МИХАИЛ III

0 комментариев

Византийский император в 842-867 гг., соправитель с 840 г., сын императора Феофила и Феодоры, последний представитель Аморийской (Фригийской) династии.

Пребывая на престоле на протяжении почти всей короткой жизни, Михаил III обладал властью лишь номинально. По смерти отца 20 января 842 г. регентом при Михаиле стала его мать царица Феодора, а гражданское управление сосредоточилось у логофета дрома Феоктиста. Пользуясь доверием императрицы-матери, Феоктист получил широкие полномочия и отодвинул «в тень» других членов опекунского совета – дядьев Михаила III Варду и Петрону и двоюродных дедов василевса (дядей Феодоры) магистров Сергия Никитиата и Мануила.

Войдя в дела правления, Феодора взяла курс на сворачивание выдохшегося иконоборчества (см. Феофил), и 11 марта 843 г. на соборе в Константинополе иконопочитание было официально восстановлено, а столичную патриаршую кафедру вместо иконокласта Иоанна Грамматика занял ревностный иконодул Мефодий I.

Администрацию Феоктиста сопровождали как триумфы, так и неудачи. В 843 г. армии под его предводительством удалось на короткий срок освободить от арабов Крит, который в 844 г. вновь был утрачен. В том же 844 г. ромеи потерпели тяжелое поражение от сарацин на р. Мавропотамон, но очередной виток междоусобиц вынудил халифа аль-Васика заключить взаимовыгодный мир с Византией и устроить обмен пленными (845/46 г.). В 853 г. впервые за двести лет имперский флот проник в находившееся под мусульманским контролем Восточное Средиземноморье и, высадившись в дельте Нила, захватил и разграбил египетскую крепость Дамиетту, и невредимым вернулся домой.

Первенство логофета Феоктиста не могло не раздражать тех, кто также претендовал на политическое лидерство, и постепенно в правящих кругах против Феоктиста возник заговор, душой которого стал старший брат Феодоры доместик схол Варда. Втайне от сестры, но заручившись поддержкой подросшего Михаила III, Варда организовал арест и убийство Феоктиста 22 ноября 855 г.

15 марта 856 г. Михаил был объявлен совершеннолетним, но фактической властью овладел Варда, удостоенный чина куропалата (859 г.) и высшего (после императорского) титула кесаря 26 апреля 862 г. Переворот, повлекший смену правительства, не остался без негативных для Варды последствий. В оппозиции к новому режиму оказался ревностный моралист патриарх Игнатий, креатура Феодоры и покойного Феоктиста, заступивший на константинопольскую кафедру со смертью Мефодия I в 847 г. В праздник Богоявления 6 января 858 г. Игнатий, публично обвинив Варду в сожительстве с вдовой сына, отрешил царского дядю от причастия. Открытая конфронтация с Вардой привела к смещению Игнатия, в преемники которому был определен один из образованнейших людей эпохи, императорский чиновник и дипломат Фотий. Будучи сугубо светским человеком, он принял монашество, за 4 дня преодолел необходимые уровни церковной иерархии, и на Рождество 858 г. вступил на патриарший престол.

Сосланный в ноябре 858 г. на о. Теревинф в Мраморном море, а затем в Митилену на о. Лесбос, Игнатий не оставил надежд на возвращение сана, что вызвало т.н. «фотианскую схизму» – раскол между сторонниками Игнатия и Фотия. Больше того, имевшее локальное значение «дело» бывшего патриарха быстро приобрело «вселенский» характер. Игнатий апеллировал к Риму, где папа Николай I, подняв сугубо кадровый вопрос на принципиальную высоту, вошел в роль верховного арбитра. Под предлогом неканоничности избрания он отказал Фотию в признании и недвусмысленно высказался в пользу Игнатия, потребовав пересмотра его детронизации. В мае 861 г. Константинопольский поместный собор в присутствии папских послов подтвердил законность избрания Фотия I, что категорически не устроило папу, который, несмотря на мнение своих легатов, в 863 г. на синоде в Латеране низложил и анафематствовал Фотия. Фотий I же на новом соборе в Константинополе в 867 г. акцентировал внимание на догматических расхождениях с папством, в частности, на проблеме filioque (исхождении св. Духа) и, обвинив Рим в ереси, отлучил и проклял Николая I (западные христиане, в отличие от восточных считают, что св. Дух исходит не только от Бога-Отца, но также и от Бога-Сына).

Наряду с «фотианской схизмой» другим международным вопросом, тесно переплетенным с внутренней политикой, являлось еретическое течение павликиан. Зародившись в Западном Приевфратье в середине VII в., оно затем распространилось в Малой Азии и на Балканах не в последнюю очередь благодаря василевсам VIII – начала IX вв., которые активно перемещали «еретическое» население в пределах империи и рассаживали его на обезлюдевших землях. За преданность своей ереси павликиане нередко подвергались правительственным преследованиям, ставшим особенно жестокими в период регентства Феодоры. Те из павликиан, кто проживал на востоке Анатолии и за границей Византии отдались под протекторат эмира Мелитины (Малатья) и в верховьях Евфрата основали своеобразную «республику», сделав оплотом крепость Тефрику (843 г.). Будучи одной из дуалистических ересей (вера в извечную противоположность земного и небесного, телесного и духовного, добра и зла), павликиане целиком отвергали официальное христианство и объявляли истинным учением проповеди апостола Павла, от имени которого, очевидно, и пошло название движения. Провозгласив целью возврат к раннеапостольским временам, оно приобрело массу приверженцев из-за своей остросоциальной окраски: еретики выступали против общественного строя Византии, господствовавшей церкви и ортодоксальной христианской веры. Павликиане, среди которых было немало стратиотов, порывали с империей и, опираясь на традиции общинного крестьянского самоуправления, изгоняли со своей земли царских чиновников, организовывались для самообороны и стремились наладить быт уже без Константинополя. Поощряя приток в свой лагерь всех недовольных из приграничных областей Малой Азии, павликиане при участии арабов осуществляли регулярные нападения на империю.

На вооруженную силу павликиан Константинополь ответил вооруженной силой императорской армии: в 856 г. брат кесаря Варды стратиг фемы Фракисия Петрона вторгся в павликианский район и, продвинувшись от Самосаты (Самсат) до Амиды (Диярбакыр), нанес внушительный хозяйственный ущерб. В 859 г. Михаил III под руководством Петроны осадил Самосату, но в 860 г. вождь павликиан Карвей с помощью сарацин произвел дерзкий набег на ромейскую территорию. Однако 3 сентября 863 г. объединенная армия павликиан и мусульман, зашедшая глубоко в византийский тыл, была наголову разбита войсками Петроны у р. Лалакаон на стыке фем Пафлагония и Армениак, причем Карвей и эмир Мелитины Омар пали в бою. Это явилось крупным военно-политическим успехом, который свидетельствовал о нараставшем перевесе ромеев над арабами в Азии. Параллельно в Сицилии энергия империи таяла год от года: после потери в 859 г. стратегически важной крепости Энна у византийцев остались только Сиракузы и Таормина.

Добившись определенных результатов на Востоке, Константинополь в 860-е гг. реализовал масштабную миссионерскую «программу»: в 863 г. в Моравии началась просветительская деятельность Константина (Кирилла) и Мефодия, ок. 865 г. по византийскому обряду крестился хан Болгарии Борис I, нарекшийся в честь василевса христианским именем Михаил, а ок. 867 г. состоялось «первое крещение Руси» (см. Византийское содружество).

Молодой Михаил III, по-видимому, незначительно влиял на политический курс Византии и, тем не менее, оказался вовлечен в борьбу различных придворных клик, смертельно враждовавших друг с другом. Будучи оттертой от трона кесарем Вардой и его клиентелой, константинопольская бюрократия стремилась устранить всесильного временщика – союзника провинциальной военной аристократии. В итоге под давлением одного из приближенных – Василия Македонянина – Михаил дал согласие на ликвидацию дяди: 21 апреля 866 г. во время похода против критских арабов Варда был зарезан у ног императора Василием и его сообщниками. Месяц спустя Михаил III даровал Василию Македонянину чин соправителя, что, впрочем, не являлось гарантией от потенциальной опалы: переменчивому василевсу вскоре приглянулся патрикий Василикин, ставший теперь новым фаворитом. Непредсказуемость и капризность молодого царя спровоцировала государственный переворот: в ночь на 24 сентября 867 г. очередная дворцовая попойка завершилась зверским убийством Михаил III группой заговорщиков во главе с Василием Македонянином, тут же провозглашенным императором.

С 855 г. Михаил III был женат на Евдокии Декаполите, детей не имел.

Надо полагать, что образ Михаила III серьезно искажен историографами Македонской династии, пришедшей к власти после гибели василевса. Заслуживший прозвище «Пьяница» царь Михаил предстает никчемным и невежественным гулякой и развратником, жизнь которого – череда позорнейших и глупых поступков, приведших к закономерному финалу.

Исторические источники:

Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей / Изд. подг. Я.Н. Любарский. 2-е изд. СПб., 2009;

John Skylitzes. A Synopsis of Byzantine History, 811-1057 / Transl. by J. Wortley with Introductions by J.-C. Cheynet and B. Flusin and Notes by J.-C. Cheynet. Cambridge, 2010.

Иллюстрации:

Император Михаил III (солид, 856-67);

Императорская коронация Михаила III в 842 г. («Обозрение истории» Иоанна Скилицы, рубеж XII – XIII вв. Королевская библиотека. Мадрид);

Восстановление иконопочитания императрицей-матерью Феодорой («Обозрение истории» Иоанна Скилицы, рубеж XII – XIII вв. Королевская библиотека. Мадрид);

Репрессии против павликиан в 843-4 гг. («Обозрение истории» Иоанна Скилицы, рубеж XII – XIII вв. Королевская библиотека. Мадрид);

Византийская осада Самосаты в 859 г. («Обозрение истории» Иоанна Скилицы, рубеж XII – XIII вв. Королевская библиотека. Мадрид);

Разгром арабо-павликианских войск в 863 г. и гибель эмира Мелитины Омара («Обозрение истории» Иоанна Скилицы, рубеж XII – XIII вв. Королевская библиотека. Мадрид);

Убийство кесаря Варды («Обозрение истории» Иоанна Скилицы, рубеж XII – XIII вв. Королевская библиотека. Мадрид);

Провозглашение Михаилом III (в центре) патрикия Василикина (слева) своим соправителем («Обозрение истории» Иоанна Скилицы, рубеж XII – XIII вв. Королевская библиотека. Мадрид);

Убийство императора Михаила III («Обозрение истории» Иоанна Скилицы, рубеж XII – XIII вв. Королевская библиотека. Мадрид).

Автор статьи: А. Н. Слядзь

Coronation of Michael III in 842.jpg
Argument about icons with Theodora.jpg
The Massacre of the Paulicians in 843-4.png
The Byzantine army attacks Samosata in 859.jpg
Defeat of the emir of Malatya Amer.jpg
The murder of Bardas at the feet of Michael III in 865-6 (b).png
Michael III crowns Basilikinos as co-emperor in 866.png
The murder of Michael III.png
Литература
  • Васильев А.А. Византия и арабы: В 2 т. Т. I: Политические отношения Византии и арабов за время Аморийской династии. СПб., 1900.
  • История Византии: В 3 т. / Под ред. С.Д. Сказкина: Т. II. М., 1967.
  • Курбатов Г.Л. Византия и Русь в IX – X вв. (некоторые аспекты социально-экономических отношений) // Славяно-русские древности. Вып. 1: Историко-археологическое изучение Древней Руси: Итоги и основные проблемы / Под ред. проф. И.В. Дубова. Л., 1988.
  • Любарский Я.Н. Царь-мим (к проблеме образа византийского императора Михаила III) // Византия и Русь (памяти В.Д. Лихачевой. 1937-1981) / Сост. Т.Б. Князевская; отв. ред. Г.К. Вагнер. М., 1989.
  • Мелиоранский Б.М. Из семейной истории Аморийской династии // Византийский Временник. Т. VIII. Вып. 1-2. 1901.
  • Острогорский Г.А. История византийского государства / Перев. с нем. М.В. Грацианского; ред. П.В. Кузенков. М., 2011.
  • Успенский Ф.И. История Византийской империи: В 5 т. Т. II: Период III (610-716). Иконоборческий период (717-867). М., 2001.
  • Brubaker L., Haldon J.F. Byzantium in the Iconoclast era, c. 680-850: A History. Cambridge, 2011.
  • Jenkins R.J.H. Byzantium: The Imperial Centuries, 610-1071. New York, 1993.
  • Jenkins R.J.H. Studies on Byzantine History of the 9th and 10th centuries. London, 1970.
  • Mango C. Eudocia Ingerina, the Normans, and the Macedonian dynasty // Zbornik radova Vizantoloskog Instituta. T. XIV-XV. 1973.
  • Treadgold W. A History of the Byzantine State and Society. Stanford, 1997.
  • Whittow M. The Making of Orthodox Byzantium, 600-1025. London, 1996.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты