зы и поя­са (празд­но­ва­ние 2(15) ию­ля и 31 августа (13 сентября) со­от­вет­ст­вен­но), те­ма­ти­че­ски вклю­ча­ясь, таким образом, в еди­ный «ус­пен­ский» ка­лен­дар­но-бо­го­слу­жеб­ный цикл, что под­твер­жда­ет ана­лиз гим­но­гра­фических тек­стов.

Стар­шие спи­ски бо­го­слу­жеб­но­го по­сле­до­ва­ния покрова пресвятой богородицы да­ти­ру­ют­ся серединой XIV века. В па­мят­ни­ках XV - начала XVII веков на­блю­да­ет­ся вы­тес­не­ние служ­бой По­кро­ва бо­лее древ­не­го чи­на, по­свя­щён­но­го апостолу Ана­нии, чья па­мять от­ме­ча­ет­ся в этот же день; к кон­цу это­го пе­рио­да празд­ник покрова пресвятой богородицы при­об­ре­та­ет не­ко­то­рые чер­ты дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков. Та же эво­лю­ция про­сле­жи­ва­ет­ся на ма­те­риа­ле ти­пи­ко­нов и си­нак­са­рей. Уси­ле­ние ин­те­ре­са к те­ме празд­ни­ка покрова пресвятой богородицы при­сут­ст­ву­ет и в древне-русской го­ми­ле­тической литературе XV - XVI веков. В XVIII-XIX века в со­от­вет­ст­вии с об­щей тен­ден­ци­ей раз­ви­тия гим­но­гра­фии по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние ака­фи­сты По­кро­ву.

В середине XIX века служ­ба на По­кров по­явля­ет­ся в ли­тур­гической прак­ти­ке греческих афон­ских мо­на­сты­рей. Современное чи­но­по­сле­до­ва­ние, со­став­лен­ное не­за­ви­си­мо от славного тек­ста, со­вер­ша­ет­ся в па­мять ос­во­бо­жде­ния Афин от германской ок­ку­па­ции (12.10.1944).

Со­дер­жа­ние празд­ни­ка покрова пресвятой богородицы - ми­ло­серд­ное за­ступ­ни­че­ст­во и по­мощь Бо­жи­ей Ма­те­ри - бы­ло вос­при­ня­то народной тра­ди­ци­ей восточных сла­вян, до­пол­нив­шей цер­ков­ный празд­ник аг­рар­ной и ма­гической сим­во­ли­кой. В народной куль­ту­ре покрова пресвятой богородицы от­ме­чал на­ча­ло зим­не­го се­зо­на. С это­го вре­ме­ни на­чи­на­ли го­то­вить из­бы к зи­ме, мес­та­ми - пе­ре­ста­ва­ли вы­го­нять скот на па­ст­би­ще; на Ук­раи­не и юге Рос­сии на­чи­на­ли то­пить до­ма. К покрову пресвятой богородицы за­кан­чи­ва­лись все по­ле­вые и ого­род­ные ра­бо­ты и на­чи­нал­ся се­зон по­си­де­лок и сва­деб. Час­то на покров пресвятой богородицы уст­раи­ва­ли пив­ные празд­ни­ки-брат­чи­ны (По­кров­щи­ны).

Ико­но­гра­фия.

Во­прос об ис­то­ках ико­но­гра­фии покрова пресвятой богородицы яв­ля­ет­ся дис­кус­си­он­ным. Со­глас­но од­ной из ги­по­тез, ви­зантийским про­то­ти­пом древне-русских об­ра­зов покрова пресвятой богородицы мог­ла яв­лять­ся ил­лю­ст­ра­ция Ака­фи­ста Бо­жи­ей Ма­те­ри. По дру­гой, в ос­но­ве ком­по­зи­ции по­кров­ских икон ле­жит так называемое пят­нич­ное чу­до, про­ис­хо­див­шее еже­не­дель­но во Влахерн­ском хра­ме: за­ве­са (по­кров), за­кры­вав­шая од­ну из чти­мых икон Бо­го­ма­те­ри, при­под­ни­ма­лась на не­ко­то­рое вре­мя, де­лая об­раз дос­туп­ным для мо­лит­вы, а за­тем так же чу­дес­но опус­ка­лась. Спи­ски с это­го влахерн­ско­го об­раза, ве­ро­ят­но, бы­ли из­вест­ны на Ру­си. Древ­ней­шее изо­бра­же­ние покрова пресвятой богородицы в древне-русском искусстве - на пла­сти­не мед­ных врат Ро­ж­де­ст­вен­ско­го со­бо­ра в Суз­да­ле (1-я треть XIII века): Бо­го­ма­терь пред­став­ле­на в трёх­чет­верт­ном раз­во­ро­те, с под­ня­ты­ми в мо­лит­вен­ном жес­те ру­ка­ми, над Ней про­стёр­то по­кры­ва­ло, по сто­ро­нам - ан­ге­лы, в верх­нем пра­вом уг­лу - по­лу­фи­гу­ра бла­го­слов­ляю­ще­го Хри­ста. В XIV веке сло­жи­лись 2 ико­но­гра­фического из­во­да покрова пресвятой богородицы «Нов­го­род­ский» пред­став­ля­ет Бо­го­ро­ди­цу стоя­щей фрон­таль­но с воз­де­ты­ми ру­ка­ми над за­кры­ты­ми вра­та­ми хра­ма, ан­ге­лы дер­жат над ней плат (рос­пись со­бо­ра Сне­то­гор­ско­го монастыря в Пско­ве, 1313 год; ико­на из Зве­ри­на монастыря, около 1399 года, Нов­го­род­ский государственный объ­е­ди­нён­ный ис­то­ри­ко-ар­хитектурный и ху­дожественный му­зей-за­по­вед­ник; ико­на 1-й половины XV века из со­брания А.В. Мо­ро­зо­ва, ГТГ; псков­ская ико­на 1-й половины XV века, Эр­ми­таж, Санкт-Пе­тер­бург), на фо­не пред­став­лен 5-гла­вый храм с ку­по­ла­ми. Ко вто­ро­му, «суз­даль­ско­му», ти­пу от­но­сят­ся об­ра­зы, на ко­то­рых плат, сим­во­ли­зи­рую­щий за­ступ­ни­че­ст­во Бо­жи­ей Ма­те­ри пе­ред Бо­гом за че­ло­ве­че­ский род, дер­жит са­ма Бо­го­ма­терь, вни­зу, в цен­тре, - ам­вон, на ко­то­ром сто­ит преподобный Ро­ман Слад­ко­пе­вец со свит­ком в ру­ках (хра­мо­вая ико­на 2-й половины XIV века, ГТГ; ико­на по­след­ней четверти XV века, Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ский ис­то­ри­ко-ар­хитектурный и ху­дожественный му­зей-за­по­вед­ник; обе - из По­кров­ско­го монастыря в Суз­да­ле). В изо­бра­же­ни­ях дан­но­го ти­па Бо­го­ма­терь пред­став­ле­на на ар­хитектурном фо­не, пе­ре­даю­щем чер­ты Влахерн­ско­го ан­сам­бля в Кон­стан­ти­но­по­ле - пря­мо­уголь­ной ба­зи­ли­ки с 2-скат­ной кров­лей и круг­лой ку­поль­ной церк­ви. В обо­их из­во­дах в ниж­ней час­ти изо­бра­жа­ют­ся блаженный Ан­д­рей Юро­ди­вый, ука­зую­щий на Бо­го­ма­терь, и груп­пы апо­сто­лов, свя­ти­те­лей, му­че­ни­ков и других святых. В XVI веке про­изош­ло объ­е­ди­не­ние двух ико­но­гра­фических ва­ри­ан­тов: плат над Бо­го­ма­те­рью дер­жат ан­ге­лы, а вни­зу сто­ит Ро­ман Слад­ко­пе­вец (дву­сто­рон­няя ико­на из Со­фий­ско­го со­бо­ра в Нов­го­ро­де, Нов­го­род­ский государственный объ­е­ди­нён­ный ис­то­ри­ко-ар­хитектурный и ху­дожественный му­зей-за­по­вед­ник). Для па­мят­ни­ков XVI-XVII веков ха­рак­тер­но вклю­че­ние бoльшего ко­ли­че­ст­ва дей­ст­вую­щих лиц: сре­ди при­сут­ст­вую­щих пред­став­ле­ны Та­ра­сий Кон­стан­ти­но­поль­ский, за­щи­щав­ший по­чи­та­ние икон Бо­го­ма­тери, и ви­зантийский император Лев VI Муд­рый, в прав­ле­ние ко­то­ро­го про­изош­ло вла­херн­ское чу­до (нов­го­род­ская ико­на середины XVI века, ГРМ).

В западно-ев­ропейском искусстве близ­ки­ми по смыс­лу к об­раз­ам покрова пресвятой богородицы яв­ля­ют­ся из­вест­ные с середины XIII века изо­бра­же­ния «Ма­дон­ны Ми­зе­ри­кор­дии» (Ма­дон­ны Ми­ло­сер­дия), ук­ры­ваю­щей мо­ля­щих­ся сво­им пла­щом (при­пи­сы­вае­мый С. Мар­ти­ни об­раз из Национальной пи­на­ко­те­ки, Сие­на, около 1305-1310 годов; трип­тих «Рас­пя­тие», «Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во» и «Ма­дон­на Ми­зе­ри­кор­дия», 1333 год, Лувр, Па­риж; центральная часть по­лип­ти­ха Пье­ро дел­ла Фран­че­ски, 1445-1460-е годы, Городская пи­на­ко­те­ка, Бор­го-Сан­се­польк­ро). В рас­ши­рен­ном ва­ри­ан­те края пла­ща Ма­дон­ны дер­жат ан­ге­лы (рос­пись Д. Гир­лан­дайо в церкви Онь­и­сан­ти во Фло­рен­ции, 1480 год).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Bentchev I. Bibliographie der Gottes­mut­terikonen. Bonn, 1992
  • Ша­ли­на И.А. Ре­ли­к­вии в вос­точ­но­хри­сти­ан­ской ико­но­гра­фии. М., 2005
  • Плю­ха­но­ва М.Б. Сю­же­ты и сим­во­лы Мо­с­ков­ско­го цар­ст­ва. СПб., 199
  • Гор­ди­ен­ко Э.А. «По­кров» в нов­го­род­ском изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве (Ис­точ­ни­ки об­ра­зо­ва­ния ти­па) // Древ­ний Нов­го­род. Ис­то­рия, ис­кус­ст­во, ар­хео­ло­гия. Но­вые ис­сле­до­ва­ния. М., 1983
  • Алек­сан­д­ров А. Об ус­та­нов­ле­нии празд­ни­ка По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Рус­ской Церк­ви // Жур­нал Мо­с­ков­ской пат­ри­ар­хии. 1983. № 10–11
  • Grabar A. Une source d’inspiration de l’iconographie byzantine tardive: les ceremonies du culte de la Vierge // Cahiers ar­ch ́eolo­gi­ques. P., 1976. Vol. 25
  • Спас­ский Ф.Г. К про­ис­хо­ж­де­нию ико­ны и празд­ни­ка По­кро­ва // Пра­во­слав­ная мысль. Па­риж, 1953. Вып. 9
  • Lathоud R.P.D. Le thème iconographique du «Pokrov» de la Vièrge // L’art byzantin chez les slaves. P., 1932. Vol. 2
  • Кон­да­ков Н.П. Ико­но­гра­фия Бо­го­ма­те­ри. СПб., 1915. Т. 2
  • Сер­гий (Спас­ский), ар­хи­еп. Свя­тый Ан­д­рей, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, и празд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. СПб., 1898

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты