МАНДАЛА

0 комментариев

МАНДАЛА - в тан­три­че­ской йо­ге буд­диз­ма и ин­ду­изма (смотри Вад­жрая­на, Тан­тризм) сим­мет­рич­ный сим­во­лический чер­тёж бы­тия-в-ми­ре, на ко­то­ром изо­бра­же­ны все су­ще­ст­вен­ные ком­по­нен­ты ин­ди­ви­ду­аль­ной эк­зи­стен­ции: ин­тел­лек­ту­аль­ные и эмо­цио­наль­ные фун­к­ции, ор­га­ны чувств и их объ­ек­ты, сто­ро­ны све­та, на­прав­ле­ния (впе­рёд, впра­во и так далее) и другое.

При­сут­ст­вую­щие в мандале пер­со­на­жи яв­ля­ют­ся со­вме­ще­ни­ем многих свойств, имею­щих раз­ную при­ро­ду, но вза­им­но со­от­но­ся­щих­ся. Например, крас­ное со­от­но­сит­ся со слад­ким, За­па­дом, стра­стью (лю­бов­ной), вы­де­ляю­ще-раз­ли­чаю­щей спо­соб­но­стью ума и другое.

Твёр­дое и ус­той­чи­вое мыс­лен­ное пред­став­ле­ние мандалы с по­ни­ма­ни­ем её уст­рой­ст­ва яв­ля­ет­ся важ­ным ком­по­нен­том ме­ди­та­тив­ной прак­ти­ки (смотри в статье Ме­ди­та­ция). От йо­га тре­бу­ет­ся об­рес­ти по­сто­ян­ное при­сут­ст­вие мандалы в сер­деч­ном цен­тре те­ла (смотри в статье Чакра).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Жу­ков­ская Н.Л. Ман­да­ла как пред­мет ла­ма­ис­тс­ко­го куль­та // Куль­ту­ра на­ро­дов за­ру­беж­ной Азии. Л., 1973
  • Зе­лин­ский А.Н. «Ко­ле­со Вре­ме­ни» в цик­ли­че­ской хро­но­ло­гии Азии // На­ро­ды Азии и Аф­ри­ки. М., 1975. № 2
  • То­по­ров В.Н. Ман­да­ла // Ми­фы на­ро­дов ми­ра. М., 1982. Т. 2

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты