МРШТИК ВИЛЕМ

0 комментариев

/ Ориг.: Чеш. Vilém Mrštík

Чешский писатель, драматург, переводчик и литературный критик.

Часть произведений написал совместно со своим братом Алоисом Мрштиком. В своем творчестве и литературной критике стремился максимально приблизиться к реальной жизни. Герои его произведений отличались чувствительностью и бурным, мятежным характером. Активно пропагандировал русский литературный реализм и творчество французского писателя Эмиля Золя.

Становление

Родился 14 мая 1863 г. в моравском городке Йимрамов в семье сапожника Алоиса Мрштика и портнихи Франтишки Елисовой. Был вторым из четырех сыновей в семье. Его старший брат Алоис стал писателем и драматургом во многом благодаря влиянию Вилема. Еще один брат, Норберт Мрштик был переводчиком с русского и польского языков и писал фельетоны. Отец, несмотря на то, что был простым сапожником, стремился дать детям хорошее образование. Вскоре после рождения Вилема семья переехала в моравский городок Островачицы, а в 1875 г. – в Брно. Там, а затем в Праге он проходил обучение в гимназиях. Он поступил в Пражский университет и в течение года изучал право, однако, интерес к литературному творчеству был сильнее желания учиться. Во время учебы в университете Вилем также посещал «русский кружок» Т.Г. Масарика. Интерес к России постепенно развивался и впоследствии В. Мрштик перевел на чешский язык произведения целого ряда русских писателей: Толстого, Достоевского, Писемского, Гаршина, Горького и др.

Творчество

В Праге Вилем Мрштик активно участвовал в литературной жизни, сотрудничал с рядом столичных журналов, таких как «Рух» («Ruch»), «Ческе ревю» («České revue»), «Люмир» и др. В своих критических статьях он всячески поддерживал принципы французского реализма, с его правдивостью и подчас даже грубостью, высоко ценил таких писателей как Эмиль Золя и Ги де Мопассан. Часть критического наследия писателя была опубликована в двухчастной книге «Мои сны» («Moje sny», 1902-1903).

В 1895 г. В. Мрштик стал одним из подписантов «Манифеста чешской модерны» -  художественного и политического заявления нового поколения писателей и литературных критиков. Движение это, состоявшее из ярких индивидуальностей, не способных действовать сообща, быстро распалось, что способствовало уходу Мрштика в область увлечения традиционным народным творчеством. Прожив несколько лет в Праге, в 1892 г. он вернулся в Моравию, в деревню Диваки, где работал учителем его брат Алоис, и куда позднее перебрались и их родители. Там в 1904 г. он женился на Божене Пачасовой, которая также занималась литературным творчеством и даже написала в соавторстве с мужем пьесу «Анежка».

Однако в годы, проведенные в д. Диваки, своего расцвета достиг другой творческий тандем Вилема Мрштика – с братом Алоисом. В 1894 г. ими была написана пьеса «Мариша» («Maryša»), которую считают одной из вершин чешской реалистической драматургии. Сюжет пьесы инспирирован патриархальной жизнью чешской деревни, а именно, последствиями брака, заключенного вопреки желанию невесты. Главная героиня, именем которой и названа пьеса, измученная ревностью нелюбимого мужа, вынуждена отравить его и в финале, напуганная и горько раскаявшаяся, с мольбой предстает перед Богом. Премьера «Маришы» в пражском Национальном театре долго откладывалась, но несмотря на это, пьеса имела большой успех и вошла в классический репертуар большинства чешских театров.

В 1903-1904 гг. братья Мрштики создали свое самое объемное произведение – девятитомную хронику «Год в деревне» («Rok na vsi») – подробное бытописание чешской провинциальной сельской жизни в течение календарного года. В отличие от «Маришы», в это произведение наибольший вклад внес Алоис Мрштик, Вилем же лишь частично участвовал в написании эпопеи. В 1907-1910 гг. братья также издавали журнал «Моравско-Силезское ревю», целью создания которого было формирование альтернативы пражскому централизму в художественном мире того времени, а также развитие традиций моравской литературы.

Как самостоятельный автор Вилем Мрштик начал свой творческий путь в 1893 г. романом «Санта Лючия». В нем в импрессионистской манере показана история столкновения двух миров: мира бедного студента и мира большого города Праги. Для главного героя Прага – символ свободной жизни, где личность не ограничена тесными рамками провинциальной среды. Он стремится туда вопреки воле семьи, и его тягу усиливает песня «Санта Лючия» о любви к Неаполю. Это история одиночества, расставания с иллюзиями и смерти бедного студента, восстающего против внешних  обстоятельств, но гибнущего от них.

В 1897 г. вышел другой его роман «Майская сказка» («Pohádka máje»). Это история юношеской любви легкомысленного светского буржуа, очарованного наивностью и красотой простой деревенской девушки. Разочарованный в Праге, светской жизни, политике и любви, главный герой находит новый источник вдохновения, вернувшись к природе.

С середины 1890-х гг. и до самой смерти Вилем Мрштик работал над своим последним романом «Zumři» (1912). Его герои – также пражские студенты, однако теперь автор не пытается сосредоточиться на отдельном герое и его душевных переживаниях. Здесь писатель стремится типизировать образ столичного студенчества, ставя перед собой задачу отхода от импрессионистской манеры повествования и перехода к объективности и взгляду на ситуацию извне. Во многом этот роман носил автобиографичные черты. Он так и не был закончен.

Жизнь вдали от пражской литературной среды и привычного круга общения вызывала у писателя чувство одиночества и оторванности от профессиональной среды, а также обострила психические проблемы, всю жизнь мучавшие его: приступы паранойи сменялись меланхолией. Все это привело к тому, что 2 марта 1912 г. Вилем Мрштик покончил с собой на пасеке в деревне Диваки.

Литература
  • Dějiny české literatury. Т.3. Praha, 1961.
  • Justl V. Bratři Mrštíkové. Praha, 1963.
  • Mrštíková B. Vzpomínky. 6 svazků. Olomouc-Hejčín, 1933–1938.
  • Pytlík R. Vilém Mrštík: osud talentu v Čechách. Praha, 1989.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты