МАНДИНКА

0 комментариев

МАНДИНКА - на­род груп­пы ман­ден в Гам­бии (круп­ней­ший на­род стра­ны - 685 тысяч человек, 2009 год, оцен­ка), на юге и юго-за­па­де Се­не­га­ла (680 тысяч человек, в основном в провинции Кол­да) и се­ве­ре Гви­неи-Би­сау (3-й по чис­лен­но­сти на­род стра­ны - 160 тысяч человек; се­вер ок­ру­гов Ба­фа­та и Ойо, се­ве­ро-вос­ток Ка­шеу).

Го­во­рят на языке ман­дин­ка. В Гам­бии и Се­не­га­ле рас­про­стра­не­ны так­же язык во­лоф, английский или французский языки; в Гви­нее-Би­сау - кре­оль­ский и пор­ту­галь­ский язы­ки; сре­ди об­ра­зо­ван­ной эли­ты рас­про­стра­не­но зна­ние арабского языка.

В основном му­суль­ма­не-сун­ни­ты, часть при­дер­жи­ва­ет­ся тра­диционных ве­ро­ва­ний (их на­зы­ва­ют со­нин­ке), рас­про­стра­ня­ет­ся хри­сти­ан­ст­во.

Ман­дин­ка счи­та­ют се­бя по­том­ка­ми вои­нов Ти­ра­ма­ка­на Трао­ре (Та­рау­е­ле), по­слан­но­го Сун­дь­я­той Кей­та (ле­ген­дар­ный ос­но­ва­тель Древ­не­го Ма­ли) на за­вое­ва­ние западных зе­мель. В их со­став во­шли груп­пы, из­на­чаль­но го­во­рив­шие на ат­лан­ти­че­ских язы­ках (часть дио­ла, ньюн, бай­нук и другие). По­сле рас­па­да Ма­ли име­ли ран­не­по­ли­тические об­ра­зо­ва­ния Нью­ми, Ба­ди­бу, Нья­ни, Ву­ли-Кан­то­ра и другие; круп­ней­шее - кон­фе­де­ра­ция Ка­бу (Га­бу), со­сто­яв­шая из во­ж­деств Са­ма, Ту­ма­на, Дьи­ма­ра, Сан­ко­ла и другие, - раз­ру­ше­но в 1867 году в ре­зуль­та­те вой­ны с фуль­бе Фу­та-Джал­ло­на.

В ре­зуль­та­те фульб­ско­го за­вое­ва­ния во 2-й половине XIX века при­ня­ли ис­лам.

Под­дер­жи­ва­ют тес­ные свя­зи с во­лоф, фуль­бе, дио­ла, се­рер, со­нин­ке (са­ра­ху­ле).

По тра­диционной куль­ту­ре близ­ки к ма­лин­ке. Об­ще­ст­во де­ли­лось на пра­вя­щий слой Ка­бу - ари­сто­кра­тов-вои­нов (ньян­чо, ко­ринг), про­сто­лю­ди­нов (фо­ро) - зем­ле­дель­цев и охот­ни­ков, не­сво­бод­ных (дьонг). По кас­то­вой струк­ту­ре и сис­те­ме тер­ми­нов род­ст­ва близ­ки к ма­лин­ке. Пат­ри­ли­ней­ные кла­ны (кон­тонг) под­раз­де­ля­ют­ся на ли­нид­жи (ка­би­ла); ме­ж­ду ни­ми су­ще­ст­ву­ют от­но­ше­ния эк­ви­ва­лент­но­сти или под­шу­чи­ва­ния (са­на­уйя, дан­ку­ту). Про­сле­жи­ва­ют­ся эле­мен­ты мат­ри­ли­ней­но­сти, рас­про­стра­не­ны авун­ку­лат и кросс­ку­зен­ный брак. Не­же­на­тые муж­чи­ны и де­вуш­ки боль­шой се­мьи (ко­ре) жи­вут в 2 боль­ших до­мах. Со­хра­ня­ют­ся муж­ские и жен­ские ини­циа­ции, воз­рас­тные клас­сы, муж­ское тай­ное об­ще­ст­во и мас­ка Кан­ку­ранг.

Уст­ное твор­че­ст­во вклю­ча­ет бо­га­тые музыкальные тра­ди­ции (профессиональные и на­род­ные), искусство крас­но­ре­чия (хва­леб­ные пес­но­пе­ния и другое), эпические ска­за­ния (о Сун­дь­я­те, о вой­нах с фуль­бе), сказ­ки и другое.

Профессиональная му­зы­ка дьа­лийя пред­став­ле­на искусством кас­ты грио­тов дьа­ли (множественное число дьо­ло­лу). Её ис­то­ки - в тра­ди­ци­ях охот­ни­ков (пе­вец и му­зы­кант да­на дьа­ли, иг­раю­щий на ма­лень­кой 6-струн­ной ду­го­вой ар­фе сим­бин­го, ис­пол­нял пес­ни о жи­вот­ных и об охо­те, пан­то­ми­мы из жиз­ни охот­ни­ков), в прак­ти­ке пуб­лич­ных су­деб­ных про­цес­сов и другого. Профессиональная музыка тра­ди­ция пре­имущественно муж­ская, для неё ти­пич­ны пе­ние в ре­чи­та­тив­ной ма­не­ре (за­мет­но арабское влия­ние) и иг­ра на ар­фо­лют­не ко­ра. Ха­рак­тер­ны вир­ту­оз­ные ин­ст­ру­мен­таль­ные им­про­ви­за­ции. Соль­ные вы­ступ­ле­ния дьа­ли со­про­во­ж­да­ет ан­самбль, ча­ще из од­но­род­ных ин­ст­ру­мен­тов (например, кси­ло­фо­нов ба­ло). В му­зы­ке дьа­лийя ис­поль­зу­ют­ся два ти­па ба­ра­ба­нов тан­тан­го: ци­лин­д­ри­че­ский дун­дун­го и в фор­ме пе­соч­ных ча­сов та­ма. Жен­щи­ны-дьа­ли по­ют в со­про­во­ж­де­нии идио­фо­нов. Ны­не тра­ди­ции дьа­ли про­дол­жа­ют пред­ста­ви­те­ли знат­ных ро­дов Куй­а­тех, Дьо­бар­тех, Су­со, Са­хо.

Тра­ди­ции ро­да Ка­ма­ра про­дол­жа­ют му­зы­кан­ты бо­лон - ис­пол­ни­те­ли на ду­го­вой ар­фе, а так­же му­сульманские ре­лигиозные пев­цы фи­на - ис­пол­ни­те­ли ха­ди­сов.

В тра­диционной му­зы­ке ман­дин­ка при­ме­ня­ют­ся так­же ан­самб­ли ко­ни­че­ских ба­ра­ба­нов ку­ти­ро, со­про­во­ж­даю­щие об­ря­ды ини­циа­ции, сва­деб­ные це­ре­мо­нии, сельскохозяйственные ра­бо­ты, спор­тив­ные со­стя­за­ния, тан­цы в мас­ках кан­ку­ранг, кру­го­вые тан­цы леньенг, пе­сен­но-тан­це­валь­ные иг­ро­вые пред­став­ле­ния в честь дру­зей се­ру­ба.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Quinn Ch.A. Mandingo kingdoms of the Senegambia: Traditionalism, Islam and Euro­pean expansion. L., 1972
  • Schaffer M. Man­din­ko: the ethnography of a West African holy land. N. Y., 1980
  • L’oncle maternel est roi: la formation d’aillances hiérarchiques chez les Man­dingues du Wuli (Sénégal). Leyden, 1995
  • Gie­sing C., Vydrine V. Ta: r̅ikh Mandinka de Bi­ji­ni (Guinée-Bissau): la mémoire des Man­dinka et Sòoninkee du Kaabu. Leiden; Boston, 2007

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты