ПЛИСЕЦКАЯ МАЙЯ МИХАЙЛОВНА

0 комментариев

Советская и российская балерина, балетмейстер и педагог.

Ранние годы

Родилась в семье дипломата и хозяйственного деятеля М.Э. Плисецкого и актрисы Р.М. Мессерер. В январе 1938 г. отец Майи был расстрелян, в марте того же года мать была арестована и сослана в Казахстан с младшим сыном Азарием. Плисецкую удочерила тетя по материнской линии, балерина и солистка Большого театра С.М. Мессерер. Ее брат А.М. Мессерер забрал к себе среднего сына Плисецких Александра.

Именно тетя Суламифь познакомила Майю с миром балета. Однако интерес к танцу проснулся в девочке куда раньше. По воспоминаниям, ее первое выступление состоялось в возрасте трех лет, когда она, кружась под звуки вальса из балета «Коппелия», собрала вокруг себя толпу уличных зевак.

Первой балетной постановкой, которую она увидела, стала «Красная шапочка», где Мессерер исполняла одну из партий. Вернувшись домой после спектакля, Майя стала демонстрировать движения, которые запомнились ей во время выступления. В результате тетя поспособствовала тому, чтобы девочку приняли в хореографическое училище. Майя с успехом окончила его в 1943 г. и была принята в труппу Большого театра.

В 1941-1942 гг. Майя вместе с семьей находилась в эвакуации в Свердловске. Именно там состоялось ее первое выступление с номером «Умирающий лебедь», хореографию к которому поставила Суламифь.

Творчество

Танцевальная манера Плисецкой с первых лет ее службы в Большом театре выделяла ее среди остальных балерин. Особая пластичность и выразительность языка тела, феноменальные физические данные, высокая музыкальная и необычайная грация позволили Майе Михайловне выработать собственный стиль. Графичность ее пластики, острота и законченность жестов, выдающийся артистизм создавали запоминающийся рисунок партии. Будучи человеком, всецело вовлеченным в танец как искусство, Плисецкая не боялась пробовать себя в новых формах, привнося в балет элементы других жанров. В целом ей были свойственны сценические эксперименты. Так, она ввела в балетную лексику прыжок «в кольцо», выполняющийся с сильным перегибом корпуса назад с присгибанием задней ноги.

В Большом театре ее знаковыми ролями стали Джульетта в «Ромео и Джульетте», Эгина и Фригия в «Спартаке», Китри в «Дон Кихоте» и др. В 1960 г. Плисецкая стала примой-балериной театра. Несмотря на признание ее мастерства и таланта, среди части зрителей за ней со временем закрепилась репутация «предательницы классического балета». Другие же рукоплескали ее «стихии».

В начале 1960-х Плисецкая солировала в постановках, музыку к которым написал Родион Щедрин, с которым в 1958 г. она сочеталась браком. Специально для примы-балерины был поставлен балет «Кармен-сюита» (1967). Сотрудничество с композитором продолжилось в постановках «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985), где Плисецкая выступила балетмейстером и исполняла главные партии. Танец Майи Михайловны строился на выразительных движениях корпуса с акцентом на язык жестов.

В 1964 г. главным балетмейстером Большого театра стал Юрий Николаевич Григорович. Плисецкая участвовала в некоторых постановках художественного руководителя, однако к концу 1960-х их профессиональные отношения обострились. По мнению Азария Плисецкого, суть конфликта, обросшего со временем многочисленными мифами и легендами, сводилась к зависти и обидам. В обход Плисецкой Григорович стал выдвигать на центральные роли Наталью Бессмертнову. В результате конфликтные ситуации множились, и в Большом театре среди труппы сложилась партия «Плисецкой-Щедрина» и партия «Григоровича».  Сама Плисецкая утверждала, что ее перевоплощение в балетмейстера и работа над произведениями Щедрина возникли «на почве необходимости», когда художественный руководитель стал препятствовать ее реализации на сцене. Сама Майя Михайловна не считала себя балетмейстером: «Я импровизатор. Я могла, может быть, придумывать режиссерские ходы, но не лексику».

В 1983 г. Плисецкая стала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, затем была приглашена в Мадридский театр национального балета (1988-1990). Среди ее заграничных постановок – «Тщетная предосторожность», «Кармен-сюита», «Раймонда». Примечательным опытом в ее творческой карьере стало участие в гала-концерте в честь Марты Грэм в Нью-Йорке в 1987 г., в котором она выступила с номером Рут Сен-Дени «Фимиам».

В 1990 г. Плисецкая завершила сотрудничество с Большим театром, однако не оставила сцену. Она продолжала участвовать в концертных выступлениях, давала мастер-классы, активно гастролировала. В 1995 г. исполнила номер «Аве Мария» в постановке М. Бежара на юбилейном концерте.

Скончалась в 2015 г. от обширного инфаркта миокарда. 

Литература
  • Баганова М.Л. Майя Плисецкая: (биография). М., 2014.
  • Гурарий С.И., Плисецкая М.М. Азбука легенды: диалоги с Майей Плисецкой. М., 2016.
  • Жданов Л.Т. Майя Плисецкая. М., 1965.
  • Обоймина Е.Н. Майя Плисецкая: богиня русского балета. М., 2017.
  • Плисецкая М. Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах. М., 2007.
  • Плисецкая М. Читая жизнь свою… М., 2010.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты