МОРРИС УИЛЬЯМ

0 комментариев

МОРРИС УИЛЬЯМ - английский ди­зай­нер, жи­во­пи­сец, об­щественный дея­тель, пи­са­тель.

Учил­ся в кол­лед­же в Марл­бо­ро (1848-1851 годы) и Эк­се­тер-кол­лед­же Окс­форд­ско­го университета (1853-1855 годы), где по­зна­ко­мил­ся с Э. Бёрн-Джон­сом, ко­то­рый в даль­ней­шем стал его со­рат­ни­ком по ху­дожественной дея­тель­но­сти.

Пер­во­на­чаль­но под влия­ни­ем анг­ло­ка­то­ли­циз­ма со­би­рал­ся стать свя­щен­ни­ком, но по­езд­ки по Северной Фран­ции (1854, 1855 годы), а так­же тру­ды Т. Кар­лей­ля и Дж. Рёс­ки­на про­бу­ди­ли в нём ин­те­рес к ар­хи­тек­ту­ре и Сред­не­ве­ко­вью, со­от­но­ше­нию об­щественного уст­рой­ст­ва и искусства; в 1856 он стал уче­ни­ком ра­бо­тав­ше­го в сти­ле нео­го­ти­ки архитектора Дж. Э. Стри­та. В том же го­ду пе­ре­ехал в Лон­дон, где Д.Г. Рос­сет­ти убе­дил его за­нять­ся жи­во­пи­сью. Под его же влия­ни­ем М. и Бёрн- Джонс вос­при­ня­ли ху­дожественные прин­ци­пы пре­ра­фа­эли­тов, примк­нув к это­му объ­е­ди­не­нию; в 1857 году они вме­сте с Рос­сет­ти и др. рас­пи­са­ли сте­ны и по­то­лок за­ла за­се­да­ний Окс­форд­ско­го сою­за сю­же­та­ми Ар­ту­ров­ских ле­генд; к это­му же вре­ме­ни от­но­сит­ся един­ст­вен­ная со­хра­нив­шая­ся стан­ко­вая ра­бо­та У. Моррис «Пре­крас­ная Изоль­да» (др. название - «Ко­ро­ле­ва Ги­нев­ра», 1858 год, га­ле­рея Тейт, Лон­дон).

В 1859 году по за­ка­зу У. Морриса архитектор Ф. Уэбб по­стро­ил так называемый Крас­ный дом в Бекс­ли­хит; У. Моррис при­ни­мал уча­стие в раз­ра­бот­ке ар­хитектурного про­ек­та, а так­же ди­зай­на ин­терь­е­ра, ко­то­рый был ук­ра­шен ор­на­мен­том и пред­ме­та­ми в средне-вековом ду­хе. В хо­де ра­бо­ты он за­ин­те­ре­со­вал­ся иде­ей воз­ро­ж­де­ния средне-вековых ви­дов де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства на ос­но­ве руч­но­го тру­да и ос­но­вал в 1861 году фир­му «Morris, Marshall, Faulkner & Co.» (с 1875 года - «Morris & Co.»), ко­то­рая из­го­тов­ля­ла го­бе­ле­ны, вит­ра­жи, рез­ную ме­бель, тка­ни, вы­шив­ку, пред­ме­ты из стек­ла и ме­тал­ла, юве­лир­ные ук­ра­ше­ния, ков­ры, обои по эс­ки­зам Д.Г. Рос­сет­ти, Э. Бёрн-Джон­са, Уэб­ба, Ф.М. Брау­на и др. Эта дея­тель­ность У. Морриса, на­ря­ду с его тео­ре­тическими тру­да­ми, за­ло­жи­ла ос­но­ву дви­же­ния «Ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла».

Сам У. Моррис, бу­ду­чи мас­те­ром ор­на­мен­та (пре­имущественн фло­раль­но­го), за­ни­мал­ся ди­зай­ном тка­ней (см. илл. к ст. Ве­ли­ко­бри­та­ния), обо­ев («Мар­га­рит­ка», 1862 год), позд­нее - ков­ров, так­же под­бо­ром цвет­но­го стек­ла для вит­ра­жей, т. к. в этот пе­ри­од в Ве­ли­ко­бри­та­нии ак­тив­но строи­лись нео­го­тические и рес­тав­ри­ро­ва­лись го­тические церк­ви (напр., вит­ра­жи для ча­сов­ни кол­лед­жа Ии­су­са в Кем­брид­же, 1873-1877 годы, по ри­сун­кам Бёрн- Джон­са и Брау­на).

Са­ми ме­то­ды рес­тав­ра­ции то­го вре­ме­ни вы­зва­ли обес­по­ко­ен­ность У. Морриса, и в 1877 году он ос­но­вал Общество за­щи­ты ста­рин­ных зда­ний (функ­цио­ни­ру­ет до сих пор), а так­же от­ка­зал­ся от по­ста­вок сво­их вит­ра­жей для вос­ста­нав­ли­вае­мых по­стро­ек. У. Моррис кол­лек­цио­ни­ро­вал средне-вековые ру­ко­пи­си и ран­не­пе­чат­ные кни­ги, с 1869 года соз­да­вал ил­лю­ми­ни­ро­ван­ные ма­ну­ск­рип­ты и пе­ча­тал кни­ги в соз­дан­ном им совместно с Э. Уо­ке­ром в 1891 году издательстве «Kelmscott Press» (в т. ч. «Со­чи­не­ния Джеф­фри Чо­се­ра», 1896 год, с 87 кси­ло­гра­фия­ми Бёрн-Джон­са, вёр­ст­ка и ор­на­мен­ты У. Морриса); од­ним из пер­вых стал из­да­вать «ав­тор­ские» кни­ги (см. илл. к ст. Ил­лю­ст­ра­ция).

Вни­ма­ние к про­бле­ме воз­ро­ж­де­ния руч­ной ра­бо­ты и свя­зи ре­мес­лен­ни­ка и ху­дож­ни­ка со сво­им из­де­ли­ем, не­при­ятие современной ин­ду­ст­ри­аль­ной эпо­хи с ха­рак­тер­ным для неё от­чу­ж­де­ни­ем тру­да, ори­ен­та­ция на иде­ал Сред­не­ве­ко­вья в ху­дожественном твор­че­ст­ве (со­вре­мен­ное ему при­клад­ное искуство У. Моррис счи­тал упа­доч­ным) от­ра­зи­лись в об­щественной дея­тель­но­сти мас­те­ра. С 1877 года он чи­тал пуб­лич­ные лек­ции, в основном по­свя­щён­ные во­про­сам де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства (счи­тая его «ис­кус­ст­вом для на­ро­да») в свя­зи с со­ци­аль­ной про­бле­ма­ти­кой. При­дя к вы­во­ду, что для соз­да­ния но­во­го иск-ва не­об­хо­ди­мо сна­ча­ла пе­ре­стро­ить об­ще­ст­во, У. Моррис с 1883 года примк­нул к со­циа­ли­стам [пер­во­на­чаль­но - к Де­мо­кра­тической (со­ци­ал-де­мо­кра­тической) фе­де­ра­ции, за­тем стал со­уч­ре­ди­те­лем Со­циа­ли­стической ли­ги (1884 год; вы­шел из неё в 1890 году), позд­нее ос­но­вал Хам­мер­смит­ское со­циа­ли­стическое общество (по на­зва­нию рай­она Лон­до­на, где он жил)], уча­ст­во­вал в ма­ни­фе­ста­ци­ях и др.

У. Моррис так­же ак­тив­но за­ни­мал­ся литературной дея­тель­но­стью; из­вест­ность ему при­нес­ла пуб­ли­ка­ция в 1856 году в из­да­вав­шем­ся им журнале «The Oxford and Cambridge Maga­zin» по­этических про­из­ве­де­ний, во­шед­ших позд­нее в сборнике «За­щи­та Ги­нев­ры и дру­гие сти­хо­тво­ре­ния» («The defence of Gueneve­re and other poems», 1858 год). Ин­те­рес к ан­тич­но­сти и ев­ропейскому Сред­не­ве­ко­вью, идеа­ли­зи­руе­мо­му в ду­хе позд­не­го ро­ман­тиз­ма, сти­ли­за­ция под ме­ло­ди­ку и рит­ми­ку средне-вековой ры­цар­ской по­эзии, влия­ние древне-германских эпических ска­за­ний, ар­ту­ров­ских ле­генд, твор­че­ст­ва Дж. Чо­се­ра и Т. Мэ­ло­ри про­яви­лись в по­эти­че­ских со­чи­не­ни­ях У. Морриса: по­эмы «Жизнь и смерть Ясо­на» («The life and death of Jason», 1867 год), «Рай зем­ной» («The Earthly paradise», vol. 1–3, 1868-1870 годы, русский перевод фраг­мен­та - 1869 год), «Ис­то­рия Си­гур­да из Воль­сун­гов и ги­бе­ли Ни­бе­лун­гов» («The story of Si­gurd the Volsung and the fall of the Nib­lungs», 1877 шлж) и др.

В ху­дожественной про­зе конца 1880-1890-х годов У. Моррис опи­сы­ва­ет в позд­не­роман­тическом ду­хе при­чуд­ли­вый ска­зоч­но-фан­та­стический мир: ро­ма­ны «Гор­ные глу­би» («The roots of the mountains», 1890 год), «Ко­ло­дец на краю ми­ра» («The well at the world’s end», 1892 год), «Во­ды Див­ных Ост­ро­вов» («The water of the Wondrous Isles», 1897 год, русский перевод 1996 года); по­вес­ти, рас­ска­зы.

Ув­ле­че­ние идея­ми со­циа­лиз­ма, про­па­ган­ди­ст­ская дея­тель­ность У. Морриса сре­ди ра­бо­чих пре­тво­ре­ны в его пуб­ли­ци­сти­ке, гражданской ли­ри­ке, ро­ма­не «Сон про Джо­на Бол­ла» («A dream of John Ball», 1886-1887 годы, русский перевод 1911 год). Ро­ман «Вес­ти ни­от­ку­да» («News from nowhere», 1890 год, рус. пер. 1906 год), от­ра­зив­ший пред­став­ле­ния У. Морриса об уст­рой­ст­ве иде­аль­но­го об­ще­ст­ва бу­ду­ще­го, по­лу­чил вы­со­кую оцен­ку западной и русской де­мо­кра­тической кри­ти­ки и по­слу­жил мо­де­лью для уто­пического ро­ма­на начала XX века (Г. Уэллс, Дж. Лон­дон, А.А. Бо­гда­нов и др.).

Ху­дожественное твор­че­ст­во и тео­ре­тические тру­ды У. Морриса за­ло­жи­ли ос­но­ву для современного по­ни­ма­ния про­фес­сии ди­зай­не­ра как ху­дож­ни­ка; его вни­ма­ние к ма­те­риа­лу и к функ­ции, идеи о важ­но­сти при­клад­ных ис­кусств в оформ­ле­нии жи­ло­го до­ма и о воз­вра­ще­нии к ре­мес­лен­но­му тру­ду, гра­фич­ность ор­на­мен­та и форм по­влия­ли так­же на сло­же­ние сти­ля мо­дерн.

Сочинения:

The сollected works. L., 1910–1915. Vol. 1–24. L., 1992;

Ис­кус­ст­во и жизнь. Из­бран­ные ста­тьи, лек­ции, ре­чи, пись­ма. М., 1973.

Дополнительная литература:

Mackail J.W. The life of W. Morris. L., 1899. Vol. 1–2. N. Y., 1995;

Pevsner N. Pioneers of the modern design: from W. Morris to W. Gropius. L., 1960. New Haven; L., 2005;

W. Morris: artist, writer, socialist. 2nd ed. N. Y., 1966. Vol. 1–2; Watkinson R. W. Mor­ris as designer. L., 1967. L., 1990;

Гольд­замт Э.У. Мор­рис и со­ци­аль­ные ис­то­ки со­вре­мен­ной ар­хи­тек­ту­ры. М., 1973;

Sewter A.C. The stained glass of W. Mor­ris and his circle. New Haven; L., 1975. Vol. 1–2;

W. Morris and the art of the book. (Cat.). N. Y., 1976;

Fair­clough O., Leary E. Textiles by W. Morris and Morris & Co., 1861–1940. L., 1981;

Stansky P. Redesigning the world: W. Morris, the 1880s, and the Arts and Crafts. L., 1985;

Hender­son P. W. Morris: his life, work and friends. L., 1986;

Эс­те­ти­ка Мор­ри­са и со­вре­мен­ность. М., 1987;

Har­vey Ch., Press J. W. Morris: de­sign and enterprise in Victorian England. Man­chester, 1991;

Peterson W.S. The Kelmscott Press: a history of W. Morris’s typographical adventure. Oxf., 1991;

Спи­цы­на Л.В. У. Мор­рис. Жизнь и твор­че­ст­во. М., 1991;

Thomp­son P. The work of W. Morris. Oxf., 1991;

MacCarthy F. W. Mor­ris: a life for our time. L., 1994.

 

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Coote S. W. Morris: his life and work. Stroud, 1996
  • W. Morris. (Cat.). L., 1996
  • Kinna R. W. Mor­ris: the art of socia­lism. Cardiff, 2000
  • Се­дых Э.В. У. Мор­рис: Лик Сред­не­ве­ко­вья. СПб., 2007
  • Donovan A. W. Morris and the Society for the protection of ancient buildings. L., 2008

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты