МЕДРЕСЕ

0 комментариев

МЕДРЕСЕ - му­суль­ман­ское религиозно-про­све­тительское и учеб­ное за­ве­де­ние, го­то­вя­щее пред­ста­ви­те­лей му­сульманской ду­хов­ной эли­ты (уле­мы).

В медресе по­сту­па­ют по­сле окон­ча­ния мек­те­ба (мак­та­ба) или до­маш­ней ко­ра­нической шко­лы. Главный пред­мет изу­че­ния и пре­по­да­ва­ния в медресе - му­суль­ман­ское пра­во (фикх) [в со­от­вет­ст­вии с док­три­на­ми од­но­го, не­сколь­ких или всех 4 тол­ков (маз­ха­бов) сун­нит­ско­го ис­ла­ма, в за­ви­си­мо­сти от по­же­ла­ния ос­но­ва­те­ля медресе], хо­тя позд­нее в од­ном медресе фикх мог­ли изу­чать по не­сколь­ким маз­ха­бам. Кро­ме пра­ва изу­ча­лись Ко­ран, ха­ди­сы, арабский язык и литература, бо­го­сло­вие (ка­лам), а так­же свет­ские дис­ци­п­ли­ны (ма­те­ма­ти­ка, ас­тро­но­мия, ме­ди­ци­на). Про­грамм в медресе не бы­ло, обу­че­ние ве­лось в фор­ме лек­ций и дис­пу­тов. Медресе и биб­лио­те­ки при них су­ще­ст­во­ва­ли обыч­но на ча­ст­ные по­жерт­во­ва­ния (вакф).

Вре­мя и ме­сто воз­ник­но­ве­ния медресе как са­мо­сто­ятельной ор­га­ни­за­ции (в пер­вые ве­ка ис­ла­ма функ­ции медресе ис­пол­ня­ла ме­четь) ос­та­ёт­ся пред­ме­том дис­кус­сий. Са­мым ран­ним счи­та­ет­ся медресе упо­мя­ну­тое в опи­са­нии по­жа­ра Бу­ха­ры 937 года. По наи­бо­лее рас­про­стра­нён­но­му мне­нию, медресе поя­ви­лись на вос­то­ке му­сульманского ми­ра, в государстве Сель­джу­ки­дов (XI-XII века) как сун­нит­ская ре­ак­ция на соз­да­ние в Егип­те Фа­ти­ми­да­ми-ис­маи­ли­та­ми оча­гов про­па­ган­ды ши­из­ма - Двор­цов муд­ро­сти (Дар аль-хик­ма) и До­мов нау­ки (Дар аль-илм).

Про­об­ра­зом медресе как государственного уч­ре­ж­де­ния мог быть Дом муд­ро­сти (Байт аль-хик­ма), ос­но­ван­ный в Ба­гда­де пер­во­на­чаль­но ха­ли­фом Ха­рун ар-Ра­ши­дом (конец VIII - начало IX веков), бо­лее из­вест­ный как ака­де­мия аль-Маа­му­на (813-833 годы), в сте­нах ко­то­рой пе­ре­во­ди­лись на арабский язык ан­тич­ные трак­та­ты по фи­ло­со­фии, ме­ди­ци­не, ас­тро­но­мии, ме­ха­ни­ке. Со­глас­но до­ку­мен­ту середины XI века, ка­ра­ха­нид­ский пра­ви­тель Ма­ве­ран­нах­ра Там­гач-хан при­ка­зал ос­но­вать в Са­мар­кан­де «мад­ра­су, ко­то­рая ста­нет ме­стом со­б­ра­ний лю­дей нау­ки и ре­ли­гии и вклю­чит в се­бя ме­четь, учеб­ные клас­сы, шко­лу для обу­че­ния Ко­ра­ну, класс чте­ца Ко­ра­на… под­соб­ные по­ме­ще­ния, двор и сад». В XI веке Ни­зам аль-Мульк, ви­зирь Сель­джу­ки­дов, соз­дал ши­ро­кую сеть медресе, в ко­то­рых пре­по­да­ва­ли на­зна­чен­ные им са­мим ав­то­ри­тет­ные учё­ные и фа­ки­хи-пра­во­ве­ды (например, аль-Га­за­ли). Сре­ди др. ос­но­ва­те­леймедресе - египетский сул­тан Са­лах ад-Дин (Са­ла­дин), зан­гид­ский пра­ви­тель Нур ад-Дин (середина XII века).

Ар­хитектурный тип медресе как функ­цио­наль­но са­мо­сто­ятельного зда­ния пред­по­ло­жи­тель­но по­я­вил­ся в X-XI веках ли­бо под влия­ни­ем пла­ни­ров­ки буд­дий­ско­го мо­на­сты­ря - ви­ха­ры (В. В. Бар­тольд), ли­бо как раз­ви­тие ком­по­зи­ции хо­ра­сан­ско­го жи­ло­го до­ма с от­кры­ты­ми во внутренний двор 4 ай­ва­на­ми (французский учё­ный А. Го­дар). Ран­ние медресе обыч­но не име­ли жи­лых по­ме­ще­ний. Ке­льи для пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов поя­ви­лись, ве­ро­ят­но, во второй половине XI века. В XII-XIII веках по­лу­чил раз­ви­тие тип зда­ния медресе (по пла­ни­ров­ке близ­кий гос­пи­та­лям, ка­ра­ван-са­ра­ям, ха­на­кам), ос­но­ву ко­то­ро­го со­ста­вил квад­рат­ный или пря­мо­уголь­ный в пла­не двор с учеб­ны­ми, мо­литвенными, жи­лы­ми и хо­зяйственными по­ме­ще­ния­ми по сто­ро­нам и обя­за­тель­ным во­до­ёмом по­се­ре­ди­не, по­пол­няе­мым во­дой из фон­та­на или скры­тых кра­нов; часть или всё про­стран­ст­во дво­ра за­ни­мал сад.

Ар­хитектурные фор­мы медресе раз­ли­ча­лись в за­ви­си­мо­сти от ре­гио­на и эпо­хи. Для боль­ших средневековых медресе му­сульманского Вос­то­ка обыч­ной ста­ла ком­по­зи­ция с ай­ва­ном в цен­тре ка­ж­дой сто­ро­ны дво­ра; ме­нее мас­штаб­ные по­строй­ки мог­ли об­хо­дить­ся 1, 2 или 3 ай­ва­на­ми. Жи­лые ком­на­ты обыч­но рас­по­ла­га­лись на­вер­ху (ес­ли медресе бы­ло 2-этаж­ным или, ред­ко, 3-этаж­ным) ли­бо в зо­нах ме­ж­ду ай­ва­на­ми, ко­то­рые слу­жи­ли ау­ди­то­рия­ми и лет­ней мо­лель­ней (на сто­ро­не киб­лы); учеб­ные за­лы, библиотека, служ­бы уст­раи­ва­лись по сто­ро­нам вхо­да и в уг­ло­вых по­ме­ще­ни­ях (аль- Мус­тан­си­рия в Ба­гда­де, 1227-1233 годы; Шко­ла двух ми­на­ре­тов в Эр­зу­ру­ме, середина XIII века). С XII-XIII веков в Си­рии и Егип­те медресе не­ред­ко со­став­ля­ли еди­ный ком­плекс с усы­паль­ни­цей ос­но­ва­те­ля (ан-Ну­рия в Да­ма­ске, 1172 год; медресе-ме­четь сул­та­на Ха­са­на в Каи­ре, 1356-1363 годы).

Медресе стран му­сульманского За­па­да от­ли­ча­лись ка­мер­но­стью и де­таль­но раз­ра­бо­тан­ным мно­го­цвет­ным де­ко­ром дво­ро­вых фа­са­дов и ин­терь­е­ров (медресе Ат­та­рин в Фе­се, 1325 год). В эпо­ху ве­ли­ких им­пе­рий (Ти­му­ри­дов, Се­фе­ви­дов, Ос­ма­нов) медресе, как и со­бор­ные ме­че­ти, по­лу­чи­ли об­ра­щён­ные к го­ро­ду фа­са­ды, вы­де­лен­ные мо­ну­мен­таль­ны­ми на­ряд­ны­ми пор­та­ла­ми с ор­на­мен­та­ми, ре­лигиозными и ди­дак­тическими над­пи­ся­ми, и за­ня­ли важ­ное ме­сто в ком­по­зи­ции па­рад­ных сто­лич­ных ар­хитектурных ан­самб­лей (Ре­ги­стан в Са­мар­кан­де - мед­ре­се Улуг­бе­ка, 1417-1420 годы, Шир-Дор, 1619-1635/1636 годы, и Тил­ля-Ка­ри, 1646/1647 годы). К чис­лу наи­бо­лее из­вест­ных ис­то­рических медресе от­но­сят­ся так­же аль-Аз­хар в Каи­ре, аз-Зей­тун в Ту­ни­се, Бу-Ина­ния в Фе­се, Мис­ба­хия в Ма­рок­ко, Ми­ри- Араб в Бу­ха­ре. В XVIII-XIX веках зда­ния медресе воз­во­ди­лись в тра­диционных фор­мах, без су­ще­ст­вен­ных из­ме­не­ний (медресе Му­хам­мед Амин-ха­на в Хи­ве, 1851-1854 годы). Со второй половины XX века му­сульманские учеб­ные зда­ния стро­ят­ся в фор­мах современной ар­хи­тек­ту­ры (медресе-университет аль-Мус­тан­си­рия в Ба­гда­де, 1970-е годы; уни­вер­си­тет­ский го­ро­док близ До­хи, Ка­тар, конец 1990-х годов - начало 2000-х годов).

Медресе ока­за­ли влия­ние на ста­нов­ле­ние сис­те­мы кол­лед­жей в средневековой Западной Ев­ро­пе. В Но­вое вре­мя на Ближ­нем и Сред­нем Вос­то­ке медресе при­шли в упа­док. Тра­диционный на­бор изу­чае­мых в них пред­ме­тов, учеб­ни­ков и ме­то­ди­ка пре­по­да­ва­ния ста­ли об­нов­лять­ся лишь в по­след­ней тре­ти XIX-XX веков с по­яв­ле­ни­ем джа­ди­диз­ма и но­во­ме­тод­ных М. Во второй тре­ти XX века часть медресе во­шла в со­став уни­вер­си­те­тов.

В СССР все му­сульманские шко­лы бы­ли за­кры­ты - за ис­клю­че­ни­ем бу­хар­ско­го медресе Ми­ри-Араб и таш­кент­ско­го медресе Ба­рак-ха­на (с 1971 года Ис­лам­ский институт), в ко­то­рых ве­лась под­го­тов­ка кад­ров му­сульман­ско­го ду­хо­вен­ст­ва. В пост­со­вет­ское вре­мя в стра­нах СНГ сеть медресе вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся как сред­нее зве­но ме­ж­ду на­чаль­ной ко­ра­нической шко­лой и поя­вив­ши­ми­ся в 1990-е годы ис­лам­ски­ми ву­за­ми.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Мец А. Му­суль­ман­ский Ре­нес­санс. М., 1966
  • L’enseignement en Islam et en Occident au Moyen Âge / Éd. G. Makdisi, D. Sourdel, J. Sourdel-Thomine. P., 1977
  • Makdisi G. The rise of colleges: institutions of learning in Islam and the West. Edinburgh, 1981
  • Hillen­brand R. Islamic architecture: form, function and meaning. Edinburgh, 1999
  • Ста­ро­дуб-Ени­кее­ва Т.Х. Со­кро­ви­ща ис­лам­ской ар­хи­тек­ту­ры. М., 2004
  • Islamic education in the Soviet Uni­on and its successor states / Ed. M. Kemper, R. Motika, S. Reichmuth. L., 2010

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты