ПИГМЕИ

0 комментариев

ПИГМЕИ - на­ро­ды, от­но­ся­щие­ся к цен­траль­но­аф­ри­кан­ской ра­се.

Жи­вут в зо­не тро­пических ле­сов Эк­ва­тори­аль­ной и Восточной Аф­ри­ки. Из­вест­ны под на­зва­ния­ми: тва (бат­ва, абат­ва) - в Ме­жо­зе­рье и Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ке Кон­го (ДРК) (тер­мин «тва» ино­гда при­ме­ня­ет­ся по от­но­ше­нию к охот­ничь­им груп­пам Южной Аф­ри­ки - Южной Ан­го­лы, На­ми­бии, Зам­бии, ЮАР, в том числе к сан); ква/чва (ДРК), мбу­ти / бам­бу­ти (се­ве­ро-вос­ток ДРК), бин­га / ба­бин­га, мбен­га / бам­бен­га (за­пад Эк­ва­то­ри­аль­ной Аф­ри­ки). Раз­де­ля­ют­ся на восточных и западных пигмеев. К вос­точ­ным пигмеям от­но­сят­ся: тва Ме­ж­о­зе­рья (свыше 200 тысяч человек в Ру­ан­де, около 100 тысяч человек в Бу­рун­ди, 35 тысяч человек на вос­то­ке ДРК, 5 тысяч человек в Тан­за­нии и 3 тысячи человек в Уган­де); суа (асуа; 35 тысяч человек), эфе (35 тысяч человек) и кан­го (10 тысяч человек) в бас­сей­не реки Уэле на се­ве­ро-вос­то­ке ДРК. За­пад­ные пигмеи: мон­го-тва (в рай­оне озёр Тум­ба и Маи-Ндом­бе на се­ве­ро-за­па­де ДРК); гбан­зи­ри (бан­зи­ри, гбан­зи­ли, гбан­де­ре; 50 тысяч человек), ба­мас­са (15 тысяч человек) и бу­ра­ка (5 тысяч человек) в вер­ховь­ях реки Убан­ги на юге ЦАР и се­ве­ро-за­па­де ДРК; бо­фи (30 тысяч человек на юго-за­па­де ЦАР) и ака (яка, бая­ка, бе­бая­ка, би­байя, ба­бин­га, мбен­зе­ле, ба­бен­зе­ле, ба­се­се, са­мо­на­зва­ние - биа­ка; 30 тысяч человек на се­ве­ро-вос­то­ке Рес­пуб­ли­ки Кон­го - РК, 20 тысяч человек на юго-за­па­де ЦАР и 5 тысяч человек на се­ве­ро-за­па­де ДРК) в ни­зовь­ях реки Ло­бае; гун­ди в вер­ховь­ях реки Сан­га (15 тысяч человек на юго-за­па­де ЦАР); ба­ка (би­байя, бин­га, ба­бинга) в бас­сей­не рек Джа и Бум­ба на юго-вос­то­ке Ка­ме­ру­на (45 тысяч человек) и в вер­ховь­ях реки Ай­и­на на се­ве­ро-вос­то­ке Га­бо­на (5 тысяч человек); гье­ле (ги­ел­ли / бай­е­ле, ко­ла / ба­ко­ла, койя / ба­койя) к югу от ни­зовь­ев реки Ньонг (5 тысяч человек на юго-за­па­де Ка­ме­ру­на и се­ве­ро-за­па­де Эк­ва­то­ри­аль­ной Гви­неи). Вы­де­ля­ют­ся так­же юж­ные пигмеи: тва бас­сей­на Ка­саи на юго-за­па­де ДРК; упем­ба-тва (лу­ба-хем­ба-тва) в за­бо­ло­чен­ных рай­онах в вер­ховь­ях реки Луа­ла­ба на юго-вос­то­ке ДРК; бан­гве­улу-тва в бо­ло­тах Бан­гве­улу на се­ве­ро-вос­то­ке Зам­бии; лу­кан­га-тва в Центральной Зам­бии; ка­фуэ-тва в ни­зовь­ях реки Ка­фуэ на юге Зам­бии и др. Об­щая чис­лен­ность до 500 тысяч человек. Пигмеи ут­ра­ти­ли свои язы­ки и го­во­рят на язы­ках ок­ру­жаю­щих на­ро­дов бан­ту, а так­же на язы­ках убан­гий­ской под­се­мьи ада­ма­ва-убан­гий­ских язы­ков и цен­траль­но­су­дан­ских язы­ках. Со­хра­ня­ют тра­диционные ве­ро­ва­ния, часть - хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты: баптисты, лютеране и др.).

По наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ной тео­рии, пигмеи - по­том­ки або­ри­ген­но­го на­се­ле­ния Эк­ва­то­ри­аль­ной Аф­ри­ки, вы­тес­нен­ные во 2-м тысячелетии до нашей эры в труд­но­дос­туп­ные об­лас­ти по­сле рас­се­ле­ния зем­ле­дельческих на­ро­дов, го­во­ря­щих на язы­ках бан­ту, убан­гий­ских и цен­траль­но­су­дан­ских, ко­то­рые вы­тес­ни­ли из­на­чаль­ные язы­ки пигмеев. Со­глас­но ге­не­тическим ис­сле­до­ва­ни­ям, их пред­ки жи­ли в изо­ля­ции около 60 тысяч лет. Древ­ней­шие из­вес­тия о них име­ют­ся в древнеегипетских над­пи­сях III тысячелетия до нашей эры. У древнегреческих ав­то­ров (в «Илиа­де» Го­ме­ра, у Ге­ро­до­та и Стра­бо­на) пигмеями на­зы­ва­лись ми­фические кар­ли­ки, жив­шие в Аф­рике. В ев­ропейских опи­са­ни­ях Западной Аф­ри­ки XVI-XVII веках пигмеи упо­ми­на­ют­ся под названием «ма­тим­ба». Их су­ще­ст­во­ва­ние под­твер­жде­но в XIX веке немецким ис­следо­ва­те­лем Г. Швейн­фур­том и русской экс­пе­ди­ци­ей В.В. Юн­ке­ра. Основные груп­пы пигмеев об­на­ру­же­ны в XX веке. П. Ше­бе­стой (1929-1930 годы) и М. Гу­зин­де (1934-1935 годы).

За­ни­ма­ют­ся бро­дя­чей охо­той (ору­жие - лук, ко­пьё), ры­бо­лов­ст­вом и со­би­ра­тель­ст­вом, об­ме­ни­вая до­бы­тые про­дук­ты у ок­ру­жаю­щих на­ро­дов на зер­но, ме­талл и гли­ня­ную по­су­ду; бы­ли по­став­щи­ка­ми сло­но­вой кос­ти. Вы­де­лы­ва­ют лу­бя­ную ма­те­рию (мбу­гу). Не зна­ли спо­со­бов до­бы­чи ог­ня (кро­ме ба­ка, до­бы­вав­ших его тре­ни­ем). Ос­но­ву со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции со­став­ля­ют ло­каль­ные груп­пы  по 2-6 нук­ле­ар­ных се­мей (от 15 до 60 человек). Счёт род­ст­ва пат­ри­ли­ней­ный, рас­про­стра­нён брач­ный об­мен сё­ст­ра­ми. Во­ж­ди и со­ци­аль­ная ие­рар­хия от­сут­ст­ву­ют. Тва Ме­жо­зе­рья об­ра­зу­ют эт­но­ка­сто­вую общ­ность - низ­ший ие­рар­хический уро­вень в со­ста­ве рун­ди и ру­ан­да. Со­хра­ня­ет­ся тра­диционный фольк­лор: сказ­ки, ми­фо­ло­гия, му­зы­ка (ин­ст­ру­мен­ты - во­дя­ной ба­ра­бан, ар­фа, музыкальный лук); у мбу­ти и мбен­га раз­ви­та по­ли­фо­ническая му­зы­ка.

В XX веке пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки пе­ре­се­ле­ния пигмеев в ста­цио­нар­ные по­сёл­ки, как пра­ви­ло, при ка­то­лических мис­си­ях. С конца XX века ин­тен­сив­ная вы­руб­ка ле­сов, а так­же ор­га­ни­за­ция в них за­по­вед­ни­ков спо­соб­ст­ву­ют вы­тес­не­нию пигмеев с ис­кон­ных тер­ри­то­рий и раз­ру­ше­нию тра­диционного об­раза жиз­ни. Часть пигмеев пе­ре­хо­дит к осед­ло­сти. Под­вер­га­ют­ся дис­кри­ми­на­ции, ге­но­ци­ду в хо­де гражданских кон­флик­тов.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ) 

Литература
  • Central African hunter-gatherers in a multidisciplinary perspective. Challenging elusiveness. Leiden, 1999
  • Klieman K.A. «The Pygmies were our compass»: Bantu and Batwa in the history of west central Africa, early times to c. 1900 C.E. Portsmouth, 2003

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты