МАРТИРОЛОГ

0 комментариев

МАРТИРОЛОГ - спи­сок свя­тых, пре­ж­де все­го му­че­ни­ков, име­на ко­то­рых при­во­дят­ся в ка­лен­дар­ном по­ряд­ке для ли­тур­гического по­ми­но­ве­ния.

Со­глас­но цер­ков­но­му ис­то­ри­ку Со­зо­ме­ну, в Па­ле­сти­не уже в IV веке в ка­ж­дой епи­ско­пии су­ще­ст­во­ва­ли свои мартирологи. Из­вест­ны так­же ме­ст­ные Рим­ский (середина IV века) и Кар­фа­ген­ский (начало VI века) мартирологи. Во второй половине IV века в Ни­ко­ми­дии или Ан­ти­охии бы­ла пред­при­ня­та по­пыт­ка све­де­ния во­еди­но ме­ст­ных мартирологов, где на­ря­ду с име­на­ми свя­тых ука­зы­ва­лось ме­сто, от­ку­да при­шло по­чи­та­ние. Греческий про­то­тип это­го свод­но­го мартиролога не со­хра­нил­ся, од­на­ко из­вест­ны 2 его вер­сии: си­рий­ская (411/412 год) и при­пи­сы­вае­мая Ие­ро­ни­му Бла­жен­но­му латинская вер­сия (М. Ие­ро­ни­ма). Сирийский мартиролог пред­став­ля­ет со­бой со­кра­ще­ние греческого ори­ги­на­ла с до­бав­ле­ни­ем имён персидских му­че­ни­ков IV века. Мартиролог Ие­ро­ни­ма, на­про­тив, су­ще­ст­вен­но до­пол­нен по срав­не­нию с греческим про­то­ти­пом ита­лий­ски­ми и африканскими ка­лен­да­ря­ми (в нём за­пол­не­ны все дни го­да). На пра­во­слав­ном Вос­то­ке мартирологи по­ро­ди­ли тра­ди­цию со­став­ле­ния ми­но­ло­ги­ев (ме­ся­це­сло­вов) и си­нак­са­рей (эти тер­ми­ны в Ви­зан­тии с X века ста­ли си­но­ни­ма­ми, обо­зна­чая ка­лен­дарь со ска­за­ния­ми о свя­тых или ли­тур­гическими ука­за­ния­ми при бо­го­слу­жеб­ных ус­та­вах).

Тра­ди­ция со­став­ле­ния мартиролога на­шла про­дол­же­ние на За­па­де, где этим тер­ми­ном обо­зна­чал­ся спи­сок всех свя­тых различных ме­ст­ных церк­вей, рас­пре­де­лён­ных по дням па­мя­ти. Эта уни­вер­саль­ность от­ли­ча­ла мартирологи от ка­лен­да­рей, тес­но свя­зан­ных с ли­тур­гической прак­ти­кой, в ко­то­рых ука­зы­ва­лись толь­ко зна­чительные празд­ни­ки. В конце VI века име­на свя­тых из мартиролога Ие­ро­ни­ма по­ми­на­лись в Ри­ме за бо­го­слу­же­ни­ем. Ита­лий­ская ре­дак­ция Ие­ро­ни­мо­ва мартиролога около 595 года бы­ла пе­ре­ра­бо­та­на в Гал­лии: в неё бы­ли вклю­че­ны галль­ские и испанские свя­тые. В начале VIII века Бе­да Дос­то­поч­тен­ный пред­при­нял по­пыт­ку соз­да­ния ис­то­рического мартиролога, ко­то­рый вклю­чал бы развёрнутые све­де­ния о свя­тых. Од­на­ко этот труд не был за­вер­шён. В начале IX века ано­ним­ный франк­ский ав­тор из Лио­на до­пол­нил мартиролог Бе­ды све­де­ния­ми из мартиролога Ие­ро­ни­ма, а так­же ря­дом ска­за­ний о но­вей­ших фран­ко-галль­ских свя­тых. В IX веке ис­то­ри­че­ские мартирологи соз­да­ли Хра­бан Мавр и Флор из Лио­на, опи­рав­шие­ся на мартирологи Бе­ды. Ар­хи­епископ Вьенн­ский Адон (IX век) для соз­да­ния ис­то­рического мартиролога взял в ка­че­ст­ве ка­лен­дар­ной ос­но­вы (дни па­мя­ти) со­вре­мен­ный ему мартиролог Римской церк­ви (т. н. Древ­ний, или Ма­лый, римский мартиролог), до­пол­нив его ука­за­ни­ем празд­но­ва­ния па­мя­ти но­вых свя­тых и под­роб­ны­ми све­де­ния­ми о них. Мартиролог Адо­на пе­ре­ра­бо­тал па­риж­ский мо­нах Узу­ард (IX век), со­кра­тив ска­за­ния и уве­ли­чив ко­ли­че­ст­во по­ми­нае­мых имён, не сле­дуя жё­ст­ко римскому ка­лен­да­рю. По­след­няя в IX веке по­пыт­ка соз­дать ис­то­рический мартиролог при­над­ле­жит Нот­ке­ру Заи­ке, стре­мив­ше­му­ся объ­еди­нить тра­ди­ции, иду­щие от Бе­ды До­сто­поч­тен­но­го и Адо­на, од­на­ко он не успел за­вер­шить свой труд. Осо­бая тра­ди­ция со­став­ле­ния мартиролога (на латинском и древнеирландском языках) скла­ды­ва­лась с IX века в Ир­лан­дии. В их ос­но­ве ле­жа­ли очень крат­кие (лишь име­на свя­тых) и не­ред­ко пу­та­ные све­де­ния из мартиролога Ие­ро­ни­ма, к ко­то­рым до­бав­ля­лись за­мет­ки об ирландских свя­тых. Сти­хо­твор­ные мартирологи со­ста­ви­ли в IX веке Ван­даль­берт Прюм­ский (на латинском языке) и Эн­гус Ир­ланд­ский (на древнеирландском языке).

На про­тя­же­нии сред­них ве­ков ос­нов­ным мартирологом западной Церк­ви был мартиролог Узу­ар­да, по­сто­ян­но по­пол­няв­ший­ся име­на­ми но­вых свя­тых. По­след­нее до­пол­не­ние при­над­ле­жит из­да­те­лю это­го мартиролога Жа­ну де Ла Мо­лю (Ио­анн Мо­лан; 1586 год). В конце XVI века кар­ди­на­лу Ц. Ба­ро­нию бы­ло по­ру­че­но со­ста­вить офи­ци­аль­ный мартиролог Рим­ско- ка­то­лической церк­ви. В ос­но­ву но­во­го мартиролога, по­лу­чив­ше­го на­зва­ние Рим­ско­го, был по­ло­жен мартиролог Узу­ар­да, вклю­че­ны многие восточные свя­тые из ви­зантийсикх ми­но­ло­ги­ев, ряд имён до­бав­лен на ос­но­ва­нии сви­де­тельств цер­ков­ных ис­то­ри­ков. Ут­вер­ждён­ный в 1618 году Римский мартиролог два­ж­ды пе­ре­смат­ри­вал­ся в XX веке. Кро­ме офи­ци­аль­но­го Римского мартиролога из­вест­ны ча­ст­ные, со­став­лен­ные П. Га­ле­си­ни (Ве­не­ция, 1578 год), К. Шас­те­ле­ном (Па­риж, 1709 год). В XVII веке поя­ви­лись ре­гио­наль­ные мартирологи, вклю­чаю­щие толь­ко свя­тых оп­ре­де­лён­ных стран: «Галль­ский мар­ти­ро­лог» А. дю Сос­се, «Ис­пан­ский мар­ти­ро­лог» Х. Та­майо де Са­ла­са­ра, «Мар­ти­ро­лог свя­тых Пор­ту­га­лии» А. Ло­бо (со­став­лен­ный уже не на ла­ты­ни, а на раз­го­вор­ном пор­тугальском языке). С XIV века из­вест­ны ор­ден­ские мартирологи, в ча­ст­но­сти мартиролог фран­ци­скан­цев, по­слу­жив­ший, на­чи­ная с XVI века, ос­но­вой для др. ор­ден­ских мартирологов: бе­не­дик­тин­цев и др.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Martyrologium Hieronymianum / Ed. De G. B. Rossi, L. Duchesne. Brux., 1894
  • Quen­tin H. Les martyrologes historiques du moyen-âge. P., 1908
  • Delahaye H. Marty­ro­lo­gium Romanum ad formam editionis typicae, scholiis historicis instructum. Brux., 1940
  • Du­bois J. Les martyrologies du moyen- ̂age latinae. Turnhout, 1978
  • Hennig J. Medieval Ireland: saints and martyrologies. Variorum, 1989
  • Сер­гий (Спас­ский), ар­хи­еп. Пол­ный ме­ся­це­слов Вос­то­ка. М., 1997. Т. 1
  • Aigrain R. L’hagio­graphie, ses sources, ses méthodes, son histoire. Brux., 2000

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты