МЕДУЗА, МЕДУСА (др.-греч. Μέδουσα, лат. Medusa)

0 комментариев

В древнегреческой мифологии одна из трех сестер-горгон, взгляд которых обращал в камень все живое.

Как и ее сестры, Медуза была дочерью Форкиса и Кето. Согласно поздним версиям предания, Медуза была превращена в змееволосое чудовище Афиной за то, что дерзнула состязаться с нею в красоте и сошлась с Посейдоном в храме богини (Apollod., II, 4, 3; Ovid. Met., IV, 794-801 et al.). В отличие от сестер Медуза была смертной; согласно наиболее распространенной версии мифа (Apollod., II, 4, 2-3), Медузу обезглавил Персей, который, чтобы избежать ее смертоносного взгляда, использовал медный щит как зеркало. Из обезглавленного тела Медузы появились на свет Хрисаор и крылатый конь Пегас – ее потомство от Посейдона (Hes. Theog., 278-283).

Отрубленная Персеем голова Медузы была передана Афине, прикрепившей ее в центре эгиды; это украшение доспехов Афины описывает уже Гомер (Il., V, 738-741), который упоминает голову горгоны и как элемент декора щитов героев с целью устрашения врагов (Il., XI, 32-37). Вместе с тем голова Медузы (gorgoneion), которая оказывается древнейшей религиозной маской, в античной традиции широко использовалась как апотропей, в этой функции в античную эпоху она украшала архитектурные конструкции, а также изображалась на монетах, оружии, множестве бытовых предметов; первоначально это, скорее, голова чудовища с открытым ртом и ужасными клыками, позднее, в эпоху классики в ней стали преобладать человеческие черты, часто это лицо прекрасной женщины.

Маска Медузы, по мнению ряда исследователей, имеет множество древних восточных параллелей и гораздо древнее этиологического мифа о герое, который обезглавил чудовище. Образ Медузы (как правило, ее отрубленная голова) был востребован в европейской культуре в последующие эпохи (произведения Бенвенуто Челлини, Караваджо, Петера Пауля Рубенса и др.), он широко представлен в современной литературе и массовой культуре (особенно под влиянием феминизма XX в.), в том числе и как логотип компании Версаче.

Иллюстрации:

1. Горгона. Западный фронтон храмы Артемиды на острове Керкира. Ок. 580 г. до н.э. Керкира, Археологический музей.

2. Голова Медузы. Картина Караваджо. Ок. 1600 г. Флоренция, галерея Уффици.

3. Медуза – знаменитый логотип Дома Версаче.

Автор статьи: О.В. Кулишова

3. Медуза-Версаче.jpg
2. Голова Медузы-Караваджо.jpg
Смежные статьи
Литература
  • Howe T. E. The Origin and Function of the Gorgon-Head // AJA. Vol. 58. 1954. P. 209- 221
  • Freud S. Medusa’s Head // Complete Psychological Works / Ed. and tr. By J. Strachey. Vol. 18. London, 1955. P. 273-274
  • Feldman T. Gorgo and the Origins of Fear // Arion. Vol. 4, 3. 1965. P. 484-494
  • Halm-Tisserant M. Le gorgonéion, emblème d’Athéna: introduction du motif sur le bouclier et l’égide // Revue Archéologique. 1986. P. 245-278
  • Pratt A. Archetypal empowerment in poetry: Medusa, Aphrodite, Artemis, and bears: a gender comparison. Bloomington, 1994
  • Stephenson A. G. Endless the Medusa: a feminist reading of Medusan imagery and a myth of hero in Eudora Welty’s novels. San Angelo, 1997
  • Marconi C. Temple Decoration and Cultural Identity in the Archaic Greek World: The Metopes of Selinus. New York, 2007
  • Mergenthaler V. Gorgo // Mythenrezeption. Die antike Mythologie in Literatur, Musik und Kunst von den Anfängen bis zur Gegenwart / Hrsg. von M. Moog-Grünewald. Stuttgart; Weimar, 2008. S. 297–302
  • Русяева М. В. Горгонейоны на произведениях торевтики из скифских курганов // Боспор Киммерийский: Понт и варварский мир в период античности и средневековья. Керчь, 2002. С. 212-218

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты