МАНИЛЬСКИЕ ГАЛЕОНЫ, ГАЛЕОНЫ МАНИЛА ‒ АКАПУЛЬКО (исп. Galeones de Manila-Acapulco)

0 комментариев

Испанские торгово-военные суда, входившие в состав флота Индий, регулярно курсировавшие между Манилой и Акапулько. Манильские галеоны проходили через Тихий океан, начиная с 1565 г. до начала XIX в.

Маршрут, соединяющий Филиппины и Мексику, начал активно использоваться после экспедиции  Андреса де Урданеты, капитана конвоя флота Мигеля Лопеса де Легаспи, в 1565–1566 гг. Ежегодно галеоны совершали 2 – 3 рейса,  маршрут обслуживали 110 кораблей. Галеоны Манила – Акапулько представляли собой суда длинной до 50 метров, имеющие водоизмещение около 2000 тонн. Манильские галеоны обладали высокой грузоподъёмностью, которая на некоторых кораблях достигала 2000 тонн. Суда строились из филиппинской древесины, в Мексике же было построено не более 10 кораблей. Манильские галеоны были весьма уязвимы во время пиратских нападений. Из-за большого размера, неповоротливости и низкой скорости галеоны уступали быстрым и маневренным пиратским кораблям, хотя и были оснащены тяжелой артиллерией.  

Главной задачей плаваний Манильских галеонов была торговля. Огромные суда перевозили пряности, изделия из фарфора, древесину, шелк, слоновую кость из Азии, из Мексики же в основном вывозились драгоценные металлы. Товары из Филиппинской колонии после прибытия в Мексику по суше доставлялись к побережью Мексиканского залива, откуда следовали в Испанию, таким образом, удавалось избегать небезопасного пути через Индийский океан. Первоначально торговля носила свободный характер, но в связи с тем, что в Азию стало уходить все больше мексиканского серебра, испанской короной были введены ограничения: для Филиппин сумма экспорта в год не должна была превышать 250 тысяч песо, а импорта – 500 тысяч. Установленные лимиты практически не соблюдались, кроме того начала проявляться контрабанда.

Оживленный торговый путь прекратил свое существование после Мексиканской войны за независимость. Подписание представителями испанской короны Кордовского договора 24 августа 1821 г., признававшего независимость Мексики, ознаменовало окончание более чем 250-летнего периода плаваний Манильских галеонов.

Маршрут, по которому ходили галеоны Манила – Акапулько, не был в достаточной степени безопасным, корабли неоднократно становились жертвами стихии. Сокровища затонувших галеонов стали тематикой для большого количества легенд.

Иллюстрация:

Гравюра с изображением галеона.

Автор статьи: Медведь А.О.

Литература
  • Almazin M.A. El galeón de Manila. Artes de México, n.º 143, 1971
  • Schurtz, William Lytle. El galeón de Manila. Madrid : Cultura Hispánica, 1992
  • Sánchez Sanz, Arturo. El Galeón de Manila. La aventura de los tesoros de Oriente, Zara-goza, HRM Ediciones, 2013

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты