ЛЬВОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

0 комментариев

ЛЬВОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - российский ар­хи­тек­тор, ли­те­ра­тор, ин­же­нер, ес­тест­во­ис­пы­та­тель, тайный советник, член Российской ака­де­мии (1783). 

Дво­ря­нин. По­лу­чил до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние; за­тем про­хо­дил во­енную служ­бу в Пре­об­ра­жен­ском пол­ку в Санкт-Пе­тер­бур­ге. В 1773 году пе­ре­шёл на гражданскую служ­бу - в Кол­ле­гию иностранных дел, в 1782 году - в Поч­то­вый департемент. В 1773-1777 годы со­вер­шил несколько по­ез­док по Западной Ев­ро­пе, зна­ко­мясь с па­мят­ни­ка­ми искусства и ар­хи­тек­ту­ры; в 1781 году по­се­тил Ита­лию.

Львов не по­лу­чил спе­ци­аль­но­го ар­хитектурного об­ра­зо­ва­ния, но его ар­хитектурное на­сле­дие зна­чи­тель­но и раз­но­об­раз­но: он про­ек­ти­ровал и стро­ил в Санкт-Пе­тер­бур­ге и его при­го­ро­дах, Мо­ск­ве, Мо­ги­лё­ве, Вал­дае, Торж­ке, в под­мос­ков­ных, твер­ских, ма­ло­рос­сий­ских усадь­бах. Один из ве­ду­щих ма­сте­ров зре­ло­го русского клас­си­циз­ма, Львов про­явил сме­лость и свое­об­ра­зие творческого по­чер­ка в ин­тер­пре­та­ции клас­сических форм. Так, в пер­вой са­мо­стоя­тель­ной по­строй­ке - со­бо­ре Св. Ио­си­фа в Мо­ги­лё­ве (1780-1798; не сохранился) он од­ним из пер­вых в хра­мо­вой ар­хи­тек­ту­ре русского клас­си­циз­ма при­ме­нил чис­тый до­ри­че­ский ор­дер и сис­те­му двой­но­го ку­по­ла. В даль­ней­шем про­ек­ти­ро­вал мно­го куль­то­вых со­ору­же­ний с раз­но­об­раз­ной ком­по­зи­ци­ей объ­ё­мов; са­мое круп­ное сре­ди них - со­бор Бо­ри­сог­леб­ско­го монастыря в Тор­ж­ке (1785-1796). Наи­бо­лее мо­ну­мен­таль­ным и тра­ди­ци­он­ным по ре­ше­нию был не­осу­щест­влён­ный про­ект Ка­зан­ско­го со­бо­ра в Санкт-Пе­тер­бур­ге (1787-1791). Уса­деб­ные хра­мы Львова ме­нее мас­штаб­ны и стро­ги: Тро­иц­кая цер­ковь-ро­тон­да и пи­ра­ми­даль­ная ко­ло­коль­ня («Ку­лич и Пас­ха»; 1785-1787) в селе Алек­сан­д­ров­ское под Санкт-Пе­тер­бур­гом (ны­не в чер­те го­ро­да), Ека­те­ри­нин­ская церковь (1786-1789) в усадь­бе Му­ри­но под Санкт-Пе­тер­бур­гом - изящ­ная клас­си­ци­стическая ва­риа­ция ярус­но­го хра­ма «иже под ко­ло­ко­лы». Те­ма ку­поль­ной ро­тон­ды не­од­но­крат­но варь­и­ро­ва­лась Львовым в хра­мо­вом зод­че­ст­ве; наи­бо­лее со­вер­шен­ны­ми при­ме­ра­ми яв­ля­ют­ся церковь Св. Ека­те­ри­ны в Вал­дае (1786-1793) и Вос­кре­сен­ская церуовь в усадь­бе Ни­коль­ское-Че­рен­чи­цы (1789-1806), став­шая усы­паль­ни­цей Львова и его ро­да.

Львов был од­ним из наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­ных росскийских при­вер­жен­цев пал­ла­ди­ан­ст­ва (перевёл и издал в 1798 году 1-ю кни­гу трак­та­та А. Пал­ла­дио об ар­хи­тек­ту­ре с собственными ком­мен­та­рия­ми). Ин­тер­пре­та­ция Львова «пал­ла­ди­ан­ских» мо­ти­вов яр­че все­го про­яви­лась в ар­хи­тек­ту­ре уса­деб­ных ан­самб­лей и жи­лых особ­ня­ков (в б. ч. со­хра­ни­лись толь­ко в чер­те­жах). Их об­щи­ми чер­та­ми бы­ли ком­пакт­ный цен­трич­ный объ­ём, увен­чан­ный ку­по­лом, по­лу­круг­лые («тер­маль­ные») ок­на, при­выч­ные ор­дер­ные де­та­ли. Лвов уме­ло со­че­тал ху­до­же­ст­вен­ное и прак­ти­че­ское, учи­ты­вая осо­бен­но­сти русского кли­ма­та и ук­ла­да жиз­ни. Уни­вер­саль­ность Львова-ар­хи­тек­то­ра наи­бо­лее пол­но рас­кры­лась при соз­да­нии уса­деб: Зна­мен­ское-Ра­ёк (1787-1790-е гг.) и Ни­коль­ское-Че­рен­чи­цы (1780-1790-е гг.) близ Торж­ка, Во­ро­но­во и Вве­ден­ское под Мо­ск­вой (1790-е годы). Львов так­же за­ни­мал­ся в них уст­рой­ст­вом пей­заж­ных пар­ков; как ин­же­нер соз­да­вал сис­те­мы прак­тич­ных пе­чей, су­ши­лок, хит­ро­ум­ных по­гре­бов и гид­ро­тех­нических со­ору­же­ний.

В про­ек­тах об­щественных со­ору­же­ний для Санкт-Пе­тер­бур­га Львов так­же пред­ста­ёт как стро­гий клас­си­цист. Зда­ние Поч­там­та (1782-1789) за­ни­ма­ет це­лый городской квар­тал, его про­тя­жён­ные фа­са­ды не­сут ла­ко­нич­ный клас­сический де­кор. Ра­цио­наль­ная внутренняя пла­ни­ров­ка от­ве­ча­ла по­треб­но­стям уч­ре­ж­де­ния, вы­пол­няв­ше­го мно­го­численные функ­ции цен­тра свя­зи го­су­дар­ст­ва. В 1780-1787 годы Львов соз­дал тор­жественный гра­нит­ный пор­тик Нев­ских во­рот Пе­тро­пав­лов­ской кре­по­сти. Не­осу­ще­ст­в­лён­ным ос­тал­ся са­мый круп­ный государственный про­ект - зда­ние Ка­би­не­та Его Императорского Величества, для ко­то­ро­го от­во­ди­лось ме­сто в цен­тре го­ро­да (в на­ча­ле Нев­ско­го проспекта). Для Мо­ск­вы в 1797 году Львов про­ек­ти­ро­вал пе­ре­строй­ку ста­ро­го Крем­лёв­ско­го двор­ца, осу­ще­ст­в­лён­ную час­тич­но.

В 1797 году император Па­вел I на­зна­чил Львова «ди­рек­тором уголь­ных при­ис­ков и раз­ра­бот­ки оных в им­пе­рии». Львов за­нял­ся по­ис­ка­ми ме­сто­ро­ж­де­ний уг­ля, на­учными экс­пе­ри­мен­та­ми по до­бы­че из не­го се­ры, про­изводству «ка­мен­но­го» кар­то­на. В эти же го­ды он пред­при­нял по­пыт­ку вне­дре­ния в Рос­сии но­вой тех­но­ло­гии зем­ле­бит­но­го строи­тель­ст­ва; в этой тех­но­ло­гии в Гат­чи­не вы­стро­ен по его про­ек­ту При­орат­ский дво­рец (1797-1799).

Львов так­же ра­бо­тал как ху­дож­ник-гра­фик; сре­ди его про­из­ве­де­ний - ил­лю­ст­ра­ции к «Ме­та­мор­фо­зам» Ови­дия (199 ри­сун­ков ту­шью, ГРМ) и про­из­ве­де­ни­ям Г. Р. Дер­жа­ви­на (тушь, до 1775; ИРЛИ РАН, Санкт-Пе­тер­бург), «Вид Вы­борг­ско­го зам­ка» (гра­вю­ра ла­ви­сом, 1783).

Пер­вые ли­те­ра­тур­ные опы­ты Львова от­но­сят­ся к началу 1770-х годов В коне 1770-х годов Львов ока­зал­ся в цен­тре круж­ка сти­хо­твор­цев, ис­кав­ших но­вые пу­ти в по­эзии (Г. Р. Дер­жа­вин, В. В. Кап­нист, И. И. Хем­ни­цер). При­вер­жен­ность клас­сическим тра­ди­ци­ям со­че­та­лась здесь с ин­те­ре­сом к но­вей­шим вея­ни­ям пред­ро­ман­тиз­ма и к русскому фольк­ло­ру.

Для по­эзии Львова ха­рак­тер­ны ка­мер­ность и до­ве­ри­тель­ность, со­еди­не­ние в од­ном ря­ду вы­со­кой, низ­кой и диа­лект­ной лек­си­ки. Пер­вая зна­чительная пуб­ли­ка­ция Львова - «Идил­лия. Ве­чер 1780 го­да но­яб­ря 8» в ду­хе «лёг­кой по­эзии» (1783). Мно­гие сти­хо­тво­ре­ния Львова, в т. ч. экс­пе­риментальные «рус­ские» оды («Но­вый XIX век в Рос­сии», «На­род­ное вос­клик­но­ве­ние на всту­п­ле­ние но­во­го ве­ка», созданы в 1800-е годы) и пес­ни, при жиз­ни ав­то­ра не пуб­ли­ко­ва­лись. Но­ва­тор­ски­ми в жан­ро­вом от­но­ше­нии яв­ля­ют­ся и по­эмы Львова, от­ли­чающие­ся тес­ным пе­ре­пле­те­ни­ем на­род­но- по­этических и сен­ти­мен­таль­ных мо­ти­вов и об­ра­зов, раз­но­об­ра­зи­ем сти­хотворных форм: «Зи­ма» (1791), «До­б­ры­ня, бо­га­тыр­ская песнь» (1796, издано в 1804 году), «Бо­та­ни­че­ское пу­те­ше­ст­вие на Ду­до­ро­ву го­ру 1792, мая 8» (изд. в 1805). Ув­ле­че­ние русским фольк­ло­ром от­ра­зи­лось и в либ­рет­то ко­ми­че­ской опе­ры «Ям­щи­ки на под­ста­ве» с ха­рак­тер­ным под­за­го­лов­ком «иг­ри­ще не­вз­на­чай» (ком­по­зи­тор Е. И. Фо­мин; издано в 1787 году). Тек­сты трёх других ко­мических опер Львова («Сильф, или Меч­та мо­ло­дой жен­щи­ны», 1778, «Ми­лет и Ми­ле­та», «Па­ри­сов суд», обе - 1796) бы­ли из­да­ны лишь в 1994 году. В 1790 году Львов совместно с ком­по­зи­то­ром И. Пра­чем из­дал в собственном ху­дожественном оформ­ле­нии в 2 томах «Со­б­ра­ние на­род­ных пе­сен с их го­ло­са­ми…» (гар­мо­ни­за­ция Пра­ча; Львов - ав­тор вступительной статьи «О рус­ском на­род­ном пе­нии»), в ко­то­ром впер­вые в русской фольк­ло­ри­сти­ке народной пес­ни сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­ны по жан­рам.

Важ­ней­шим из пе­ре­водческих тру­дов Львова ста­ло из­да­ние сборника «Сти­хо­тво­ре­ния Анак­ре­он­та Тий­ско­го» (1794) с греческим тек­стом (под­го­тов­лен ие­ро­мо­на­хом Ев­ге­ни­ем Бул­га­ри­сом) и па­рал­лель­ны­ми сти­хотворными пе­ре­во­да­ми, ком­мен­та­рия­ми и пре­ди­сло­ви­ем Львова, дав­шее им­пульс раз­ви­тию русской анак­ре­он­ти­че­ской по­эзии.

Почетный воль­ный общ­ник пе­тербургской АХ (1786), член Воль­но­го эко­но­мического общества (1798).

Сочинения:

Рус­ская пи­ро­ста­ти­ка, или Упот­реб­ле­ние ис­пы­тан­ных уже воз­душ­ных пе­чей и ка­ми­нов. СПб., 1795–1799. Ч. 1–2;

Избр. соч. / Вступ. ст., сост., под­гот. тек­ста и ком­мент. К. Ю. Лап­по-Да­ни­лев­ско­го. Кёльн и др., 1994;

Italienisches Tagebuch. Италь­ян­ский днев­ник. Köln u. a., 1998.

 

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Будылина М.В., Брайцева О.И., Харламова А.М. Архитектор Н. А. Львов. М., 1961
  • Никулина Н.И. Н. Львов. Л., 1971
  • Глумов А.Н. Н.А. Львов. М., 1980
  • Russia and the world of the eighteenth century. Columbus, 1988
  • Гений вкуса: Н.А. Львов: материалы и исследования. Тверь, 2001-2005. Вып. 1-4
  • Н.А. Львов и его современники: литераторы, люди искусства. СПб., 2002
  • Н. Львов: прошлое и современность. СПб., 2005
  • Никитина А.Б. Архитектурное наследие Н. А. Львова. СПб., 2006
  • Н.А. Львов: жизнь и творчество. Вышний Волочек, 2008. Ч. 1-3
  • Путятин И.Е. Кваренги и Львов: рождение образа храма русского ампира. М., 2008

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты