ПЛЯСКА СМЕРТИ (ЛАТ. MORTIS SALTATIO; НЕМ. TOTENTANZ)

0 комментариев

Аллегорический сюжет живописи и словесности Средневековья и Северного Возрождения, представляющий собой один из вариантов европейской иконографии бренности человеческого бытия.

Первые «Пляски смерти», известные  в романской традиции как «Макабры» (фр. Danse macabre), появляются в последней четверти XIV в. во Франции, и иконография сводится к изображению 24 танцующих с персонифицированной Смертью пар, чьей разговор с ней передан в сопроводительном четверостишии (первое известное лицевое изображение — на стенах парижского кладбища Невинных).  Философское содержание сюжета сводится к равенству всех трех сословий (oratores, bellatores, laboratores) перед лицом Смерти.

Традиция получает быстрое распространение в Англии, Испании и, наконец, в начале XIV в. проникает в Германию, где получает особенное развитие (росписи в Клингентальском монастыре под Базелем, в церквях Св. Марии в Любеке и Берлине). Иконография «Базельскаой пляски» из 38 пар станет прототипом для дальнейших изображений (Стасбургская пляска XV в., бернская пляска Николая Мануэля 1514-1522  гг. и др.).  Помимо стенной живописи, сюжет нередко воспроизводился в рукописях, книжных гравюрах и терракоте.

В XVI в. во многом под влиянием Реформации «Пляски смерти» получают новое осмысление. Г. Гольбейн Малдший создает серию из 58 рисунков в 1524-1526 гг., позднее переданных в гравюре, где отходит от изображения традиционного танца, но изображает Смерь как нежданную гостью, отражая таким образом смещение социальной рефлексии к переживанию Memento mori.

Иллюстрации:

Бернт Нотке. Пляска смерти в церкви Св. Николая (Таллин),1463 г.;

Пляска смерти Михаэля Вольгемута. 1493 г.;

 «Образы смерти» Г. Гольбейна.

Автор статьи: Лурье З.А.

800px-Brockhaus_and_Efron_Encyclopedic_Dictionary_b46_942-0.jpg
Пляска смерти.png
Литература
  • Пляски смерти // Романчук Л. Демонизм. Зверь Апокалипсиса: мифы, версии, реалии. — М.: Мэйлер, 2012. — С.255-260
  • Clark M. J. The Dance of Death in the Middle Ages and Renaissance, 1950

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты