МАТЬЁ ЖОРЖ

0 комментариев

МАТЬЁ ЖОРЖ - французский живописец, график, дизайнер, член Академии изящных искусств.

Изу­чал пра­во в Дуэ (1941 год), фи­ло­со­фию и язы­ки (в том числе рус­ский); в 1944 году был пе­ре­во­дчи­ком для ар­мии США в Кам­бре. На­чал за­ни­мать­ся жи­во­пи­сью в 1942 году (пей­за­жи и порт­ре­ты); с 1944 года об­ра­тил­ся к аб­ст­рак­цио­низ­му («Ис­чез­но­ве­ние», 1945 год, со­б­ра­ние Ж. Ма­тьё).

С 1947 года ра­бо­та­ет в Па­ри­же. В конце 1940-х годов стал ини­циа­то­ром не­сколь­ких про­грамм­ных груп­по­вых вы­ста­вок, ут­вер­див­ших на­прав­ле­ние ли­рической аб­ст­рак­ции. В этот же пе­ри­од сфор­ми­ро­вал­ся собственный стиль Ма­тьё, оп­ре­де­лив­ший его при­над­леж­ность к та­шиз­му: те­ку­чие ком­по­зи­ции из кра­соч­ных пя­тен, на­бро­шен­ных на холст с им­пуль­сив­ной стре­ми­тель­ностью («Бе­лое цар­ст­во», 1949 год, Му­зей современного искусства, Нью-Йорк).

С це­лью про­де­мон­ст­ри­ро­вать «про­цес­су­аль­ный» ха­рак­тер сво­ей жи­во­пи­си, пре­об­ла­да­ние дей­ст­вия над ре­зуль­та­том он час­то ис­пол­нял кар­ти­ны на пуб­ли­ке, став од­ним из пред­ше­ст­вен­ни­ков пер­фор­ман­са. Пер­вая та­кая де­мон­ст­ра­ция со­стоя­лась в 1956 году на Меж­ду­народном фес­ти­ва­ле дра­ма­тического искусства в Па­ри­же на сце­не Те­ат­ра Са­ры Бер­нар, где в те­че­ние 30 мин бы­ло соз­да­но боль­шое по­лот­но (4×12 м) под названием «По­свя­ща­ет­ся по­этам все­го ми­ра» (не сохранилось).

Экс­та­тические жес­ты, об­ре­таю­щие жизнь на хол­сте, трак­то­ва­лись ху­дож­ни­ком как «дра­ма­тическое со­дер­жа­ние» жи­во­пи­си, ана­лог па­те­тической жес­ти­ку­ля­ции пер­со­на­жей в тра­диционной ис­то­рической кар­ти­не («Ка­пе­тин­ги по­всю­ду», 1954 год, Национальный му­зей современного искусства, Па­риж; «Ко­ро­на­ция Кар­ла Ве­ли­ко­го», 1956 год, ча­ст­ное собрание; «Кар­ди­нал Ма­тьё на­зна­ча­ет св. Бер­на­ра сек­ре­та­рём цер­ков­но­го со­бо­ра в Труа», 1958 год, Ху­дожественный му­зей, Ба­зель).

Один из ха­рак­тер­ных приё­мов Матьё, от­час­ти на­по­ми­наю­щий китайскую и японскую кал­ли­гра­фию, - вы­дав­ли­ва­ние крас­ки из тю­би­ка на холст по ор­на­мен­таль­но изо­гну­той ли­нии с по­сле­дую­щей час­тич­ной рас­ту­шёв­кой («Чёр­ное пят­но», 1952 год, Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк). Матьё опуб­ли­ко­вал ряд тео­ре­тических со­чи­не­ний, обос­но­вы­ваю­щих прин­ци­пы ли­ри­че­ской аб­ст­рак­ции. С 1966 года мно­го за­ни­мал­ся при­клад­ным искусством (се­рия афиш для «Air France», кар­то­ны для Национальной ма­ну­фак­ту­ры го­бе­ле­нов, по­су­да для Севр­ской ма­ну­фак­ту­ры, ме­да­ли), так­же сце­но­гра­фи­ей.

Сочинения:

Analogie de la non-figuration. P., 1949;

Le privilège d’être. P., 1967;

De la révolte а̀ la renaissance. Au-delа̀ du tachisme. P., 1973;

D ́esor­mais seul en face de dieu. Lausanne, 1998.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Mathey F. Mathieu. P.; Mil., 1969
  • Ma­thieu: Œeuvres anciennes, 1948–1960. (Cat.). P., 1974
  • Quignon-Fleuret D. Mathieu. P., 1977
  • Argan G.C. Mathieu: 50 ans de création. P., 2003
  • G. Mathieu. (Cat.). Mil. a. o., 2003

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты