МОЛДАВАНЕ

0 комментариев

/ Ориг.: moldove­ni

МОЛДАВАНЕ (са­мо­на­зва­ния - moldove­ni, мол­до­вень) - восточно-романский на­род, основное на­се­ле­ние Мол­да­вии.

Чис­лен­ность 2,7 млн. человек, из них в Прид­не­ст­ров­ской Молдаване  Рес­пуб­ли­ке - 177,4 тыс. человек (2004 год, пе­ре­пись). Жи­вут так­же на юго-за­па­де Ук­раи­ны (258,6 тыс. человек - 2001 год, пе­ре­пись, в т. ч. в Одес­ской области - 123,8 тыс. человек, Чер­но­виц­кой обл. - 67,2 тыс. человек, Ни­ко­ла­ев­ской области - 13,1 тыс. человек, Ки­ро­во­град­ской области - 8,2 тыс. человек), в Рос­сии - 156,4 тыс. человек (в т. ч. в Мо­ск­ве и Московской области - 41,3 тыс. человек, Тю­мен­ской области - 15,8 тыс. человек; 2010 год, пе­ре­пись), Ита­лии (90 тыс. им­ми­гран­тов из Мол­да­вии – 2008 год, дан­ные Национального института ста­ти­сти­ки), Ка­зах­ста­не (19,4 тыс. человек - 1999 год, пе­ре­пись) и др. Го­во­рят на мол­дав­ском язы­ке, рас­про­стра­не­ны так­же русский и румынские язы­ки. В основном пра­во­слав­ные.

Пред­ки молдаван - ро­ма­ни­зи­рованное на­се­ле­ние (вла­хи, ва­ла­хи). До при­сое­ди­не­ния к Рос­сии (1812 году) основным за­ня­ти­ем бы­ло жи­вот­но­вод­ст­во. Раз­во­ди­ли круп­ный ро­га­тый скот, овец, ло­ша­дей. В XIX веке главным за­ня­ти­ем ста­ло зем­ле­де­лие (в основном про­со, с XIX века основной зла­ко­вой куль­ту­рой ста­но­вит­ся ку­ку­ру­за); рас­про­стра­не­ны ого­род­ные, бо­бо­вые, бах­че­вые, тех­нические (ко­но­п­ля, на юге - лён, с конца XVII века - та­бак, с середины XIX века - под­сол­неч­ник, са­хар­ная свёк­ла) куль­ту­ры. 

Пре­об­ла­да­ла пе­ре­лож­ная сис­те­ма зем­ле­поль­зо­ва­ния, ис­поль­зо­ва­лась под­се­ка. Па­хот­ные ору­дия - по­лоз­ное и бес­по­лоз­ное ра­ло, плуг с пе­ре­движ­ным и не­пе­ре­движ­ным от­ва­лом. Основным ра­бо­чим ско­том бы­ли во­лы. Раз­ви­ты са­до­вод­ст­во (осо­бен­но в Код­рах и Прид­не­ст­ро­вье), ви­но­гра­дар­ст­во и ви­но­де­лие (осо­бен­но на юге и в Код­рах), на юге - шел­ко­вод­ст­во, в ни­зовь­ях Дне­ст­ра - ры­болов­ст­во. До середины XX века молдаване со­став­ля­ли наи­ме­нее ур­ба­ни­зи­рованную груп­пу в Мол­да­вии (10% городского на­се­ле­ния в 1959 год).

Из ре­мё­сел раз­ви­ты гон­чар­ст­во (с XV-XVI веков со­хра­ни­лись цен­тры - сё­ла Чи­ни­шеуць Ре­зин­ско­го района, Ци­гэ­неш­ть Стрэ­шен­ско­го района, Юр­чень Нис­по­рен­ско­го района, Ход­жи­нешть Кэ­лэ­раш­ско­го района и др.), резь­ба по кам­ню и де­ре­ву (сё­ла Брэ­нешть и Бу­ту­чень Ор­ге­ев­ско­го района, Ко­сэуць Со­рок­ско­го района), узор­ное тка­че­ст­во, про­изводство ки­ли­мов и па­ла­сов, вор­со­вых ков­ров (чер­гэ, ни­цур­кэ), вы­шив­ка (тра­ди­ци­он­ны гео­мет­рические или сти­ли­зо­ван­ные ра­стительные мо­ти­вы в чёр­но-крас­ной гам­ме; у ук­ра­ин­цев за­им­ст­во­ван мно­го­цвет­ный цве­точ­ный ор­на­мент) и др.

Се­ло (сат) вклю­ча­ло се­ли­ще (ват­ра) с сельско-хозяйственными угодь­я­ми и ог­ра­ни­чи­ва­лось ме­жой (хо­тар). При ос­но­ва­нии но­во­го по­се­ле­ния со­вер­шал­ся об­ряд стол­бо­ва­ния (бэ­ту­тул па­ру­луй): ста­рей­ший член об­щи­ны от­ме­чал центр ват­ры стол­бом, ве­ли­чи­ну по­се­ле­ния оп­ре­де­ля­ли, стре­ляя от стол­ба во все сто­ро­ны из лу­ка, внеш­нюю гра­ни­цу от­ме­ча­ли опа­хи­ва­ни­ем плу­гом, за­пря­жён­ным па­рой чёр­ных бы­ков-близ­не­цов. Рас­про­стра­не­на тра­ди­ция ус­та­нов­ки по­клон­ных кре­стов (рас­пя­тий). С XVII века пре­об­ла­да­ет ли­ней­ная и улич­ная пла­ни­ров­ка по­се­ле­ний, для северного и южного рай­онов ха­рак­тер­на ку­че­вая пла­ни­ров­ка. Су­ще­ст­во­ва­ли па­тро­ни­мические «кон­цы» по­се­ле­ния (кут, кэ­тун, ма­ха­ла).

Тра­диционная усадь­ба (гос­по­дэ­рие цэ­рэ­ня­скэ) об­не­се­на за­бо­ром с во­ро­та­ми; в цен­тре усадь­бы сто­ит дом (ка­са) фа­са­дом на юг или вос­ток, пе­ред ним - пе­ред­ний двор с цвет­ни­ком (рэ­зор, по­ли­сад­ник), за до­мом - хо­зяйственный двор с то­ком, за­го­на­ми для ско­та и др. Хо­зяйственные по­строй­ки пер­во­на­чаль­но рас­по­ла­га­лись сво­бод­но.

В XIX веке на юге рас­про­стра­нил­ся од­но­строч­ный тип пла­ни­ров­ки (в од­ну ли­нию под об­щей кры­шей), ны­не пре­об­ла­да­ет Г-об­раз­ная пла­ни­ров­ка; в При­кар­па­тье встре­ча­лись усадь­бы с замк­ну­тым дво­ром (граждь). Тра­диционное жи­ли­ще - са­ман­ное, сыр­цо­вое, тур­луч­ное, фах­вер­ко­вое, в прош­лом - сруб­ное, в ни­зовь­ях р. Рэ­ут - из из­вест­ня­ка; обыч­но бе­ли­лось, кры­лось со­ло­мой или ка­мы­шом.

В XIV-XVI веках существова­ло од­но­ка­мер­ное жи­ли­ще со вхо­дом в западной час­ти южной сте­ны, за­ва­лин­кой (при­спа) и с ок­на­ми, вы­хо­дя­щи­ми на юг и вос­ток; печь ста­ви­лась на­про­тив вхо­да. В XVII-XIX веках пре­об­ла­да­ют двух­ка­мер­ные жи­ли­ща с се­ня­ми (тин­дэ) в западной ча­сти дома и ком­на­той (кэ­ма­рэ) - ча­ще к во­сто­ку от се­ней. Во второй половине XIX века рас­про­стра­ня­ет­ся тип трёх­ка­мер­но­го до­ма на вы­со­ком ка­мен­ном фун­да­мен­те, кры­то­го дран­кой или че­ре­пи­цей, с гор­ни­цей (ка­са ма­ре), со­еди­нён­ной с се­ня­ми, и кры­той тер­ра­сой (чер­дак, при­спа, ко­ли­дор, тыр­нац) на ко­лон­нах вдоль фа­са­да, на ко­то­рую вы­хо­дят ок­на. Ко­лон­ны ук­ра­ша­ют­ся ка­пи­те­ля­ми (обыч­но в ви­де во­лют), низ кры­ши - под­зо­ра­ми (па­зе), де­кор обыч­но рас­кра­ши­ва­ет­ся; по­то­лок опи­ра­ет­ся на про­доль­ную ма­ти­цу (ко­ар­дэ).

Пла­ни­ров­ка кэ­ма­рэ со­от­вет­ст­ву­ет бе­ло­русскому или западно-русскому ти­пу из­бы: у сте­ны, при­мы­каю­щей к вхо­ду, ста­ви­лась хлеб­ная печь (купт­ор) усть­ем к вхо­ду (ра­нее устье рас­по­ла­га­лось близ­ко к по­лу, так что ра­бо­тать у пе­чи мож­но бы­ло силь­но со­гнув­шись или си­дя), со­еди­нён­ная с пе­чью с пли­той (со­ба) и ле­жан­кой, ота­п­ли­вае­мой го­ри­зон­таль­ны­ми ды­мо­хо­да­ми; они за­ни­ма­ли всю зад­нюю часть дома. На­про­тив вхо­да уст­раи­вал­ся крас­ный угол. Дым от пе­чи вы­во­дил­ся в се­ни, где по­ме­щал­ся на­вес­ной ды­мо­ход (кош, кэ­мин, ба­бу­рэ). Позд­нее в зад­ней час­ти се­ней ста­ли вы­го­ра­жи­вать кла­до­вую или кух­ню (бу­кэ­тэ­рие), от­де­лён­ную от кэ­ма­рэ пе­чью; хлеб­ную печь пе­ре­не­сли во двор или в лет­нюю кух­ню. В ка­са ма­ре по­меща­лись кро­вать, сун­дук, в про­стен­ке ме­ж­ду ок­на­ми - ска­мья (ос­лон) с вы­со­кой спин­кой и стол (ма­сэ), на лав­ках вы­став­ля­лось при­да­ное (зэ­ст­ре) или «по­смерт­ное» (ко­мынд), ме­бель ус­ти­ла­лась ска­тер­тя­ми, на­лав­ни­ка­ми, сте­ны - по­ло­тен­ца­ми (про­соп), на од­ной из стен - боль­шой ко­вёр, у восточной сте­ны в уг­лу на пол­ке с за­на­вес­кой ус­та­нав­ли­ва­лась ико­на.

Ха­рак­тер­ны блю­да из овечь­е­го мо­ло­ка: све­жий сыр (каш), тво­рож­ная мас­са (ур­дэ), разл. ви­ды брын­зы (брын­зэ). Тра­диционная мяс­ная пи­ща - жар­кое (фрип­ту­рэ); жа­ре­ное мя­со, за­ли­тое жи­ром в гли­ня­ных горш­ках (кар­не прэ­жи­тэ, жу­ме­ре); мя­со, за­пе­чён­ное с ка­пус­той (ку­рекь ку карне, би­гос); гус­той ку­ри­ный суп (за­мэ) с ово­ща­ми, лап­шой и ква­сом; мяс­ные (пыр­жоа­ле) и пе­чё­ноч­ные (чи­гирь) кот­ле­ты; со­лё­ное са­ло, хо­ло­дец (рэ­чи­турь), зельц (сал­ти­сон), коп­чё­ный око­рок (жам­бон), па­ст­ра­ма (па­ст­ра­мэ), кол­ба­са (кыр­нац).

Тра­ди­цио­нен про­ся­ной хлеб, с XIX века - ку­ку­руз­ный; за­ква­ши­ва­ли хлеб на вин­ных дрож­жах. Пек­ли хлеб­цы на ка­пу­ст­ном лис­те (ма­лай), на ки­слом мо­ло­ке с тво­ро­гом или брын­зой (али­венчь, али­ван­кэ), бу­лоч­ки (ба­ла­буш­те), слоё­ные пи­ро­ги (пла­цин­да) и ру­ле­ты (ынвыр­ти­тэ); основной вид об­ря­до­во­го хле­ба - сдоб­ный ка­лач, круг­лый, пле­тё­ный или в фор­ме вось­мёр­ки. Час­то хлеб за­ме­ня­ют гус­той ку­ку­руз­ной ка­шей (мэ­мэ­ли­гэ) со шквар­ка­ми, брын­зой, чес­ноч­ной при­пра­вой (муж­дей), ры­бой и др.

Овощ­ные блю­да - кис­лая ка­пус­та (вер­зэ), ту­шё­ные ово­щи (ги­веч), ра­гу (то­ка­нэ), коп­чё­ная ты­к­ва, бак­ла­жа­ны в сме­тан­ном со­усе, жа­ре­ный пе­рец в то­мат­ном со­усе, зе­лёные су­пы и бор­щи с кра­пи­вой или ща­ве­лем (мэк­риш), тёр­тая фа­соль с чес­но­ком и лу­ком (фа­со­ли­цэ), кар­то­фель­ные кот­ле­ты (кар­тоф­лен­че), ва­ре­ни­ки (кол­цу­нашь), го­луб­цы (гэ­луш­те, сар­ма­ле), за­вёр­ну­тые в листья ка­пус­ты, ви­но­гра­да, свёк­лы, мать-и-ма­че­хи. Го­то­вят рыб­ную уху (за­мэ де пеш­те), ры­бу с ово­ща­ми (пла­кие). В де­сер­тах ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся грец­кий орех.

Тра­диционные на­пит­ки - ви­но, на­лив­ки, квас (борш ак­ру), хлеб­ная или фрук­то­вая бра­га (бра­хэ), вод­ка (ра­киу).

Жен­щи­ны но­си­ли ту­ни­ко­об­раз­ную (в основном на се­ве­ре Мол­да­вии и на Бу­ко­ви­не) или с цель­но­крое­ным ру­ка­вом ру­ба­ху (кэ­ма­шэ); шер­стя­ную по­ло­са­тую не­сши­тую юб­ку (кат­рин­цэ) ли­бо оде­ж­ду ти­па пре­стил­ки (фо­тэ); с конца XIX века - юб­ку в сбор­ку (фус­тэ) с ру­ба­хой на ко­кет­ке и пе­ред­ни­ком (пес­тел­кэ); без­ру­кав­ку из тка­ни (жа­лет­кэ, мин­тя­наш, бон­дэ, пеп­тар) или ов­чи­ны (кеп­тарь, бон­ди­цэ); на ле­во­бе­ре­жье Дне­ст­ра и юге - са­ра­фан (ша­ра­фан, фус­тэ ку жю­бя); су­кон­ную курт­ку (бур­нуз, жю­бя, за­бун). Жен­ский го­лов­ной убор (кыр­пэ) - на твёр­дой де­ревянной ос­но­ве с «ро­га­ми», по­вя­зан­ной по­лот­ни­щем (ма­ра­мэ, нэф­ра­мэ); де­вуш­ки по празд­ни­кам на­де­ва­ли по­вяз­ку (ко­си­цар); со второй половины XIX века но­си­ли плат­ки (бас­ма, ба­риз) и ша­ли (ша­лин­кэ).

Муж­ская ру­ба­ха име­ла пря­мой раз­рез, во­рот­ник-стой­ку или отлож­ной, по­вя­зы­ва­лась ши­ро­ким (до 25 см) и длин­ным (до 3,5 м) шер­стя­ным или ко­жа­ным с мед­ны­ми бляш­ка­ми (на се­ве­ре) поя­сом (брыу); в Кар­па­тах бы­то­ва­ла ру­ба­ха с юб­кой ти­па фус­та­нел­лы (кэ­ми­шэ ку фус­тэ); по­верх ру­ба­хи но­си­ли су­кон­ную, ко­жа­ную или ме­хо­вую без­ру­кав­ку; шта­ны в гор­ных рай­о­нах бе­лые су­кон­ные, с очень длин­ны­ми, со­б­ран­ны­ми на но­гах в склад­ки, брю­чи­на­ми (ицарь), на юге - хол­щё­вые (из­ме­не) или тём­ные су­кон­ные (бер­не­вичь); на го­ло­ве - су­кон­ная или со­ло­мен­ная шля­па, ов­чин­ная шап­ка (ку­ш­мэ). Верх­няя оде­ж­да: су­кон­ный каф­тан (су­ман) или плащ (ман­та), ме­хо­вая шу­ба (са­ри­кэ, гу­бэ, ко­жок, кон­тэш).

Су­ще­ст­во­ва­ли обы­чаи взаи­мо­по­мо­щи (кла­кэ), ми­но­ра­та; мо­ло­дёжь уст­раи­ва­ла по­си­дел­ки (ше­зэ­тоа­ре) и хо­ро­во­ды (хо­ра, жок). До XVIII века в Прид­не­ст­ро­вье прак­ти­ко­ва­лись су­деб­ные по­един­ки (по­ле).

Бра­ку обыч­но пред­ше­ст­во­ва­ли сва­тов­ст­во (ста­ро­тие, пе­ци­тул) и по­молв­ка (ло­год­на). Свадь­ба пред­ва­ря­лась ку­па­ни­ем же­ни­ха и не­вес­ты в ис­точ­ни­ке; в оде­вании мо­ло­дых главную роль иг­ра­ли их по­са­жё­ные ро­ди­те­ли (на­шул и на­ша), обыч­но - их крё­ст­ные, дру­ж­ки и под­ру­ги (вор­ник, друш­ка и др.); об­ря­же­ние не­вес­ты (ым­брэ­ка­тул ми­ре­сей) со­про­во­ж­да­лось пла­ча­ми, в том числе обя­за­тель­ным пла­чем не­вес­ты (кын­те­кул ми­ре­сей). Впе­ре­ди сва­деб­но­го по­ез­да (кор­те­жиул де нун­тэ, ала­юл де нун­тэ) еха­ли вер­хом друж­ки, один из них со зна­ме­нем же­ни­ха (стя­гул ми­ре­луй). Во дво­ре не­вес­ты один из дру­жек (ко­но­кар) дек­ла­ми­ро­вал сти­хотворное при­вет­ст­вие (ко­но­кэ­рие), за­тем про­из­но­си­ли бла­го­сло­ве­ние сто­ла (бра­дул, бра­зий, по­мул), со­вер­ша­лись «ма­лое за­сто­лье» (ма­са ми­кэ), пе­ре­да­ча не­вес­ты же­ни­ху и, по­сле трое­крат­но­го об­хо­да мо­ло­ды­ми сто­ла, ис­пол­нял­ся та­нец (жо­кул ма­ре, хо­ра ма­ре); по­сле бла­го­сло­ве­ния мо­ло­дых вы­но­си­ли при­да­ное и по­езд от­прав­лял­ся в цер­ковь к вен­ча­нию (ку­ну­ния) и за­тем в дом же­ни­ха, где на­чи­на­лось «боль­шое за­сто­лье» (ма­са ма­ре); обя­за­тель­ным блю­дом бы­ла жа­ре­ная ку­ри­ца (ра­нее – пе­тух в перь­ях).

Важ­ней­шие мо­мен­ты об­ря­да со­про­во­ж­да­лись сти­хотворными ора­ция­ми, тре­бо­ва­ния­ми «вы­ку­па» (пра­пор, вул­пя, вад­ра), вза­им­ным ода­ри­ва­ни­ем ка­ла­ча­ми, вы­ши­ты­ми по­ло­тен­ца­ми и т. п. По­сле свадь­бы про­во­дил­ся об­ряд ос­ви­де­тель­ст­во­ва­ния дев­ст­вен­но­сти но­во­брач­ной: её по­са­жё­ная (на­ша) де­мон­ст­ри­ро­ва­ла гос­тям её ру­баш­ку, со­вер­ша­ла об­ряд по­вя­за­ния мо­ло­дой (ле­гэ­тоа­ре, ын­хо­бо­та­ре), т. е. об­ря­же­ния её в жен­скую оде­ж­ду, и от­во­зи­ла «честь не­вес­ты» (чин­стеа ми­ре­сей) - ру­баш­ку, за­вя­зан­ную в крас­ный пла­ток, - её ро­ди­те­лям. По­са­жё­ные ро­ди­те­ли мо­ло­дых обыч­но ста­но­вят­ся крё­ст­ны­ми их де­тей.

По­хо­ро­ны со­про­во­ж­да­лись пла­ча­ми, на­ря­же­ни­ем де­рев­ца (пом), раз­да­чей по­ми­наль­ных по­дар­ков (по­ма­нэ); пе­ред по­хо­рон­ной про­цес­си­ей «вы­сти­ла­ли мос­ты» - стла­ли по­ло­тен­ца с ка­ла­чом и другими да­ра­ми (по­ла­га­лось вы­стлать 24 «мос­та»).

В ночь на­ка­ну­не Дня св. Ан­д­рея (30 но­яб­ря старый стиль) за­жи­га­ли ко­ст­ры, для за­щи­ты от вам­пи­ров (стри­гой) сма­зы­ва­ли ок­на и две­ри чес­но­ком, ис­пол­няя при этом «та­нец чес­но­ка». На Ро­ж­де­ст­во (Наш­те­ря Дом­ну­луй, Крэ­чун) го­то­ви­ли 7, 9 или 12 блюд, сре­ди них - ка­лач (крэ­чун), ва­рё­ная пше­ни­ца с мё­дом (ко­ли­ва), слоё­ный ка­пу­ст­ный пи­рог (вар­заре).

На Свят­ки (Ажу­нул Крэ­чу­ну­луй) уст­раи­ва­ли ря­же­ние, ис­пол­ня­ли ко­ляд­ки (ко­лин­де), мо­ло­дёжь хо­ди­ла «со звез­дой», с плу­гом, на Но­вый год де­ти раз­бра­сы­ва­ли се­ме­на (се­мэ­на­тул). На 1 мар­та де­вуш­ки из­го­тав­ли­ва­ли ук­ра­ше­ния из крас­ных и бе­лых ни­ток (мэр­ци­шо­ры). На Пас­ху пек­ли сдоб­ный хлеб с изю­мом (ко­зо­нак), пи­рог со слад­ким тво­ро­гом (пас­кэ). В один из чет­вер­гов по­сле Пас­хи из­би­ра­ли де­вуш­ку - Пе­пе­ру­ду (Па­па­ру­да) и ук­ра­ша­ли её зе­ле­нью. На Ива­нов день (Сын­зе­не) де­вуш­ку (Дрэ­гай­ка) ук­ра­ша­ли ко­лось­я­ми, со­би­ра­ли под­ма­рен­ник (сын­зе­не), дон­ник, чаб­рец и др. цве­ты. На Иль­ин день (20 ию­ля) свя­ти­ли яб­ло­ки.

Уст­ное твор­че­ст­во име­ет мно­го об­ще­го с ру­мын­ским (сис­те­ма жан­ров, сти­ли­сти­ка, музыкальные ин­ст­ру­мен­ты), раз­ви­ва­лось в тес­ной свя­зи с музыкальной куль­ту­рой южных сла­вян и других со­сед­них на­ро­дов. Народные пес­ни од­но­го­лос­ны, в со­сед­них с Ук­раи­ной рай­онах встре­ча­ет­ся двух­го­ло­сие.

Наи­бо­лее древ­ние пла­сты фольк­ло­ра: пас­ту­ше­ский [сиг­наль­ные наи­гры­ши на бу­чу­ме, сиг­наль­ные ме­ло­дии «де друм» (буквально -  до­ро­га, путь), ме­ло­дии «де плай» (буквально -  край)], об­ря­до­вый ка­лен­дар­ный [в т. ч. свя­зан­ный с об­ря­да­ми вы­зы­ва­ния дож­дя Пе­пе­ру­да, Ка­лоя­нул, с но­во­год­ни­ми и свя­точ­ны­ми об­ря­да­ми Жо­кул кап­рей (иг­ра ко­зы), Плу­гу­шо­рул (ко­ля­до­ва­ние с плу­гом), Ма­лан­ка (кар­на­валь­ное дей­ст­во в День св. Ма­ла­ньи), с «ко­ля­до­ва­ни­ем мед­ве­дя»], об­ря­до­вый се­мей­ный [три цик­ла сва­деб­ных пе­сен и наи­гры­шей: пес­ни не­вес­ты, пес­ни при пе­ре­да­че при­да­но­го и про­во­дов не­вес­ты, цикл ри­ту­аль­ных тан­цев; в кре­сть­ян­ской сре­де рас­про­ст­ра­не­ны ин­ст­ру­мен­таль­ные ме­ло­дии - ва­ри­ан­ты пе­сен не­вес­ты; му­зы­ка по­гре­баль­но­го об­ря­да: груп­по­вые це­ре­мо­ни­аль­ные пес­ни, соль­ные пла­чи - бо­че­те, ин­ст­ру­мен­таль­ные ме­ло­дии и сиг­на­лы].

Рас­про­стра­не­ны бал­ла­ды («Мио­ри­ца», «Мас­тер Ма­но­ле» и др.), ха­рак­тер­ный музыкальный жанр - дой­на; пес­ни других жанров: ли­рические, шу­точ­ные, за­столь­ные, бат­рац­кие, рек­рут­ские и др., городской ро­манс (с XIX века). Та­нец (жок) со­про­во­ж­да­ет­ся иг­рой ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля - та­ра­фа и вы­кри­ка­ми уча­ст­ни­ков. Тан­цы бы­ва­ют кру­го­вы­ми (хо­ра), ли­ней­ны­ми (бры­ул), пар­ны­ми (ын­выр­ти­ты). Раз­ли­ча­ют­ся об­ря­до­вые тан­цы (с под­ра­жа­тель­ны­ми дви­же­ния­ми - «Ста­рик», «Ко­зёл», «Мед­ведь», «Пе­тух» и др.; тан­цы ка­лен­дар­ных об­ря­дов Ла­зэ­ре­лул, Кэ­лу­ша­рий; сва­деб­ные) и так называемые об­щие: боль­шая хо­ра (плав­ный, в уме­рен­ном тем­пе), сыр­ба (энер­гич­ный, бы­ст­рый), брыу (муж­ской или сме­шан­ный, бы­ст­рый), бэ­ту­та (муж­ской, очень бы­ст­рый, вир­ту­оз­ный, со слож­ны­ми хо­рео­гра­фич. эле­мен­та­ми) и др. Осн. тра­диц. ин­ст­ру­мен­ты: хор­до­фо­ны – коб­за (коб­зэ), скрип­ка, цим­ба­лы (цам­бал); аэ­ро­фо­ны - флей­ты най, ти­лин­ка, флу­ер, ка­вал, во­лын­ка чим­пой, на­ту­раль­ная тру­ба бу­чум; вар­ган дрым­ба.

Но­си­те­ли тра­диционной му­зы­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ной куль­ту­ры - лэу­та­ры; объ­е­ди­ня­ясь в ан­самбль (та­раф), ис­пол­ня­ют пе­сен­ные и тан­це­валь­ные ме­ло­дии, вир­ту­оз­ные пье­сы с эле­мен­та­ми им­про­ви­за­ции (например, «Чо­кыр­лия» - «Жа­во­ро­нок»).

Рас­про­стра­не­ны ле­ген­ды, ис­то­рические пре­да­ния (о Ште­фа­не Ве­ли­ком, гай­ду­ках, русско-турецких вой­нах и др.), сказ­ки (бас­мэ) и др.

Основные ге­рои вол­шеб­ных ска­зок - Фэт-Фру­мос, Иля­на Ко­сын­зя­на, бы­то­вой по­вес­ти (сноа­ве) - Пэ­ка­лэ, Тын­да­лэ, Пе­пе­ля, Прыс­ля, На­сра­тин Хо­жя.

Дополнительная литература:

Зе­лен­чук В. С. Очер­ки мол­дав­ской на­род­ной об­ряд­но­сти (XIX, на­ча­ла XX вв.). Киш., 1959;

Зе­лен­чук В. С. Мол­дав­ский на­цио­наль­ный кос­тюм. Киш., 1985;

Зе­лен­чук В. С., Лив­шиц М.Я., Хын­ку И. Г. На­род­ное де­ко­ра­тив­ное ис­кус­ст­во Мол­да­вии. Киш., 1968;

Ша­ра­ну­цэ С. Про­соа­пе по­пу­ла­ре мол­до­ве­нешть. Ки­ши­неу, 1969;

Рик­ман Э. А., Ра­фа­ло­вич И.А., Хын­ку И. Г. Очер­ки ис­то­рии куль­ту­ры Мол­да­вии. Киш., 1971;

Мои­се­ен­ко З. В. Ар­хи­тек­ту­ра сель­ских жи­лых до­мов в Мол­да­вии. Киш., 1973;

Мол­дав­ский фольк­лор. Ки­ши­нэу, 1976;

Мол­да­ва­не. Очер­ки ис­то­рии, эт­но­гра­фии, ис­кус­ст­во­ве­де­ния. Киш., 1977;

Лив­шиц М. Я. Де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное ис­кус­ст­во Мол­да­вии. Киш., 1980;

Епо­сул еро­ик. Киш., 1983;

Фло­ря Э. П. Му­зы­ка на­род­ных тан­цев Мол­да­вии. Киш., 1983;

Фло­ря Э. П. Мол­дав­ский му­зы­каль­ный эпос. Киш., 1989;

Ко­ро­ле­ва Э. А., Кур­бет В. К., Мар­дарь М.С. Мол­дав­ский на­род­ный та­нец. М., 1984.

 

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • По­сто­ла­ки Е. А. Мол­дав­ское на­род­ное тка­че­ст­во XIX – на­ча­ла XX в. Киш., 1987
  • Зе­лен­чук В. С., По­сто­ла­ки Е.А. Ко­во­рул мол­до­ве­неск. Ки­ши­нэу, 1990
  • Ciobanu Ș. Basarabia: popu­lația, istoria, cultura. Buc.; Chișinӑu, 1992
  • Ze­lenciuc V., Kalaşnikova N. Vestimentația po­pulației orășenești din Moldova: XV–XIX sec. Chișinău, 1993
  • Мол­да­ва­не. М., 2010

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты