ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

0 комментариев

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА - от­расль пе­да­го­гической нау­ки, ис­сле­дую­щая про­цесс ис­прав­ле­ния пре­ступ­ни­ков, осу­ж­дён­ных, как пра­ви­ло, к ли­ше­нию сво­бо­ды.

Тер­мин «Пенитенциарная педагогика» вве­дён в Рос­сии в 1990-е годы, ра­нее упот­реб­ля­лось по­ня­тие «ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вая пе­да­го­ги­ка». Её ос­но­вы за­ло­же­ны в XIX веке в пер­вом кур­се тюрь­мо­ве­де­ния, раз­ра­бо­тан­ном профессором И.Я. Фой­ниц­ким (1883 год) для сту­ден­тов-юри­стов Санкт-Пе­тербургского университета; в «Ос­но­вах тю­рем­ного де­ла» Н.Ф. Лу­чин­ско­го (1904 год), «Очер­ках тюрь­мо­ве­де­ния» С.В. По­зны­ше­ва (1913 год), тру­дах А.А. Пи­онт­ков­ско­го, Н.С. Та­ган­це­ва, П.И. Люб­лин­ско­го и других российских юри­стов от­ра­же­ны во­про­сы ре­лигиозно-нравствственного, ум­ст­вен­но­го, фи­зического вос­пи­та­ния за­клю­чён­ных, средств и ме­то­дов воз­дей­ст­вия на них. А.Я. Герд раз­ра­бо­тал пе­да­го­гическую сис­те­му пе­ре­вос­пи­та­ния за­клю­чён­ных, ко­то­рую при­ме­нял в ос­но­ван­ной им Санкт-Пе­тербургской ко­ло­нии для не­со­вер­шен­но­лет­них пра­во­на­ру­ши­те­лей (1871 год). Од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков современной Пенитенциарной педагогики счи­та­ет­ся А.С. Ма­ка­рен­ко. В 1930-1950-х годах Пенитенциарная педагогика прак­ти­че­ски не раз­ви­ва­лась. В начале 1960-х годов под руководством российского юри­ста Б.С. Утев­ско­го раз­ра­бо­тан пер­вый курс ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой пе­да­го­ги­ки для специализированных учеб­ных за­ве­де­ний МВД.

Под про­цес­сом ис­прав­ле­ния в Пенитенциарной педагогике по­ни­ма­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние у осу­ж­дён­ных пра­во­пос­луш­но­го по­ве­де­ния, а под ре­зуль­та­том ис­прав­ле­ния - от­каз осу­ж­дён­ных от со­вер­ше­ния по­втор­ных пре­сту­п­ле­ний как в ус­ло­ви­ях пе­ни­тен­ци­ар­но­го уч­ре­ж­де­ния, так и по­сле ос­во­бо­ж­де­ния из не­го. Спе­ци­фи­ка про­цес­са ис­прав­ле­ния со­сто­ит в том, что он про­ис­хо­дит в рам­ках ис­пол­не­ния уго­лов­но­го на­ка­за­ния, в про­дол­жи­тель­но­сти ис­пра­вительного про­цес­са, в ус­ло­ви­ях кон­цен­тра­ции в од­ном мес­те лиц с кри­ми­наль­ны­ми на­клон­но­стя­ми и спе­ци­фической суб­куль­ту­рой, за­труд­няю­щи­ми вос­пи­тательную ра­бо­ту с ни­ми. В за­ви­си­мо­сти от тя­же­сти со­вер­шён­но­го пре­сту­п­ле­ния и сте­пе­ни пе­да­го­гической за­пу­щен­но­сти лич­но­сти пре­ступ­ни­ка ви­ды уго­лов­ных на­ка­за­ний, не свя­зан­ные с ли­ше­ни­ем сво­бо­ды (штраф, обя­за­тель­ные ра­бо­ты, ис­пра­вительные ра­бо­ты и другие), так­же мо­гут дос­ти­гать це­ли ис­прав­ле­ния.

Пенитенциарная педагогика ос­но­вы­ва­ет­ся на ин­тел­лек­ту­аль­ном, нрав­ст­вен­ном, пра­во­вом, тру­до­вом, ре­ли­ги­оз­ном, фи­зи­че­ском и иных ви­дах вос­пи­та­ния, на по­вы­ше­нии об­ще­го и профессионального уров­ня об­ра­зо­ва­ния осу­ж­дён­ных. Пе­да­го­гическое сти­му­ли­ро­ва­ние осу­ж­дён­ных к ис­прав­ле­нию, на­ря­ду с вос­пи­татательными ме­то­да­ми (бе­се­да, убе­ж­де­ние, вну­ше­ние, при­ну­ж­де­ние, лич­ный при­мер и другими) и ком­плек­сом по­ощ­ре­ний и на­ка­за­ний, опи­ра­ет­ся на «про­грес­сив­ную сис­те­му», сущ­ность ко­то­рой со­сто­ит в улуч­ше­нии ус­ло­вий от­бы­ва­ния на­ка­за­ния осу­ж­дён­ных (вплоть до дос­роч­но­го ос­во­бо­ж­де­ния) в за­ви­си­мо­сти от сте­пе­ни их ис­прав­ле­ния.

Пе­ни­тен­ци­ар­ные сис­те­мы за ру­бе­жом от­ли­ча­ют­ся раз­но­об­ра­зи­ем под­хо­дов к ис­пра­вительному про­цес­су. Например, в США сис­те­ма тю­рем в ка­че­ст­ве ос­нов­ной за­да­чи осу­ще­ст­в­ля­ет за­щи­ту об­ще­ст­ва пу­тём со­дер­жа­ния пре­ступ­ни­ков в мес­тах ли­шения сво­бо­ды под на­дёж­ной ох­ра­ной, в гу­ман­ных и безо­пас­ных ус­ло­ви­ях, пре­дос­тав­ляя воз­мож­но­сти для са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ния и по­мощь в ста­нов­ле­нии за­ко­но­пос­луш­ны­ми гра­ж­да­на­ми; в ФРГ ор­га­ни­за­ция ис­пол­не­ния на­ка­за­ний пре­сле­ду­ет цель фор­ми­ро­ва­ния у осу­ж­дён­но­го со­ци­аль­ной от­вет­ст­вен­но­сти за своё по­ве­де­ние и на­вы­ков жиз­ни в об­ще­ст­ве без на­ру­ше­ния за­ко­нов; Фран­ция, на­ря­ду с другими западно-ев­ропейскими го­су­дар­ст­ва­ми, весь­ма ос­то­рож­но при­ме­ня­ет на­ка­за­ния, свя­зан­ные с ли­ше­ни­ем сво­бо­ды (су­ще­ст­ву­ют толь­ко для ис­прав­ле­ния со­ци­аль­но опас­ных лиц), ре­жим в тюрь­мах рас­смат­ри­ва­ет­ся как сред­ст­во пе­ре­вос­пи­та­ния осу­ж­дён­ных и воз­вра­ще­ния их к нор­маль­ной жиз­ни в об­ще­ст­ве. Об­ще­ми­ро­вой тен­ден­ци­ей в пе­ни­тен­ци­ар­но-пе­да­го­гической тео­рии и прак­ти­ке сле­ду­ет при­знать по­иск на­ка­за­ний, аль­тер­на­тив­ных ли­ше­нию сво­бо­ды, ор­га­ни­за­цию эф­фек­тив­ной ис­пра­вительной сре­ды в пе­ни­тен­ци­ар­ных уч­ре­ж­де­ни­ях, профессиональную под­го­тов­ку пе­ни­тен­ци­ар­ных пе­да­го­гов, при­вле­че­ние об­ще­ст­вен­ных, бла­го­тво­рительных, ре­лигиозных ор­га­ни­за­ций к ис­прав­ле­нию пре­ступ­ни­ков.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • По­зны­шев С.В. Ос­но­вы пе­ни­тен­ци­ар­ной нау­ки. М., 1923
  • Ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вая пе­да­го­ги­ка / Под ред. И. Т. Бо­га­ты­ре­ва. М., 1978
  • Гер­бе­ев Ю.В. Пе­да­го­ги­ка и по­ли­ти­ко- вос­пи­та­тель­ная ра­бо­та с осу­ж­ден­ны­ми. Ря­зань, 1985
  • Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А. И. Зубкова, С. И. Кузьмина, М. П. Стуровой. Рязань, 1993
  • Ветошкин С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике. М., 2001
  • Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика. М., 2004

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты