«МАХАБХАРАТА»

0 комментариев

«МАХАБХАРАТА» - древнеиндийская эпическая поэма на санскрите.

Со­сто­ит из 18 книг раз­но­го объ­ё­ма; на­счи­ты­ва­ет в раз­ных ре­дак­ци­ях от 82 до 95 тысяч дву­сти­ший и яв­ля­ет­ся са­мым боль­шим книж­ным эпо­сом в ми­ре. Сю­жет «Махабхарата» в пре­дель­но обоб­щён­ной, идеа­ли­зи­ро­ван­ной и ми­фо­ло­ги­зи­ро­ван­ной фор­ме от­ра­зил ис­то­рические со­бы­тия, имев­шие ме­сто в северной час­ти до­ли­ны реки Ганг в первой половине I тысячелетия до н. э.

Основное ска­за­ние по­ве­ст­ву­ет о ли­ше­нии брать­ев Пан­да­вов (сы­но­вей ца­ря Пан­ду) цар­ст­ва их двою­род­ны­ми братьями Кау­ра­ва­ми, о мно­го­лет­ней жиз­ни Пан­да­вов в из­гна­нии и о воз­вра­ще­нии ими цар­ст­ва по­сле ве­ли­кой бит­вы на Ку­рук­шет­ре (буквально - По­ле Ку­ру). По прин­ци­пу «об­рам­лён­но­го по­ве­ст­во­ва­ния» в по­эму вклю­че­ны так­же мно­го­численные ми­фы и ле­ген­ды. По­эма скла­ды­ва­лась в уст­ной тра­ди­ции и со­хра­ня­ет многие чер­ты уст­но-по­этического сти­ля.

«Махабхарату» за­ро­див­шую­ся в во­ин­ской сре­де, пер­во­на­чаль­но ис­пол­ня­ли су­ты - ко­лес­ни­чие при знат­ных вои­нах, зна­то­ки пре­да­ний и од­но­вре­мен­но пев­цы-им­про­ви­за­то­ры, варь­и­ро­вав­шие текст в пре­де­лах эпического ка­но­на. С III-II веков до н. э. «Махабхарата»,  рас­про­стра­ня­ясь по мар­шру­там ин­дуи­ст­ско­го па­лом­ни­че­ст­ва, ста­ла все­ин­дий­ской эпо­пе­ей и ис­пол­ня­лась уже жре­ца­ми-брах­ма­на­ми, ко­то­рые под­верг­ли эпос ре­лигиозно-ди­дак­тической пе­ре­ра­бот­ке. В ре­зуль­та­те в со­став «Махабхараты» во­шли ре­лигиозно-фи­ло­соф­ские (например, «Бха­га­вад­ги­та») и ди­дак­тические тек­сты (пре­имущественно 12-я и 13-я кни­ги по­эмы). С это­го вре­ме­ни эпос (пре­ж­де все­го его ди­дак­тические час­ти) на­чал пе­ре­да­вать­ся по па­мя­ти, по об­раз­цу тек­стов брах­ман­ской ре­лигиозной. тра­ди­ции (смри­ти), по­это­му в индийской тра­ди­ции «Махабхарата» рас­смат­ри­ва­ет­ся не толь­ко как эпос (ити­ха­са), но и как за­ко­но­учи­тель­ный трак­тат (дхар­ма­ша­ст­ра). Письменная фик­са­ция «Махабхараты» в фор­ме, близ­кой к со­вре­мен­ной, про­изош­ла в середине I-го тысячелетия н. э.

С точ­ки зре­ния ис­то­рической ти­по­ло­гии «Махабхарата» пред­став­ля­ет со­бой клас­сическую эпо­пею, час­тич­но транс­фор­ми­ро­вав­шую­ся в эпо­пею ре­лигиозно-ди­дак­ти­че­скую, но про­дол­жаю­щую со­хра­нять эле­мен­ты ар­ха­ического эпо­са. Вре­мя от вре­ме­ни её ге­рои Пан­да­вы ото­жде­ст­в­ля­ют­ся с бо­га­ми, а их про­тив­ни­ки Кау­ра­вы - с асу­ра­ми, ан­та­го­ни­ста­ми бо­гов; зем­ная бит­ва на По­ле Ку­ру - с из­веч­ной бит­вой кос­мических сил; не­ко­то­рые дей­ст­вия ге­роя вос­про­из­во­дят схе­му об­ря­дов ини­циа­ции и пря­мо ква­ли­фи­ци­ру­ют­ся как об­ряд по­свя­ще­ния; Джа­ра­санд­хи, царь Ма­гад­хи, изо­бра­жён де­мо­ническим су­ще­ст­вом по об­ра­зу ми­фических ан­та­го­ни­стов Ин­д­ры, а его убие­ние Пан­да­ва­ми и их со­юз­ни­ком Криш­ной упо­доб­ле­но дей­ст­вию бо­гов и уча­ст­ни­ков ар­ха­ического ри­туа­ла. Став­шая для ин­дуи­стов свя­щен­ной кни­гой, «Махабхарата» рас­смат­ри­ва­ет­ся ино­гда как сво­его ро­да «эн­цик­ло­пе­дия ин­ду­из­ма». В по­эме - и в этом уни­каль­ность «Махабхарата» на фо­не других эпо­сов ми­ра - ужи­ва­ют­ся три раз­но­ста­ди­аль­ные кон­цеп­ции судь­бы: ин­дуи­ст­ская док­три­на кар­мы (до­пол­няе­мая теи­стическим де­тер­ми­низ­мом), клас­си­ко-ге­ро­ический фа­та­лизм (уче­ние о про­из­во­ле сле­пой судь­бы) и оп­ти­ми­сти­че­ски ок­ра­шен­ная ар­ха­ическая ми­фо­ло­ге­ма «веч­но­го воз­вра­ще­ния».

Ис­то­рия изу­че­ния «Махабхарата» на­счи­ты­ва­ет свыше 200 лет. На про­тя­же­нии б. ч. это­го пе­рио­да в нау­ке о «Махабхарате» шла борь­ба двух школ: «ана­ли­ти­ков», пы­тав­ших­ся вы­явить в тек­сте па­мят­ни­ка древ­ней­шее «яд­ро», скры­тое бо­лее позд­ни­ми на­слое­ния­ми, и «син­те­ти­ков», ви­дев­ших в ней еди­но­вре­мен­но осу­ще­ст­в­лён­ный свод эпических пе­сен и ре­лигиозно-фи­лософских тек­стов (ко вто­рым при­над­ле­жа­ли и т. н. уни­та­ри­сты, ут­вер­ждав­шие еди­ное литературное ав­тор­ст­во всей по­эмы). Пер­вая шко­ла ис­хо­ди­ла из ис­то­рической ге­те­ро­ген­но­сти, «мно­го­слой­но­сти» «Махабхарата», вто­рая - ука­зы­ва­ла на лин­гвис­тическое, сти­ли­стическое и ком­по­зи­ци­он­ное един­ст­во по­эмы. Снять про­ти­во­ре­чие уда­лось лишь в 1960-1980-е годы бла­го­да­ря при­ме­не­нию «фор­муль­ной» тео­рии уст­но­го эпо­са М. Пар­ри и А. Б. Лор­да, со­глас­но ко­то­рой в «Махабхарате» как в тек­сте, дли­тель­ное вре­мя бы­то­вав­шем в уст­ной тра­ди­ции, оди­на­ко­во ес­те­ст­вен­ны и от­но­сительны един­ст­во язы­ка и сти­ля, и ис­то­рическая ге­те­ро­ген­ность со­дер­жа­ния.

Издания:

Ма­хаб­ха­ра­та / Пер., вве­де­ние и прим. Б. Л. Смир­но­ва. Аш., 1955–1972. Вып. 1–8;

Ма­хаб­ха­ра­та / Изд. под­гот. С. Л. Не­ве­ле­ва, Я. В. Ва­силь­ков. М.; СПб., 1987–2009. Кн. 3, 6, 8, 10, 11, 14, 15–18;

«Ма­хаб­ха­ра­та». Фи­ло­соф­ские тек­сты / Пер., прим. и тол­ко­вый сло­варь Б. Л. Смир­но­ва. 3-е изд. СПб., 1994;

Ма­хаб­ха­ра­та / Пер., ком­мент. В. И. Каль­я­но­ва; под ред. А. П. Ба­ран­ни­ко­ва. СПб., 2006–2007. Кн. 1, 2, 4.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Грин­цер П.А. Древ­не­ин­дий­ский эпос: ге­не­зис и ти­по­ло­гия. М., 1974
  • Daniélou A. Südasien. Lpz., 1978 (Musikgeschichte in Bil­dern. Bd 1. Lfg 4)
  • Де­ва Б.Ч. Ин­дий­ская му­зы­ка. М., 1980
  • Не­ве­ле­ва С.Л. Ма­хаб­ха­ра­та: изу­че­ние древ­не­ин­дий­ско­го эпо­са. М., 1991
  • Brockington J. The Sanskrit epics. Leiden, 1998

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты