МУНДА

0 комментариев

МУНДА - груп­па на­ро­дов на вос­то­ке Центральной Ин­дии.

На­ро­ды Мунда под­груп­пы кхер­ва­ри [собст­вен­но Мунда (1,1 млн. человек - 2001, пе­ре­пись) и близ­кие к ним хо (1 млн. человек), бху­мидж (47,4 тысяч человек), ко­да (43 тысячи человек), кор­ва (34,6 тысяч человек), асу­ры (23 тысячи человек) и бир­хо­ры (20 тысяч человек); сан­та­лы (5,9 млн. человек) и близ­кие к ним мах­ли (500 тысяч человек) и ту­ри (370 тысяч человек); бид­жо­ри (200 тысяч человек) и ага­рия (190 тысяч человек)], кха­рия (239,6 тысяч человек) и близ­кие к ним джу­анг (23,7 тысяч человек) жи­вут в основном в рай­оне пла­то Чхо­та-На­г­пур (штат Джарк­ханд, се­вер Чхат­тис­гар­ха и Орис­сы); кор­ку (541,9 тысяч человек) - в основном в шта­те Мад­хья-Пра­деш; так называемые ко­ра­пут­ские Мунда. [га­да­ба (26,1 тысяч человек; язык гу­тоб) и близ­кие к ним бон­до (10 тысяч человек; язык ре­мо) и га­та (8 тысяч человек); са­ва­ра (252,5 тысяч человек; язык со­ра) и близ­кие к ним джу­рай (800 тысяч человек) и па­рен­га (12,6 тысяч человек; язык го­рум)] - на юге Орис­сы и се­ве­ре Ан­дх­ра-Пра­де­ша.

Про­жи­ва­ют так­же в Северо-Восточной Ин­дии (Би­хар, Зап. Бен­га­лия, Ас­сам) и на се­ве­ро-за­па­де Банг­ла­деш (об­лас­ти Ран­гпур и Радж­ша­хи). Го­во­рят на мун­да язы­ках. Рас­про­стра­не­ны так­же хин­ди, бен­галь­ский, ория, ас­сам­ский, чхат­тис­гар­хи и другие язы­ки. В основном ин­дуи­сты, есть хри­стиа­не (в том числе у кха­рия - около 25%) и при­вер­жен­цы тра­диционных ре­ли­гий (в том числе у хо - около 70%). От­но­сят­ся к на­ро­дам ади­ва­си.

Пред­ки народа Мунда, ве­ро­ят­но, миг­ри­ро­ва­ли из Северного Ин­до­ки­тая, на­се­ля­ли большей частью Северного Ин­до­ста­на, где они впос­лед­ст­вии сме­ша­лись с ча­стью дра­ви­дов. С ни­ми ото­жде­ст­в­ля­ют­ся но­си­те­ли мед­ных кла­дов куль­ту­ры. Во 2-й половине XIX века сре­ди Мундов сфор­ми­ро­ва­лись ан­ти­ко­ло­ни­аль­ные дви­же­ния - вос­ста­ния Кол (1831-1832 годы), Сар­да­ри Ла­раи, «про­ро­ка» Бир­сы Мун­да 1895-1900 годов и др.

Основные за­ня­тия - па­шен­ное (сан­та­лы, собст­вен­но Мунда, хо), у ос­таль­ных - под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие, бро­дя­чие охо­та и со­би­ра­тель­ст­во (осо­бен­но у бир­хо­ров). Основная куль­ту­ра - рис. Джу­анг до XIX века не зна­ли гон­чар­но­го кру­га, упо­треб­ля­ли ка­мен­ные ору­дия. Со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция и си­сте­мы тер­ми­нов род­ст­ва от­ли­ча­ют­ся ар­ха­из­мом. Де­лят­ся на па­три­ли­ней­ные то­те­мичные ро­ды (кхи­ли, ки­ли, кха­рия, хо, бху­мидж, асу­ров; ку­ри у кор­ва, кул у кор­ку, ку­да у га­та, бок у джу­анг; под влия­ни­ем ин­до­ари­ев ро­ды обоз­на­ча­ют­ся так­же как готр, го­та­ра, джа­дхо), свя­зан­ные иерар­хичными от­но­ше­ния­ми и брач­ным об­ме­ном.

Ро­ды де­лят­ся на ло­ка­ли­зованные ли­нид­жи глу­би­ной 5-6 по­ко­ле­ний, каж­дый из ко­то­рых за­ни­ма­ет учас­ток (то­ла, ба­сти) в по­се­ле­нии и на клад­би­ще. Рас­про­стра­не­ны муж­ские и жен­ские до­ма. У га­та, бон­до и па­рен­га ро­ды объе­ди­ня­ют­ся во фрат­рии (бон­со). У са­ва­ра ро­ды и фрат­рии от­сут­ст­ву­ют; они де­лят­ся на боль­шие па­три­ар­халь­ные се­мьи (би­рин­да).

Брак па­три­ло­каль­ный, рас­про­стра­нён брач­ный вы­куп (у бед­ных се­мей его мо­жет за­ме­нять об­мен сё­стра­ми), ле­ви­рат, у джу­анг - умы­ка­ние. Си­сте­мы тер­ми­нов род­ст­ва бу­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей (ча­сто с де­ле­ни­ем сиб­лин­гов ро­ди­те­лей по от­но­сительности воз­ра­сту) и би­фур­ка­тив­но­го или ге­не­рационного ти­па в по­ко­ле­нии эго.

Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сительности воз­ра­сту (у бон­до и па­рен­га так­же по от­но­сительности по­лу). Ши­ро­ко рас­про­стра­не­но слия­ние аль­тер­на­тив­ных по­ко­ле­ний, в том числе. ка­те­го­рий стар­ших сиб­лин­гов ро­ди­те­лей и де­тей млад­ших сиб­лин­гов, млад­ших сиб­лин­гов ро­ди­те­лей и де­тей стар­ших сиб­лин­гов, де­дов и ба­бок и стар­ших сиб­лин­гов. У не­ко­то­рых групп (например, са­ва­ра) на­блю­да­ет­ся пол­ное слия­ние под­си­стем род­ст­ва и свой­ст­ва, что ука­зы­ва­ет на сим­ме­трич­ный пре­скрип­тив­ный аль­янс.

В от­ли­чие от мон-кхмер­ских на­ро­дов, у народа Мунда от­сут­ству­ют асим­ме­трич­ный брач­ный об­мен, ос­но­ван­ный на бра­ке с до­че­рью бра­та ма­те­ри, или скос «кроу-ома­ха». Тра­диционне ве­ро­ва­ния - куль­ты ду­хов (бон­га), оби­таю­щих в свя­щен­ных ро­щах (сар­на): дух гор Ма­ран Бу­ру, во­ды - Икир Бон­га, по­кро­ви­тель охо­ты Чан­до Бон­га и др.; вер­хов­но­го сол­неч­но­го бо­же­ст­ва де­ми­ур­га (Синг Бонг, Чан­до Бон­ги, Дхар­ма); ве­ра в злых ду­хов (бхут); культ пред­ков (ора­бон­га­ко), ко­то­рым по­свя­ще­ны до­маш­ние свя­ти­ли­ща (адинг); прак­ти­ко­ва­лись че­ло­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния (он­до­ка).

Со­хра­ня­ют­ся другие ми­фо­ло­гические. мо­ти­вы, в том числе северо-во­сточ­но­ази­ат­ский и северо-американский мо­тив ны­ряль­щи­ка за зем­лёй. Ха­рак­тер­ны ме­га­ли­тичные над­гро­бия. В от­ли­чие от мон-кхме­ров, му­зы­ка ис­клю­чи­тель­но мо­но­фо­ни­чес­кая. Музыкальными ин­стру­мен­та­ми (ду­хо­вы­ми - ру­ту, мур­ли, бхеннр, шех­най, сак­хоа; струн­ны­ми - кенд­ра, ба­нам, туи­ла; удар­ны­ми - ду­манг, джи­хандж, дхан­ти, гху­гху­ра и другими) поль­зу­ют­ся толь­ко муж­чи­ны.

2) На­род груп­пы Мунда на се­ве­ро-вос­то­ке Ин­дии. Со­став­ля­ют боль­шин­ст­во на­се­ле­ния окраин Ран­чи (на во­сто­ке) в шта­те Джарк­ханд, про­жи­ва­ют так­же в Орис­се, Ас­са­ме и Западной Бен­га­лии и на се­ве­ро-за­па­де Банг­ла­деш (область Ран­гпур и се­вер области Радж­ша­хи). Чис­лен­ность в Ин­дии 1,1 млн. человек (2001 год, пе­ре­пись), в Банг­ла­деш - 140 тысяч человек Язык - мун­да­ри. Рас­про­стра­не­ны так­же хин­ди, ас­сам­ский, бен­галь­ский, ория и другие язы­ки. В основном ин­дуи­сты, до 30% со­хра­ня­ют тра­диционные ве­ро­ва­ния, около 15% - хри­стиа­не.

Основное за­ня­тие - па­шен­ное зем­ле­де­лие (в основном рис); упот­реб­ля­ют в пи­щу пло­ды и цве­ты махуа (семейство са­по­то­вых). Основной на­пи­ток - ри­со­вое пи­во (хан­диа, ил­ли). Тра­диционное по­се­ле­ние управ­ля­ет­ся ста­рос­той (мун­да) и со­ве­том (пан­ча­ят), име­ет клад­би­ще (са­сан), свя­щен­ную ро­щу (са­риа), пло­щад­ку для со­б­ра­ний и тан­цев; в ка­ж­дом се­ле­нии име­ет­ся жрец (па­хан).

Де­рев­ни, ос­но­ван­ные род­ст­вен­ны­ми ли­нид­жа­ми, объ­е­ди­ня­ют­ся в сою­зы (пар­ха), управ­ляе­мые во­ж­дём (ман­ки), его по­мощ­ни­ка­ми (де­ван и по­нре) и по­сыль­ным (кат­вар). Жи­ли­ще пря­мо­уголь­ное из бам­бу­ка и гли­ны, час­то под од­ной кры­шей с хле­вом. Тра­диционная оде­ж­да у муж­чин - на­бед­рен­ная по­вяз­ка, у жен­щин - ку­сок тка­ни, обёр­ну­тый во­круг бё­дер, с кон­цом, за­ки­ну­тым че­рез пле­чо (ла­хан­га). Умер­ших сжи­га­ют, ос­тат­ки кре­ма­ции хо­ро­нят под ка­мен­ны­ми пли­та­ми (са­санг-ди­ри).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Hoffmann J. Encyclopaedia Mundarica. Bihar, 1950. Vol. 1–13
  • [Вол­чок Б. Я.]. На­ро­ды Цен­траль­но­го ин­дий­ско­го на­го­рья // На­ро­ды Юж­ной Азии. М., 1963
  • Roy S. C. Mun­das and their country. N. Y., 1970
  • The Mun­da World. Hoffmann commemoration volume / Ed. P. Ponette. Ranchi, 1978
  • Сед­лов­ская А. Н. Ади­ва­си Цен­траль­ной Ин­дии // Ма­лые на­ро­ды Юж­ной Азии. М., 1978
  • Parkin R. The Munda of central India: an account of their so­cial organization. Delhi; N. Y., 1992
  • Topa­no S. Musical culture of the Munda tribe. New Delhi, 2004

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты