МАКАРИЙ (в миру Михаил)
0 комментариев
МАКАРИЙ (в миру Михаил) - митрополит Московский и всея Руси, общественный и политический деятель, святой.
Монашеский постриг принял в конце XV века в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. По некоторым данным, участвовал в росписи построенных в это время монастырских колокольни и трапезной. В 1523 году митрополит Московским Даниилом возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Можайского Лужецкого монастыря (позднее, будучи митрополитом, Макарий инициировал строительство каменного собора монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы).
4 марта 1526 года рукоположен в епископы и назначен на Новгородскую архиепископскую кафедру. Поставление Макария на вторую по значимости кафедру свидетельствовало о его близости к великому князю Василию III Ивановичу, а также митрополите Даниилу и иосифлянским кругам русских иерархов. Деятельность Макария в Новгороде способствовала укреплению московского влияния в регионе, как политического (благодаря Макарию мятеж старицкого князя Андрея Ивановича в 1537 году практически не распространился на новгородские земли), так и культурного. Макарий реализовал решения церковного собора 1503 года, введя в новгородских монастырях общежительный устав (1528 год). При нём была произведена реставрация многих новгородских церквей и икон, отлит большой колокол для кафедрального Софийского собора, в соборе поновлены фрески, украшен иконостас. В Пскове по указанию Макария построен архиепископский дворец (1535 год). Макарий направлял миссионеров для просвещения лапландцев (современные саамы).
Около 1539 года по его инициативе составлен так называемый Владычный летописный свод Макария. В Новгороде под руководством Макариес были проведены работы по составлению 1-й редакции «Великих Четьих-Миней» (ВМЧ). Начало этим трудам положил монах Досифей Топорков, который по поручению Макария редактировал (1528-1529 годы) славянский текст Синайского патерика, впоследствии включённый в ВМЧ. По благословению Макария в 1535 году толмач Д. Герасимов перевёл толковую Псалтирь Бруно Вюрцбургского, в 1537 году В.М. Тучков создал новую редакцию жития новгородского святого - преподобного Михаила Клопского (XV век).
С 19 марта 1542 года, после низведения с престола митрополитп Иоасафа (Скрипицына), Макарий - митрополит Московский и всея Руси, предстоятель Русской церкви. Во время Боярского правления 1530-1540-х годов старался занимать примирительную позицию, исполняя традиционную роль «печалователя» за опальных лиц. Нараставшие противоречия и напряжение в придворной элите, приведшие к казням видных членов Боярской думы летом 1546 года и молодых аристократов в январе 1547 года (без покаяния и причастия), побудили Макария выступить инициатором укрепления власти Ивана IV Васильевича венчанием его на царство. С целью получить официальное признание православными патриархами царского титула Ивана IV Макарий позднее обратился к патриарху Константинопольскому Иоасафу II. Повышение статуса русского монарха и Русского государства должно было, по мысли Макария, увеличить авторитет монарха как внутри страны, так и в мире. После Московского восстания 1547 года стала очевидной необходимость реформ в области государственного управления, военного дела, в сфере налогов и поземельных отношений. Вместе с другими иерархами и представителями белого духовенства (священник Сильвестр), находясь в составе Избранной рады, Макарий принял в этих преобразованиях активное участие. Призывая москвичей к публичному покаянию, он способствовал примирению противоборствовавших политических партий. Моральной основой реформ стали и публичные покаяния представителей власти (в том числе самого царя) на так называемом Соборе примирения 1549 года. Этот собор, в подготовке и проведении которого Макарий сыграл важную роль, стал прототипом последующих Земских соборов. В серьёзных противоречиях по вопросу о церковном землевладении между «иосифлянским» (смотри в статье Иосифляне) большинством в Русской церкви, к которому принадлежал Макарий, и светской властью усилиями Макария в 1549-1551 годы был найден компромисс: церковные вотчины в общем порядке лишались податных льгот и привилегий, подлежали конфискации некоторые незаконные приобретения, однако сохранялись прежние церковные владения при резком ограничении способов получения новых земель. На церковных соборах, руководимых Макарием, были утверждены образец текста уставной земской грамоты, текст Судебника 1550 года (смотри в статье Судебники XV-XVI веков), другие постановления по важнейшим вопросам общественной жизни. Макарий был одним из вдохновителей наступательной восточной внешней политики, в том числе казанских походов. В 1-й половине 1550-х годов Макарий принимал также участие в дипломатических контактах с Великим княжеством Литовским.
Макарий - инициатор составления крупных книжных сводов. Под его наблюдением были значительно дополнены ВМЧ: в 1552 году он дал вкладом в Успенский собор Московского Кремля новую (так называемую Успенскую) их редакцию. Следующая редакция, ещё более объёмная, была преподнесена Ивану IV (так называемая Царская редакция). Позднее ВМЧ использовались при составлении других миней. Полностью сохранилась только Успенская редакция. С Макарием связаны круг идей «Летописца начала царства» (в нём в том числе приведены речи и послания Макария 1550-1552 годов) и в особенности замысел «Степенной книги», в которой впервые сформулирована концепция истории Руси со времён великого князя Владимира Святославича до середины XVI века. Предпринятая по инициативе Макария канонизация русских святых (в месяцеслов было внесено 39 имён) обусловила создание их житий или новых редакций уже бытовавших текстов.
С Макарием связаны выдающиеся архитектурные проекты (Василия Блаженного храм), новации фресковой живописи и иконографии в росписях Благовещенского собора Московского Кремля после пожара 1547 года. Согласно послесловию к «Апостолу» (1564 год) Ивана Фёдорова, Макарий был инициатором организации печатного дела в Москве.
Время предстоятельства Макария характеризуется активизацией соборной жизни Русской церкви. Особое значение имел проведённый Макарием Стоглавый собор (1551 год). На церковных соборах осени 1553 - зимы 1554 годов при активном участии Макария были осуждены как еретические идеи М.С. Башкина и Феодосия Косого, а также отлучён от Церкви бывший игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий. В конце 1560 года Макарий участвовал в соборе, созванном по инициативе Ивана Грозного, на котором бывшие ближайшие советники царя священник Сильвестр и А. Ф. Адашев заочно (Макарий настаивал на их личном присутствии) были осуждены по обвинению в отравлении царицы Анастасии Романовны и других преступлениях. Собор 1555 года учредил новую Казанскую архиепископию. Макарий рукоположил более 30 архиереев. С рубежа 1550-1560-х годов он постепенно стал отходить от дел; по разным причинам, главным образом по состоянию здоровья, не раз пытался уйти на покой (1547, 1562, 1563 годы), но уступал давлению со стороны царя.
Сочинения Макария полностью не выявлены. Известен ряд его ораторских произведений: проповеди в Успенском соборе во время венчания на царство Ивана IV Васильевича, при вступлении царя в брак с Анастасией Романовной, приветственная речь при встрече царя после взятия Казани и другие. Сохранились переписка Макария с бывшим митрополитом Московским Иоасафом (Скрипицыным), с Максимом Греком, послание князю А.Б. Горбатому в Казань, ряд грамот нравоучительного и административного характера, а также духовная грамота, написанная незадолго до смерти. Макарий погребён в Успенском соборе Московского Кремля.
Канонизирован РПЦ в 1988 году, день памяти 30 декабря (12 января), в Соборе Московских святых и в Соборе Московских святителей.
Изображения Макария встречаются в храмовых росписях: в Успенском соборе в Свияжске (XVI век), в храме Николы Надеина в Ярославле (XVII век), в Благовещенском соборе в Казани (XIX век). Он изображён у печатного станка в разделе «Просветители» на горельефе памятника «1000-летие России» в Великом Новгороде.
В 2001 году в РПЦ учреждён орден Святого Макария, которым награждаются лица за заслуги в области церковной науки и просвещения.
- Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т. 2. [Ч. 1]. С. 744-875
- Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. М., 1958
- Смирнов И.И. Очерки политической истории Русского государства 30-50-х гг. XVI в. М.; Л., 1958
- Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 4
- Макарий (Веретенников), архим. Московский Митрополит Макарий и его время. М., 1996; он же. Святитель Макарий, Митрополит Московский, и архиереи его времени. М., 2007
- Емченко Е.Б. Стоглав: исследование и текст. М., 2000
- Назаров В.Д. Княжеские вотчины в России XV-XVI вв.: Традиционное право и законодательные нормы // Землевладение и землепользование в России. М., 2002
- Сиренов А.В. Степенная книга: история текста. М., 2007