МАСКА, в античности

0 комментариев

Функционирование маски в античную эпоху в религиозной и театральной сфере.

Основные сферы функционирования маски в античную эпоху – религиозный культ и драматические представления. Сохранились терракотовые изображения масок, которые использовались  в обрядах перехода в культе Артемиды Орфии в Спарте, звериные маски в культе Деметры и Деспойны в Ликосуре в Аркадии; маски часто носили в культе Диониса. Особенный пример функционирования религиозной маски – горогона Медуза. В Риме особенно примечательный пример – традиция знати сохранять маски предков – imagines maiorum, которые живые члены фамилии надевали носили на похоронах. По мнению некоторых исследователей, латинское название маски – persona – происходит от этрусского phersu, персонажа в маске, изображения которого встречаются на погребениях VI в. до н.э. Хотя некоторые ученые все связывают его с греческим понятием πρόσωπον, προσωπεῖον – «лицо», «маска», личина», а позднее также «особа», «личность», что отразилось и в латинском обозначении понятия «театральная маска» – persona, откуда пришло и в новые языки.

Греческая драма, хотя и наследовала маску от культа Диониса, однако использовала ее совсем на других принципах и развивала с иными целями, в частности имея в виду то обстоятельства, что зрители находились на достаточном удалении от представляемого действия и развивая средства ее выразительности. Важнейшими свидетельствами о развитии театральной маски являются изображения, которые дошли от V в. до н.э., а также классификация масок драмы Юлия Поллукса (Onom., IV, 133 sqq.), составленная во II в. н.э., но основывающаяся на более ранних трудах александрийских ученых. Маски использовались почти во всех драматических жанрах; они изготавливались преимущественно из льна, общий принцип их ношения – она закрывали все голову. В целом, маски трагедии (более естественные в классический период) и Новой комедии представляют скорее типы, чем личностей.

Автор статьи: О.В. Кулишова

Литература
  • Csapo E. Actors and Icons of the Ancient Theater. Oxford, 2010
  • Halliwell S. The function and aesthetics of the Greek tragic mask // Drama. 1993. Vol. 2. P. 195–211
  • Marshall C. W. Some Fifth-Century Masking Conventions // Greece and Rome. 1999. Vol. XLVI, 2. P. 188-202
  • McCart G. Masks in Greek and Roman Theatre // The Cambridge Companion to Greek and Roman Theatre / Ed. by M. McDonald, J. M. Walton. Cambridge, 2007. Р. 247-267
  • Кулишова О. В. Маска в древнегреческом театре: ее происхождение и сакральные основы // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 13. СПб., 2013. С. 317-324
  • Пантелеев А. Д. Маска в религиозной жизни древней Греции // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. Э. Д. Фролова. Вып. 14. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2014. С. 259-276

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты