ПЕНИЕ

0 комментариев

ПЕНИЕ - во­каль­ное ис­кус­ст­во, ис­пол­не­ние му­зы­ки го­ло­сом; вид му­зы­каль­но-ис­пол­ни­тель­ско­го ис­кус­ст­ва.

Бы­ва­ет соль­ным (од­но­го­лос­ным), ан­самб­ле­вым (ду­эт, тер­цет, или трио, квар­тет и другие) и хо­ро­вым, со сло­ва­ми или без слов (во­ка­лиз), с ин­ст­ру­мен­таль­ным ак­ком­па­не­мен­том или без не­го (например, хо­ро­вое Пение а ка­пел­ла). Для про­фес­сио­наль­но­го Пения че­ло­век дол­жен пре­ж­де все­го «иметь голос», то есть об­ла­дать фи­зио­ло­гической спо­соб­но­стью петь (смотрите Го­лос пев­че­ский); по­лу­чив на­вы­ки Пения (на­чаль­ный этап обу­че­ния – по­ста­нов­ка го­ло­са), во­ка­лист ос­ваи­ва­ет сти­ли­сти­ку со­от­вет­ст­вую­щей национальной тра­ди­ции, шко­лы, на­прав­ле­ния, жан­ра и другие. В ев­ропейской ака­де­мической тра­ди­ции раз­ли­ча­ют­ся опер­ное Пение, не­пре­мен­ные ус­ло­вия для ко­то­ро­го – на­ли­чие яр­ко­го силь­но­го пев­че­ско­го го­ло­са, бле­стя­ще­го во­каль­но­го мас­тер­ст­ва, ак­тёр­ских спо­соб­но­стей, и ка­мер­ное Пение, рас­счи­тан­ное на не­боль­шую слу­ша­тель­скую ау­ди­то­рию. Пер­вое ис­поль­зу­ет­ся, кро­ме опе­ры, в ора­то­рии, кан­та­те и других во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ных жан­рах; об­ласть ка­мер­но­го Пение - во­каль­ная ка­мер­ная му­зы­ка (ро­ман­сы, пес­ни и др.). Ис­то­ри­че­ски пер­вая ев­ропейская шко­ла соль­но­го Пения - италь­ян­ская (её ис­то­рия вос­хо­дит к началу XVII века), в ней вы­ра­бо­тал­ся эта­лон зву­ча­ния го­ло­са и спе­ци­фический во­каль­ный стиль - бель­кан­то. Итальянское пев­че­ское искусство по­влия­ло на фор­ми­ро­ва­ние и раз­ви­тие древних национальных во­каль­ных школ: фран­цуз­ской, не­мец­кой, ис­пан­ской, рус­ской и другие. В опе­рет­те, мю­зик­ле и эс­т­рад­ных жан­рах со­су­ще­ст­ву­ют различные сти­ли Пения, вклю­чая так называемое бы­то­вое Пение не­по­став­лен­ным го­ло­сом (го­вор­ком, в мик­ро­фон – по­след­нее ши­ро­ко пред­став­ле­но так­же в джа­зе, рок-му­зы­ке). Раз­ви­тые национальные профессиональные шко­лы соль­но­го Пения су­ще­ст­ву­ют в ин­дий­ской, араб­ской, иран­ской, уз­бек­ско-тад­жик­ской, азер­бай­джан­ской и других тра­ди­ци­ях.

Дополнительная литература:

Nodoleczny M. Untersuchungen über den Kunstgesang. B., 1923;

Panzеrа С. L’art de chanter. P., 1945;

Machabey A. Le bel canto. P., 1948;

До­ли­во А.Л. Пе­вец и пес­ня. M.; Л., 1948;

Duey R. Bel canto in its golden age. N. Y., 1951;

Соссhi L. Il canto artistico. Tori­no, 1952;

Benharoche M. De l’art vocal... Biar­ritz, 1958. Vol. 1–2;

De Young R. The singer’s art. Chi., 1958.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Rоss W. Secrets of singing. Bloo­ming­ton, 1959
  • H.З. [За­ха­ров Н.И.]. Не­сколь­ко слов по по­во­ду пе­ния в Рос­сии // Му­зы­каль­ное на­след­ст­во. M., 1962. Т. 1
  • Львов М.Л. Из ис­то­рии во­каль­но­го ис­кус­ст­ва. M., 1964
  • Назаренко И.К. Искусство пения. M., 1968
  • Лаури-Вольпи Д. Вокальные параллели. Л., 1972

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты