МЕННОНИТЫ

0 комментариев

По­сле­до­ва­те­ли про­тес­тант­ско­го уче­ния (мен­но­нит­ст­ва), воз­ник­ше­го в 16 в. как од­на из вет­вей дви­же­ния ана­бап­ти­стов.

Ис­то­рия. Назв. М. про­ис­хо­дит от име­ни Мен­но Си­мон­са (1496–1561) – фриз­ско­го ка­то­лич. свя­щен­ни­ка, в 1536 сняв­ше­го с се­бя сан и примк­нув­ше­го к ана­бап­ти­стам. Стре­мясь от­ме­же­вать­ся от ана­бап­ти­стов-спи­ри­туа­ли­стов (апо­ка­лип­ти­ков), под­вер­гав­ших­ся жес­то­ким го­нени­ям во всех стра­нах Зап. Ев­ро­пы (в осо­бен­но­сти по­сле по­пыт­ки ус­та­нов­ле­ния ими в 1534–35 тео­кра­тич. ре­жи­ма в Мюн­сте­ре), Си­монс про­воз­гла­сил в чис­ле осн. прин­ци­пов сво­его уче­ния (на­ря­ду с вос­при­ня­ты­ми от бо­лее ран­них ана­бап­ти­стов идея­ми о соз­на­тель­ном кре­ще­нии и са­мо­стоя­тель­но­сти отд. об­щин) от­каз от лю­бо­го на­си­лия и уча­стия в гос. уп­рав­ле­нии. Впер­вые назв. М. по от­но­ше­нию к по­сле­до­ва­те­лям Си­мон­са встре­ча­ет­ся в 1545, в 16–19 вв. его по­сте­пен­но при­ня­ла бо́льшая часть ана­бап­ти­ст­ских об­щин (за ис­клю­че­ни­ем ни­дерл. об­щин, ко­то­рые со­хра­ни­ли на­име­но­ва­ние Doop­sgezinden – «соз­на­тель­но при­ни­маю­щие кре­ще­ние»). Не­смот­ря на про­дол­жав­шие­ся пре­сле­до­ва­ния со сто­ро­ны вла­стей, в 1540–50-х гг. дви­же­ние М. рас­про­стра­ни­лось в Ни­дер­лан­дах, Сев. Гер­ма­нии (от Вост. Фрис­лан­дии до Зап. Прус­сии), Рейн­ской об­лас­ти, Швей­ца­рии. В 1570-х гг. в Рес­пуб­ли­ке Со­еди­нён­ных про­вин­ций М. впер­вые по­лу­чи­ли воз­мож­ность от­кры­то ис­по­ве­до­вать свою ве­ру. В 16–17 вв. ни­дерл. М., раз­де­лив­шие­ся на ряд са­мо­сто­ят. на­прав­ле­ний, ис­пы­ты­ва­ли за­мет­ное влия­ние со сто­роны ре­фор­ма­тов, ре­мон­ст­ран­тов (см. в ст. Ар­ми­ни­ан­ст­во) и со­ци­ни­ан. В 17 в. М. по­лу­чи­ли воз­мож­ность ис­по­ве­до­вать свою ве­ру на большей час­ти тер­ри­то­рии Гер­ма­нии при ус­ло­вии от­ка­за от про­зе­ли­тиз­ма (час­то так­же при ус­ло­вии вы­пла­ты осо­бо­го на­ло­га). В кон. 17 в. от М. от­де­ли­лось воз­ник­шее в Эль­за­се дви­же­ние ами­шей (его чле­ны в 18–19 вв. пе­ре­еха­ли в Сев. Аме­ри­ку). Со 2-й пол. 17 в. на­ча­лась эмиг­ра­ция ни­дерл. и герм. М. в Аме­ри­ку (в т. ч. в Пен­силь­ва­нию, где они поль­зо­ва­лись зна­чит. ре­лиг. сво­бо­дой).

В свя­зи с про­дол­жи­тель­ны­ми го­не­ния­ми и за­пре­том на про­по­ведь ре­лиг. убе­ж­де­ний об­щи­ны М. бы­ст­ро при­об­ре­ли замк­ну­тый ха­рак­тер, бра­ки за­клю­ча­лись поч­ти ис­клю­чи­тель­но внут­ри кон­фес­сио­наль­ной общ­но­сти. В Ни­дер­лан­дах М. ак­тив­но и ус­пеш­но за­ни­ма­лись тор­гов­лей и пром-стью, иг­ра­ли за­мет­ную роль в куль­тур­ной жиз­ни; в др. стра­нах они жи­ли гл. обр. в с.-х. ко­ло­ни­ях, час­то до­би­ва­ясь вы­со­ко­го бла­го­сос­тоя­ния. В боль­шин­ст­ве стран Ев­ро­пы вплоть до 19 в. М. под­вер­га­лись раз­но­го ро­да ре­прес­си­ям из-за их тре­бо­ва­ний пол­ной сво­бо­ды ве­ро­ис­по­ве­да­ния и не­при­зна­ния мн. форм взаи­мо­дей­ст­вия с гос. струк­ту­ра­ми (от­каз от во­ен. служ­бы, при­не­се­ния лю­бой при­ся­ги и т. д.). Это спо­соб­ст­во­ва­ло их даль­ней­шей эмиг­ра­ции в Аме­ри­ку и в Рос. им­пе­рию.

В 19 в. М. по­лу­чи­ли воз­мож­ность за­ни­мать­ся мис­сио­нер­ской дея­тель­но­стью (пер­во­на­чаль­но в Ни­дер­ланд­ской Ост- Ин­дии, за­тем в др. стра­нах Азии, в Аф­ри­ке и Лат. Аме­ри­ке). В 20 в. М. на­ча­ли соз­да­вать сред­ние и выс­шие учеб­ные за­ве­де­ния. При­ни­ма­ли ак­тив­ное уча­стие в па­ци­фи­ст­ском дви­же­нии (см. Па­ци­физм), спо­соб­ст­во­ва­ли рас­про­стра­не­ниюаль­тер­на­тив­ной гра­ж­дан­ской служ­бы. Ме­ж­ду­нар. со­труд­ни­че­ст­во мен­но­нит­ских орг-ций ак­ти­ви­зи­ро­ва­лось в рам­ках Все­мир­ной кон­фе­рен­ции М. (с 1925).

Чис­лен­ность М. в ми­ре ок. 1,6 млн. чел. (на 2009), боль­ше все­го – в США (ок. 387 тыс. чел.), Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ке Кон­го (ок. 220 тыс. чел.), Эфио­пии (ок. 172 тыс. чел.), Ин­дии (ок. 157 тыс. чел.), Ка­на­де (ок. 137 тыс. чел.), Ин­до­не­зии (ок. 88 тыс. чел.), Тан­за­нии (ок. 64 тыс. чел.), Гер­ма­нии (ок. 46 тыс. чел.).

Мен­но­ни­ты в Рос­сии. В свя­зи с ухуд­ше­ни­ем по­ло­же­ния М. в Прус­сии с кон. 1780-х гг. на­ча­лось их пе­ре­се­ле­ние на тер­ри­то­рию Рос. им­пе­рии: в По­днеп­ровье (в кон. 1780-х гг. – нач. 19 в.; в районе о. Хор­ти­ца, на Дне­пре, ок. 3 тыс. чел.), При­чер­но­мо­рье (в 1803–35; рай­он р. Мо­лоч­ная, близ Мелитополя; ок. 6 тыс. чел.) и По­вол­жье (с 1850-х гг.; ок. 20 сёл в Са­мар­ской губ., ок. 2 тыс. чел.). Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. воз­ник­ли до­чер­ние по­се­ле­ния М. на Кав­ка­зе, в Си­би­ри. В Рос­сии М. по­лу­чи­ли га­ран­тию сво­бо­ды ве­ро­ис­по­ве­да­ния (при от­ка­зе от про­зе­ли­тиз­ма), ос­во­бо­ж­де­ние от во­ен. и гражд. служ­бы, ряд на­ло­го­вых льгот. Боль­шин­ст­во ко­ло­ний М. до­би­лись проч­но­го ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния, в них ак­тив­но вне­дря­лись но­во­вве­де­ния в с. х-ве, ор­га­ни­за­ции тру­да, школь­ном де­ле. По­ми­мо зем­ле­де­лия М. за­ни­ма­лись ско­то­вод­ст­вом (гл. обр. ов­це­вод­ст­вом), ви­но­ку­ре­ни­ем, шел­ко­вод­ст­вом и др.

Из­на­чаль­но сре­ди рос. М. вы­де­ля­лись 2 тол­ка – «фла­манд­ский» и «фриз­ский» (раз­ли­ча­лись гл. обр. об­ря­до­вой сто­ро­ной кре­ще­ния и при­ча­ще­ния). Гл. ор­га­ном управ­ле­ния рос. М. стал Цер­ков­ный кон­вент, об­ра­зо­ван­ный в 1851. Про­тив не­го в 1860-е гг. вы­сту­пи­ли т. н. брат­ские М., ра­то­вав­шие за ду­хов­ное об­нов­ле­ние, воз­вра­ще­ние к ис­то­кам ана­бап­ти­ст­ско­го уче­ния (в т. ч. в куль­то­вой прак­ти­ке – кре­ще­нию че­рез пол­ное по­гру­же­ние в во­ду, а не об­ли­ва­ни­ем). Брат­ские М. бы­ли урав­не­ны в пра­вах с тра­ди­ци­он­ны­ми (т. н. цер­ков­ны­ми М.) в кон. 19 в.

В 1870-е гг. при­мер­но 1/3 М., жив­ших в Рос­сии, эмиг­ри­ро­ва­ла в Сев. Аме­ри­ку в свя­зи с под­го­тов­кой вве­де­ния все­об­щей во­ин­ской по­вин­но­сти. Этот про­цесс при­ос­та­но­вил­ся по­сле пре­дос­тав­ле­ния в 1874–75 М. льгот (воз­мож­ность за­ме­ны во­ен. служ­бы на лес­ную, по­жар­ную или са­ни­тар­ную). К 1917 в Рос. им­пе­рии про­жи­ва­ло ок. 120 тыс. М. В 1921–29 с тер­ри­то­рии быв. Рос. им­пе­рии эмиг­ри­ро­ва­ли ок. 25 тыс. М. (гл. обр. в Сев. Аме­ри­ку). С на­ча­лом в 1929 по­ли­ти­ки коллективизации и ан­ти­ре­лиг. кам­па­ний М. ста­ли под­вер­гать­ся мас­со­вым ре­прес­си­ям, поч­ти пол­но­стью бы­ли раз­ру­ше­ны их тра­диц. ре­лиг. и со­ци­аль­ные струк­ту­ры. По по­ста­нов­лению СНК и ЦК ВКП(б) от 26.8.1941 о де­пор­та­ции сов. нем­цев все М. (кро­ме ока­зав­ших­ся на ок­ку­пи­ро­ван­ной тер­ри­то­рии) бы­ли от­прав­ле­ны в Ка­зах­стан, Ср. Азию, на Урал и в Си­бирь. Осн. часть М., жив­ших на ок­ку­пи­ро­ван­ных тер­ри­то­ри­ях, опа­са­ясь об­ви­не­ний в со­труд­ни­че­ст­ве с вра­гом, уш­ла с от­сту­пав­шей герм. ар­ми­ей (боль­шин­ст­во их в даль­ней­шем бы­ло на­силь­ст­вен­но воз­вра­ще­но в СССР).

В 1950-е гг. брат­ские М. на­ча­ли ак­тив­но со­труд­ни­чать с бап­ти­ста­ми, в 1963 часть их при­сое­ди­ни­лась к Все­со­юз­но­му сою­зу еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов (ВСЕХБ), др. часть всту­пи­ла в Со­вет церк­вей еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов, ко­то­рый до 1988 на­хо­дил­ся на не­ле­галь­ном по­ло­же­нии. С 1967 су­ще­ст­во­ва­ли так­же официально за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ные не­за­ви­си­мые об­щи­ны брат­ских и цер­ков­ных М. (гл. обр. в Ка­зах­ста­не, Кир­ги­зии, Орен­бург­ской обл.), в боль­шей ме­ре со­хра­няв­шие эт­нич. и ре­лиг. осо­бен­но­сти (в т. ч. ис­поль­зо­ва­ние нем. язы­ка). К 1980-м гг. в СССР про­жи­ва­ло ок. 100 тыс. «эт­нич.» М., око­ло по­ло­ви­ны из них со­хра­ня­ло вер­ность мен­но­нит­ст­ву. Во 2-й пол. 1980-х – 1990-х гг. по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во М. пе­ре­еха­ло из СССР в Гер­ма­нию, Ка­на­ду, США. На нач. 21 в. в Рос­сии про­жи­ва­ет ок. 3 тыс. мен­но­ни­тов.

Ве­ро­уче­ние. М. не име­ют еди­но­го док­три­наль­но­го стан­дар­та, раз­ные груп­пы мо­гут до­воль­но силь­но раз­ли­чать­ся по ве­ро­уче­нию. Боль­шин­ст­во М. при­зна­ёт уче­ние о Св.Троице, но не­ко­то­рые об­щи­ны фак­ти­че­ски ис­по­ве­ду­ют уни­та­риан­ст­во. Боль­шин­ст­во мен­но­нит­ских орг-ций при­зна­ют в ка­че­ст­ве гл. ве­ро­ис­по­вед­но­го до­ку­мен­та «Де­к­ла­ра­цию глав­ных ста­тей на­шей об­щей хри­сти­ан­ской ве­ры», сфор­му­ли­ро­ван­ную на Дор­д­рехт­ской (Дорт­ской) кон­фе­рен­ции 1632. В ней по­ми­мо об­ще­про­тес­тант­ских прин­ци­пов (оп­рав­да­ние толь­ко ве­рой, уче­ние о все­об­щем свя­щен­ст­ве) про­воз­гла­ша­ет­ся не­об­хо­ди­мость кре­ще­ния в со­зна­тель­ном воз­рас­те, от­каз от лю­бо­го на­си­лия и при­не­се­ния клятв, рав­но­пра­вие всех чле­нов об­щи­ны и др.

М. не при­зна­ют вла­ст­ных функ­ций церк­ви. Ка­ж­дая их об­щи­на не­за­ви­си­ма и са­ма вы­би­ра­ет сво­его ста­рей­ши­ну, ко­то­рый, как пра­ви­ло, за свою служ­бу не по­лу­ча­ет зар­пла­ты. Об­щи­на срав­ни­ва­ет­ся с не­ви­ди­мой цер­ко­вью, с об­ще­ст­вом свя­тых, по­это­му в ней долж­на под­дер­жи­вать­ся стро­гая цер­ков­ная дис­ци­п­ли­на. Про­по­ве­до­вать мо­гут как муж­чи­ны, так и жен­щи­ны. Об­щи­ны од­ной де­но­ми­на­ции объ­е­ди­ня­ют­ся в кон­фе­рен­ции, од­на­ко по­след­ние не об­ла­да­ют пра­вом кон­тро­ля над об­щи­на­ми.

Бо­го­слу­жеб­ная прак­ти­ка. Кре­ще­ние, не счи­таю­щее­ся та­ин­ст­вом, со­вер­ша­ет­ся над людь­ми соз­на­тель­но­го воз­рас­та (как пра­ви­ло, в 12–18 лет) в боль­шин­ст­ве об­щин пу­тём об­ли­ва­ния. Раз в пол­го­да прак­ти­ку­ет­ся хле­бо­пре­лом­ле­ние (при­ча­ще­ние), так­же не счи­таю­щее­ся та­ин­ст­вом, ко­то­рое со­вер­ша­ют из­би­рае­мые из чле­нов об­щи­ны ста­рей­ши­ны. М. не при­зна­ют ре­аль­но­го при­сут­ст­вия Ии­су­са Хри­ста в Ев­ха­ри­стии. Осо­бым об­ря­дом, ха­рак­тер­ным для М., яв­ля­ет­ся вза­им­ное омо­ве­ние ног. Обя­за­тель­ной це­ре­мо­ни­ей счи­та­ет­ся так­же об­мен брат­ски­ми по­це­луя­ми. У кон­сер­ва­тив­ных М. су­ще­ст­ву­ет об­ряд от­лу­че­ния, или из­гна­ния, из церк­ви, при­ме­няе­мый как дис­ци­п­ли­нар­ная ме­ра. Чле­нам об­щи­ны ре­ко­мен­ду­ет­ся из­бе­гать об­ще­ния с от­лу­чён­ны­ми.

Автор статьи: С. Г. Ме­ре­мин­ский.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • The Mennonite encyclopedia / Ed. H. S. Bender, C. H. Smith. Hillsboro, 1955–1959. Vol. 1–4
  • Unruh A. M. Geschichte der Menno­ni­ten-Brudergemeinde. Winnipeg, 1955
  • Кре­сть­я­ни­нов В.Ф. Мен­но­ни­ты. М., 1967
  • Kauff­man J. H., Harder L. Anabaptists four centuries later. Scottdale, 1975
  • Ипа­тов А. Н. Мен­но­ни­ты. М., 1978
  • Со­ко­лов­ский С. В. Мен­но­ни­ты Ал­тая: ис­то­рия, де­мо­гра­фия, оно­ма­сти­ка. М., 1996

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты