МАПУТУ

0 комментариев

МАПУТУ - сто­ли­ца Мо­зам­би­ка, в административном от­но­ше­нии вы­де­ле­на в городской ок­руг (име­ет ста­тус про­вин­ции).

Население 1130,4 тысяч человек (2010 год); с со­сед­ни­ми го­ро­да­ми об­ра­зу­ет городскую аг­ло­ме­ра­цию с населением 2124 тысяч человек (круп­ней­ший го­род- спут­ник - Ма­то­ла, 757,8 тысяч человек).

Рас­по­ло­жена на западном бе­ре­гу бухты Ма­пу­ту (Де­ла­гоа) Ин­дий­ско­го океана, близ устья реки Тем­бе.

Железнодорожное со­об­ще­ние с Пре­то­ри­ей (ЮАР), Бу­ла­вайо и Ха­ра­ре (Зим­баб­ве). Ав­то­мо­биль­ны­ми до­ро­га­ми свя­зан с круп­ней­ши­ми го­ро­да­ми стра­ны. Глав­ный морской порт стра­ны. Ме­ж­ду­народный аэ­ро­порт.

Пер­вое временное по­се­ле­ние на мес­те Мапуту бы­ло ос­но­ва­но пор­ту­галь­ца­ми, об­сле­до­вав­ши­ми бух­ту Де­ла­гоа в XVI веке. В 1721-1730 годы здесь на­хо­дил­ся ни­дерландский форт. С 1777 года тер­ри­то­рия вхо­ди­ла в со­став австрийских ко­ло­ни­аль­ных вла­де­ний, на по­бе­ре­жье бух­ты дей­ст­во­ва­ла фак­то­рия, а с 1781 года на­хо­ди­лось пор­тугальское по­се­ле­ние, яв­ляв­шее­ся цен­тром тор­гов­ли сло­но­вой ко­стью и од­но­вре­мен­но ба­зой ки­то­бо­ев. В 1787 году по­строе­на кре­пость, в 1796 году она бы­ла прак­ти­че­ски пол­но­стью раз­ру­ше­на французскими вой­ска­ми. В 1869 году бух­та Де­ла­гоа во­шла в со­став пор­тугальской ко­ло­нии Мо­зам­бик. Во 2-й половине 1870-х годов поя­ви­лась де­рев­ня Ло­рен­су-Мар­киш (на­зва­на в честь пор­ту­галь­ца, по­бы­вав­ше­го в бух­те Де­ла­гоа в 1544 году), ко­то­рая в 1887 году по­лу­чи­ла ста­тус го­ро­да. Со строи­тель­ст­вом в 1895 году же­лез­ной до­ро­ги, свя­зав­шей Ло­рен­су-Мар­киш с Пре­то­ри­ей, на­ча­лось его бы­строе эко­но­мическое раз­ви­тие. По­сле об­ре­те­ния Мо­зам­би­ком не­за­ви­си­мо­сти в 1976 году го­род по­лу­чил современное на­зва­ние. До 1970-х года - круп­ный экс­порт­ный порт, об­слу­жи­вав­ший промышленные рай­оны се­ве­ро-вос­то­ка ЮАР. Гражданская вой­на 1977-1992 годов на­нес­ла зна­чительный урон городскому хо­зяй­ст­ву.

Центральная часть Мапуту име­ет ре­гу­ляр­ную пла­ни­ров­ку; зна­чительная часть за­строй­ки со­став­ля­ют зда­ния 1-й половины XX века в сти­ле ар де­ко. Со­хра­ни­лись Ка­са-Ама­ре­ла (1787 год; ны­не Му­зей мо­нет), пор­тугальский форт Но­са- Сень­о­ра-да-Кон­сей­сан (ос­но­ван в конце XVIII века; основные со­ору­же­ния 1851-1867 годы; ре­кон­ст­руи­ро­ван в 1946 году; кон­ный па­мят­ник пор­тугальскому вое­на­чаль­ни­ку Ж.А. Мо­зи­нью ди Ал­бу­кер­ке, 1940 год, скульп­тор Си­мойнш Ал­мей­да Со­бри­нью, архитектор А. Ко­ту); по­строй­ки конца XIX - 1-й половины XX веков: гос­ти­ни­ца «Clube» (1898 год; архитектор Э.А. Сал­да­на), жи­лой дом из ме­тал­ла «Ка­са ди Фер­ро» (начало XX века), городской ры­нок (1903 год, ар­хитектурное бю­ро «David & Carvalho»), железнодорожный во­кзал в сти­ле не­оба­рок­ко (1916 год; ар­хи­тек­то­ры M. Вей­га, А.А. Лиш­боа ди Ли­ма, Ж.К. Фер­рей­ра да Кош­та), не­о­клас­си­ци­стическая Ра­ту­ша (около 1945 год), пре­зи­дент­ский дво­рец (1-я половина XX века; в 1975 году пе­ре­стро­ен, архитектор Ж. Фор­жаш). Куль­то­вую ар­хи­тек­ту­ру пред­став­ля­ют: со­бор Но­са-Сень­о­ра-да-Кон­сей­сан в рус­ле ре­гио­на­лиз­ма (1944 год), церковь Сан­ту-Ан­то­ниу-да- По­ла­на (1962 год, архитектор Н.К. Ло­пиш) в ду­хе мо­дер­низ­ма; ме­че­ти Масд­жид-Та­к­ва и Джум­ма (обе конца XX века). С 1950-1960-х годов в Мапуту стро­ят­ся тор­го­вые, гос­ти­нич­ные и административные ком­плек­сы в ин­тер­на­цио­наль­ном сти­ле. Парк Жар­дин-Тун­ду­ру (ос­но­ван как бо­та­нический сад в 1885 году, ланд­шафт­ный архитектор Т. Хон­ни).

Сре­ди на­учных уч­ре­ж­де­ний - Национальный институт ме­тео­ро­ло­гии (1907 год), Национальный институт аг­ро­номических ис­сле­до­ва­ний (1965 год), Национальный институт здра­во­охра­не­ния (1980 год), Мо­зам­бик­ский институт хлоп­ка (1991 год). Университет имени Э. Монд­ла­не (1962 год; современное название с 1976 года), Пе­да­го­гический университет (1977 год; современный ста­тус с 1986 года). Исторический ар­хив (1934 год), Национальная биб­лио­те­ка (1961 год). Му­зеи: ес­тественной ис­то­рии (1911 год), во­енной ис­то­рии (1955 год), Национальный гео­ло­ги­че­ский (1966 год), Национальный ху­дожественный (1989 год), мо­зам­бик­ской ис­то­рии, ре­во­лю­ции и другое.

Мапуту - круп­ней­ший промышленный, транс­порт­ный и де­ло­вой центр стра­ны. Ос­но­ва эко­но­ми­ки го­ро­да - пор­то­вое хо­зяй­ст­во. Гру­зо­обо­рот глу­бо­ко­вод­но­го пор­та Мапуту - Ма­то­ла около 4,5 миллионов т (2008 год, оцен­ка); основные экс­порт­ные гру­зы - алю­ми­ний, уголь, хро­ми­ты, зер­но, цит­ру­со­вые, са­хар, коп­ра, хло­пок, си­заль; им­порт ма­шин и обо­ру­до­ва­ния, ме­тал­лов, неф­ти и неф­те­про­дук­тов, про­до­воль­ст­вия. В конце 2000-х годов пер­спек­ти­вы рас­ши­ре­ния пор­то­вой дея­тель­но­сти свя­за­ны с вос­ста­нов­ле­ни­ем гру­зо­по­то­ков из ЮАР и так называемым ко­ри­до­ром раз­ви­тия Йо­хан­нес­бург - Мапуту. В пре­де­лах аг­ло­ме­ра­ции - за­вод по вы­плав­ке алю­ми­ния «Mozal» (2003 год; около 500 тысяч т в год), пред­при­ятия тек­стиль­ной, обув­ной и пи­ще­вой промышленности (в том числе про­изводство рыб­ных кон­сер­вов), по про­изводству строй­ма­те­риа­лов (це­мент, стро­ительная ке­ра­ми­ка). Су­до­ре­монт, ме­тал­ло­об­ра­бот­ка.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Morais J.S. Maputo: património da es­tru­tura e forma urbana: topologia do lugar. Lis­boa, 2001
  • Corvaja L. Maputo: desenho e ar­qui­tec­tura. Maputo, 2003

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты