МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

0 комментариев

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ - процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации в целях формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, а также обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, обретения медиаграмотности.

Кон­цеп­ция медиаобразования вос­хо­дит к иде­ям Г. М. Мак-Лю­эна, сфор­му­ли­ро­вав­ше­го прин­цип «Сред­ст­во пе­ре­да­чи со­об­ще­ния и есть со­дер­жа­ние со­об­ще­ния». Зна­чительное влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние тер­ми­но­ло­гии, тео­рии и ме­то­ди­ки медиаобразования ока­зал британский учё­ный Л. Мас­тер­ман, счи­таю­щий, что цель медиаобразования за­клю­ча­ет­ся не толь­ко в вос­пи­та­нии кри­тического мыш­ле­ния по от­но­ше­нию к ме­диа­тек­стам лю­бых ви­дов и жан­ров, но и «кри­ти­че­ской ав­то­но­мии». Основные на­прав­ле­ния медиаобразования: под­го­тов­ка бу­ду­щих про­фес­сио­на­лов в об­лас­ти мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции - жур­на­ли­стов, ре­дак­то­ров, ре­жис­сё­ров, про­дю­се­ров, ак­тё­ров, опе­ра­то­ров и др., а так­же бу­ду­щих пе­да­го­гов; со­став­ная часть об­ще­го об­ра­зо­ва­ния школь­ни­ков и сту­ден­тов; обу­че­ние в уч­ре­ж­де­ни­ях до­пол­нительного об­ра­зо­ва­ния и до­су­го­вых цен­трах; дис­тан­ци­он­ное об­ра­зо­ва­ние с по­мо­щью ме­ди­ас­редств; са­мо­стоя­тель­ное (не­пре­рыв­ное) медиаобразование (ко­то­рое тео­ре­ти­че­ски мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся в те­че­ние всей жиз­ни че­ло­ве­ка).

По­зи­тив­ным ре­зуль­та­том медиаобразования сле­ду­ет счи­тать ме­диа­ком­пе­тент­ность лич­но­сти - со­во­куп­ность её мо­ти­вов, зна­ний, уме­ний, спо­соб­но­стей, спо­соб­ст­вую­щих вы­бо­ру, ис­поль­зо­ва­нию, кри­тическому ана­ли­зу, оцен­ке, соз­да­нию и пе­ре­да­че ме­диа­тек­стов в различных ви­дах, фор­мах и жан­рах, ана­ли­зу слож­ных про­цес­сов функ­цио­ни­ро­ва­ния ме­диа в со­циу­ме.

С 2000 года дей­ст­ву­ет Про­грам­ма ЮНЕСКО «Ин­фор­ма­ция для всех», цель ко­то­рой - ме­ж­ду­народное об­су­ж­де­ние пра­во­вых, эти­че­ских и со­ци­аль­ных ас­пек­тов ин­фор­мационного об­ще­ст­ва и об­ще­ст­ва зна­ний, про­бле­ма­ти­ки со­вер­шен­ст­во­ва­ния дос­ту­па к ин­фор­ма­ции и её со­хра­не­ния.

В пе­да­го­ги­ке - ме­диа­пе­да­го­ги­ка - нау­ка о медиаобразовании, ме­диа­гра­мот­но­сти и ме­диа­ком­пе­тент­но­сти, рас­кры­ваю­щая за­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия лич­но­сти в про­цес­се медиаобразования. Сло­жи­лась и оп­ре­де­лён­ная сис­те­ма основных тер­ми­нов, ко­то­ры­ми опе­ри­ру­ют спе­циа­ли­сты в об­лас­ти ме­диа. Вме­сте с тем здесь не су­ще­ст­ву­ет еди­ной, при­ня­той во всех стра­нах ми­ра, тер­ми­но­ло­гии. Например, во мно­гих анг­лоя­зыч­ных стра­нах тер­мин «ме­диа­об­ра­зо­ва­ние» за­ме­ня­ет­ся ана­ло­гом - «ме­диа­гра­мот­ность». Од­на­ко по­след­ний тер­мин, как пра­ви­ло, не упот­реб­ля­ет­ся во фран­ко­фон­ных (l’education aux medias - ме­диа­об­ра­зо­ва­ние), ис­па­ноя­зыч­ных (education para los medios - ме­диа­об­ра­зо­ва­ние) или гер­ма­ноя­зыч­ных (medienpadagogic - ме­диа­пе­да­го­ги­ка) го­су­дар­ст­вах.

В Рос­сии медиаобразования ста­ло ак­тив­но раз­ви­вать­ся с 1920-х годов в ви­де дви­же­ния ОДСК (Общества дру­зей со­вет­ско­го ки­но), ки­но­клу­бов, лю­би­тель­ских ки­но- и фо­то­сту­дий, школь­ной прес­сы и т. д. Тео­рия и прак­ти­ка медиаобразования (на ма­те­риа­ле ки­не­ма­то­гра­фа, прес­сы, фо­то­гра­фии, те­ле­ви­де­ния, Ин­тер­не­та и т. д.) раз­ра­ба­ты­ва­лись О. А. Ба­ра­но­вым, И. В. Вайс­фель­дом, Л. С. За­зно­би­ной, И. С. Лев­ши­ной, О. Ф. Не­чай, С. Н. Пен­зи­ным, Г. А. По­лич­ко, А. В. Спич­ки­ным, А. В. Фё­до­ро­вым, Ю. Н. Усо­вым, А. В. Ша­ри­ко­вым и др. спе­циа­ли­ста­ми по тео­рии и прак­ти­ке в об­лас­ти медиаобразования. Российских ме­диа­пе­да­го­гов объ­еди­ня­ет Ас­со­циа­ция ки­но­об­ра­зо­ва­ния и ме­диа­пе­да­го­ги­ки Рос­сии (ос­но­ва­на в 1967 году как Со­вет по ки­но­об­ра­зо­ва­нию при Сою­зе ки­не­ма­то­гра­фи­стов СССР; с 1988 года современное название).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Masterman L. Teaching the media. L., 1985
  • Федо­ров А. В. Ме­диа­об­ра­зо­ва­ние: ис­то­рия, тео­рия и ме­то­ди­ка. Рос­тов, 2001
  • Федо­ров А. В.Раз­ви­тие ме­диа­ком­пе­тент­но­сти и кри­ти­че­ско­го мыш­ле­ния сту­ден­тов пе­да­го­ги­че­ско­го ву­за. М., 2007
  • Федо­ров А. В. Ме­диа­об­ра­зо­ва­ние: вче­ра и се­го­дня. М., 2009
  • Фа­тее­ва И. А. Ме­диа­об­ра­зо­ва­ние: тео­ре­ти­че­ские ос­но­вы и опыт реа­ли­за­ции. Че­ля­бинск, 2007
  • Жи­лав­ская И. В. Ме­диа­об­ра­зо­ва­ние мо­ло­деж­ной ау­ди­то­рии. Томск, 2009

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты