ПЕЛОГ

0 комментариев

ПЕЛОГ - од­на из двух зву­ко­ряд­ных сис­тем в клас­сической му­зы­ке Ин­до­не­зии и один из двух (на­ря­ду со слен­д­ро) прин­ци­пов на­строй­ки га­ме­ла­на.

В ис­пол­ни­тель­ской прак­ти­ке тра­ди­ци­он­но ис­поль­зу­ют­ся пар­ные ин­ст­ру­мен­таль­ные со­ста­вы га­ме­ла­на - Пелог и слен­д­ро; обе зву­ко­ряд­ные сис­те­мы оп­ре­де­ля­ют со­от­вет­ст­вую­щие ви­ды ла­дов и реа­ли­зу­ют­ся ка­ж­дая в ви­де трёх ла­до­ме­ло­ди­че­ских мо­де­лей (па­тет). Пелог ос­но­ван на де­ле­нии ок­та­вы на 7 рав­ных час­тей. В тра­диционной куль­ту­ре свя­зан с муж­ски­ми бо­же­ст­ва­ми. Фи­ло­соф­ско-тео­ре­тическое обос­но­ва­ние кон­цеп­ций Пелога и слен­д­ро со­дер­жит­ся в ста­рин­ных ано­ним­ных тек­стах на паль­мо­вых лис­тах, им по­свя­ще­ны трак­та­ты конца XIX века. «Пра­кем­па» и «Ад­жи Гур­ни­та». По­ны­не обе сис­те­мы ши­ро­ко прак­ти­ку­ют­ся в га­ме­лан­ной му­зы­ке на ост­ро­вах Ява и Ба­ли.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Richter K. Slendro-Pelog and the conceptualization of Balinese music: remarks on the Gambuh tone system // Balinese music in context: a sixty-fifth Birthday Tribute to Hans Oesch / Ed. D. Schaareman. Basle, 1992

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты