МОНОЛОГ

0 комментариев

/ Ориг.: λόγος

МОНОЛОГ (от мо­но… и греч. λόγος  -  сло­во, речь). 1) В язы­ко­зна­нии - фор­ма ре­чи, об­ра­зуе­мая в ре­зуль­та­те ак­тив­ной ре­че­вой дея­тель­но­сти, рас­счи­тан­ная на пас­сив­ное, опо­сре­до­ван­ное вос­при­ятие.

В от­ли­чие от диа­ло­га, пред­по­ла­гаю­ще­го рав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние от­вет­ст­вен­но­сти его уча­ст­ни­ков за вы­пол­не­ние ком­му­ни­ка­ции, монолог воз­ла­га­ет её лишь на го­во­ря­ще­го при от­сут­ст­вии опо­ры на вос­при­ятие ре­чи слу­шаю­щим. По­это­му типо­ло­ги­че­ски монолог ино­гда оп­ре­де­ля­ют как осо­бый слу­чай не­ад­ре­со­ван­но­го ре­че­во­го ак­та (по­ня­тие т. н. внут­рен­не­го монолог). Сле­до­ва­тель­но, ос­нов­ной диф­фе­рен­ци­аль­ный при­знак монолог -  не­яв­ный ха­рак­тер об­ра­ще­ния к дру­го­му ли­цу/ли­цам (пре­им. в мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции и в письменном тек­сте). Тем не ме­нее оно всё же не мо­жет быть све­де­но к ну­лю да­же в наи­бо­лее чис­том ви­де мо­но­ло­гические ре­чи (ре­че­вая пар­тия хо­ра в ан­тич­ной дра­ма­тур­гии) вви­ду со­ци­аль­ной при­ро­ды язы­ко­во­го упот­реб­ле­ния во­об­ще. Т. е. лю­бой монолог в той или иной ме­ре «диа­ло­ги­зи­ро­ван» и со­дер­жит по­ка­за­те­ли (обыч­но внеш­ние - ввод­ные кон­такт­ные эле­мен­ты, ри­то­рические во­про­сы и пр.) стрем­ле­ния го­во­ря­ще­го пре­одо­леть пас­сив­ность вос­при­ятия слу­шаю­ще­го, вы­звать его со­пе­ре­жи­ва­ние.

Для монлога ти­пич­ны зна­чи­тель­ные по раз­ме­ру от­рез­ки тек­ста, со­стоя­щие из струк­тур­но и со­дер­жа­тель­но свя­зан­ных ме­ж­ду со­бой вы­ска­зы­ва­ний, имею­щих ин­ди­ви­ду­аль­ную ком­по­зи­ци­он­ную по­стро­ен­ность и от­но­си­тель­ную смы­сло­вую за­вер­шён­ность. Сте­пень про­яв­ле­ния этих при­зна­ков за­ви­сит от жан­ро­вой (ху­дожественный монолог, ора­тор­ская речь, бы­то­вое по­ве­ст­во­ва­ние и др.) и функ­цио­наль­но-ком­му­ни­ка­тив­ной (по­ве­ст­во­ва­ние, рас­су­ж­де­ние, убе­ж­де­ние и т. д.) при­над­леж­но­сти ре­че­во­го ак­та. Внут­ри­жан­ро­вые раз­ли­чия (ав­тор­ская или пря­мая речь пер­со­на­жей в со­ста­ве ху­дожественного тек­ста, на­учного док­лад, аги­та­ци­он­ное вы­сту­п­ле­ние), так же как письменное или уст­ное осу­ще­ст­в­ле­ние ре­че­во­го ак­та, обу­слов­ли­ва­ют сти­ли­стические осо­бен­но­сти монолога: строе­ние пред­ло­же­ний, син­так­сические спо­со­бы их со­еди­не­ния, лек­сический от­бор, ви­ды взаи­мо­дей­ст­вия эле­мен­тов книж­ной и разговорной ре­чи и др.

2) В ли­те­ра­ту­ре - речь дей­ст­вую­ще­го ли­ца, об­ра­щён­ная к са­мо­му се­бе или к ок­ру­жаю­щим, но, в от­ли­чие от диа­ло­га, обо­соб­лен­ная от ре­п­лик других пер­со­на­жей.

В дра­ме ис­поль­зу­ет­ся для вы­ра­же­ния раз­мыш­ле­ний и на­ме­ре­ний пер­со­на­жей, а так­же для из­ло­же­ния со­бы­тий, не по­лу­чив­ших не­по­сред­ст­вен­но­го во­пло­ще­ния на сце­не. Монолог при­сущ уже ан­тич­ной дра­ма­тур­гии (в тра­ге­ди­ях - в ви­де рас­ска­зов вест­ни­ков и ли­рич. от­сту­п­ле­ний хо­ра; в ко­ме­ди­ях - в ви­де об­ра­ще­ний хо­ра к зри­те­лям); осо­бое вни­ма­ние ему уде­ля­лось в клас­си­ци­стические тра­ге­дии. В дра­ма­тур­гии ро­ман­тиз­ма монологами уд­ли­ня­ет­ся и его роль воз­рас­та­ет.

В конце XIX-XX веков монолог  стал ос­но­вой жан­ра мо­но­драмы. Монолог рас­про­стра­нён так­же в эпических жан­рах (напр., рас­сказ от пер­во­го ли­ца, в т. ч. сказ). В про­зе конца XIX-XX веков ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся так называемый внут­рен­ний монолог. К мо­но­ло­гическому вы­ска­зы­ва­нию час­то тя­го­те­ет ли­ри­ка.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

 

Литература
  • Ви­но­гра­дов В. В. Сти­ли­сти­ка. Тео­рия по­эти­че­ской ре­чи. По­эти­ка. М., 1963
  • Хо­ло­до­вич А. А. О ти­по­ло­гии ре­чи // Ис­то­ри­ко- фи­ло­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния. М., 1967
  • Гель­гардт Р. Р. Рас­су­ж­де­ние о диа­ло­гах и мо­но­ло­гах (к об­щей тео­рии вы­ска­зы­ва­ния) // Сбор­ник док­ла­дов и со­об­ще­ний лин­гвис­ти­че­ско­го об­ще­ст­ва. Ка­ли­нин, 1971. Т. 2. Вып. 1
  • Бах­тин М. М. Во­про­сы ли­те­ра­ту­ры и эс­те­ти­ки. М., 1975
  • Ви­но­кур Г. О. Язык «Бо­ри­са Го­ду­но­ва» // Ви­но­кур Г. О. О язы­ке ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры. 3-е изд. М., 2009

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты