МЭН РЕЙ

0 комментариев

Настоящее имя и фамилия Им­ма­ну­ил Рад­ниц­кий, Американский ху­дож­ник, фо­то­граф и ки­но­ре­жис­сёр.

По­то­мок им­ми­гран­та из Рос­сии, с 1909 из­брал псевд. М. Р. («че­ло­век-луч»), за­кре­пив­ший­ся за ним как собств. имя. В 1897 вме­сте с семь­ёй пе­ре­ехал в Нью-Йорк, где позд­нее ра­ботал ри­со­валь­щи­ком и по­се­щал ве­чер­нюю ху­дож. шко­лу. Силь­ное впе­чат­ле­ние на М. Р. про­из­ве­ла вы­став­ка «Armory Show» (1913), впер­вые пред­ста­вив­шая в США ши­ро­кую па­но­ра­му совр. ев­роп. иск-ва; он на­чи­на­ет пи­сать кар­ти­ны в ма­не­ре ку­биз­ма (порт­рет Альф­ре­да Штиг­ли­ца, 1913, Йель­ский ун-т, Нью-Хей­вен). В 1915 вме­сте с М. Дю­ша­ном и Ф. Пи­ка­биа об­ра­зу­ет груп­пу амер. да­да­из­ма; наи­бо­лее из­вест­ная кар­ти­на это­го пе­рио­да – «Ка­нат­ная пля­су­нья, со­про­во­ж­дае­мая свои­ми те­ня­ми» (1916, Му­зей совр. иск-ва, Нью- Йорк). С 1918 соз­давал аб­ст­ракт­ные кар­ти­ны с по­мо­щью аэ­ро­гра­фа и тра­фа­ре­тов. В 1921–40 жил в Па­ри­же, где на­ря­ду с др. да­даи­ста­ми при­сое­ди­нил­ся к соз­дан­ной А. Бре­то­ном груп­пе сюр­реа­ли­стов (бу­ду­чи в ней един­ст­вен­ным амер. мас­те­ром). В 1940–51 ра­бо­тал в Гол­ли­ву­де, с 1951 жил в Па­ри­же.

Наи­боль­шую из­вест­ность М. Р. при­нес­ли его сюр­реа­ли­стич. объ­ек­ты («За­гад­ка Иси­до­ра Дю­кас­са» – пред­мет, за­вёр­ну­тый в ткань, 1920, ны­не ут­ра­чен; «По­да­рок» – утюг с вы­пи­раю­щи­ми из не­го ост­ры­ми гвоз­дя­ми, 1921, ори­ги­нал ут­ра­чен; ре­кон­ст­рук­ции в Му­зее совр. иск-ва, Нью-Йорк, и др.), а так­же аван­гард­ные фо­то­гра­фии. Имен­но в об­лас­ти фо­то­гра­фии М. Р. про­явил се­бя под­лин­ным но­ва­то­ром (вна­ча­ле за­ни­мал­ся ею лишь для за­ра­бот­ка, вы­пол­няя за­каз­ные порт­ре­ты), от­крыв ряд ра­нее не­ис­поль­зо­вав­ших­ся приё­мов фо­то­гра­фи­ро­ва­ния и об­ра­бот­ки сним­ка. По­сред­ст­вом не­обыч­но­го со­че­та­ния объ­ек­тов съём­ки и их те­ат­ра­ли­за­ции, уси­ле­ния све­то­те­не­вых кон­тра­стов, ком­би­нир. пе­ча­ти, рас­фо­ку­си­ров­ки изо­бра­же­ния, со­ля­ри­за­ции и ре­ту­ши он до­би­вал­ся транс­фор­ма­ции на­ту­ры, вы­со­кой вы­ра­зи­тель­но­сти и на­ро­чи­той об­раз­ной за­га­доч­но­сти (се­рия «Les Champs délicieux», 1922; «Скрип­ка Эн­гра», 1924, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Нью-Йорк; «Мар­сель Дю­шан в оде­ж­де Рроз Се­ля­ви», 1924, Му­зей иск-ва, Фи­ла­дель­фия; «На­тур­щи­ца у пе­чат­но­го стан­ка», 1924, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж; «Мар­сель Дю­шан и Ре­не Шар в ви­де Ада­ма и Евы»; порт­рет Г. Стайн, ок. 1929, и др.).

В 1921 М. Р. вос­кре­сил за­бы­тый спо­соб «бес­ка­мер­ной фо­то­гра­фии» (по­лу­че­ние сним­ка пу­тём не­по­средств. экс­по­ни­ро­ва­ния пред­ме­тов на све­то­чув­ст­ви­тель­ную бу­ма­гу), на­зван­ный им «рейо­гра­фи­ей». Ху­дож­ник рас­смат­ри­вал этот при­ём об­ра­зо­твор­че­ст­ва как во­пло­ще­ние ха­рак­тер­ных для да­да­из­ма и сюр­реа­лиз­ма прин­ци­пов ав­то­ма­ти­че­ско­го пись­ма и слу­чай­но­го фор­мо­об­ра­зо­ва­ния: обыч­ные ве­щи ста­но­ви­лись не­уз­на­вае­мы­ми, а их раз­мы­тые си­лу­эты скла­ды­ва­лись в по­лу­аб­ст­ракт­ную ком­по­зи­цию («Рейо­гра­фия», Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Ки­ки пьёт. Рейо­грам­ма», обе – 1922). Экс­пе­рим. филь­мы М. Р. («Воз­вра­ще­ние к ра­зу­му», 1923; «Эмак Ба­киа», 1926; «Звез­да мо­ря», 1928; «Тай­ны зам­ка Де», 1929), на­ря­ду с филь­ма­ми Л. Бунь­ю­эля, С. Да­ли и Х. Рих­те­ра, ста­ли клас­си­кой сюр­реа­ли­стич. ки­но; они за­ло­жи­ли ос­но­вы ви­део-ар­та.

Сочинения:

Self-portrait. L., 1963. Boston, 1999;

Objects of my affection. P., 1983.

Автор статьи: В. А. Крюч­ко­ва.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Jouffroy A. Man Ray. P., 1972
  • Alexandrian S. Man Ray. P., 1973
  • Penrose R. Man Ray. P., 1975
  • Schwarz A. Man Ray: the rigour of the imagination. L., 1977
  • Martin J.-H. Man Ray photographe. P., 1982
  • Perpetual mo­tif: the art of Man Ray. N. Y., 1988
  • Man Ray. (Cat.). Antwerpen, 1994
  • Campario J.-F. Màn Ray «avec la lumière même». Neuchatel, 2003
  • Klein M. Alias Man Ray: the art of reinven­tion. New Haven, 2009
  • Garcia E.C. Man Ray in Paris. L., 2011

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты