ЛУНМЭНЬ

0 комментариев

Лунмэ́нь (Лунмынь, Лунмэнь-шику, «Каменные пещеры у Драконовых ворот») — буддийский пещерно-храмовый комплекс в провинции Хэнань, в 12 км к югу от Лояна. Вместе с Могао (Мо-гао-ку) — крупнейшей «Пещерой тысячи Будд» раннебуддийского комплекса Цяньфодун (в 25 км от оазиса Дуньхуан, провинция Ганьсу), и Юньганом (комплексом из 252 рукотворных пещер и ниш со статуями в провинции Шаньси) входит в число самых значительных пещерных храмовых комплексов Китая, включен в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Комплекс Л. высечен в 495—898 в известняковых скалах по берегам р. Ихэ. Пещеры тянутся с севера на юг на протяжении километра по склонам гор Сяньшань и Лунмэньшань. Точное количество скрытых в толще скалы произведений искусства неизвестно. По официальным оценкам насчитывается 2345 гротов и углублений с 43 храмами, которые содержат около 2800 надписей и порядка 100 тыс. изображений религиозного характера. Создание комплекса Л. заняло более 150 лет; обустройство храмов началось в 493, во времена империи Северная Вэй (386—534), но примерно 60 % статуй относятся ко времени империи Тан (618—907).

Комплекс Л. высечен в 495—898 в известняковых скалах по берегам р. Ихэ. Пещеры тянутся с севера на юг на протяжении километра по склонам гор Сяньшань и Лунмэньшань. Точное количество скрытых в толще скалы произведений искусства неизвестно. По официальным оценкам насчитывается 2345 гротов и углублений с 43 храмами, которые содержат около 2800 надписей и порядка 100 тыс. изображений религиозного характера. Создание комплекса Л. заняло более 150 лет; обустройство храмов началось в 493, во времена империи Северная Вэй (386—534), но примерно 60 % статуй относятся ко времени империи Тан (618—907).Комплекс Л. состоит из нескольких сотен пещер, из которых главные (Биньян, время создания 500—523, Гуян, 495—575, и Фэнсянь, 627—675) имеют монументальные статуи буддийских божеств (в том числе Будды Вайрочана, высотой около 15 м; 672—676), а также рельефы, изображающие монахов, небесных танцовщиц, торжественные процессии. Для монументальной скульптуры Л. характерны изящество пропорций, графическая четкость прорисовки деталей, сочетающаяся с пластически-мягкой трактовкой форм. ­Главное значение пещерно-храмового комплекса Л. заключается в том, что он является свидетельством процесса китаизации пришедшей из Индии буддийской пещерно-храмовой культуры. В лунмэньских пещерных храмах отразились изменения, происходившие в результате слияния культуры северных тобийцев и собственно китайцев (ханьцев).

Комплекс Л. состоит из нескольких сотен пещер, из которых главные (Биньян, время создания 500—523, Гуян, 495—575, и Фэнсянь, 627—675) имеют монументальные статуи буддийских божеств (в том числе Будды Вайрочана, высотой около 15 м; 672—676), а также рельефы, изображающие монахов, небесных танцовщиц, торжественные процессии. Для монументальной скульптуры Л. характерны изящество пропорций, графическая четкость прорисовки деталей, сочетающаяся с пластически-мягкой трактовкой форм. ­Главное значение пещерно-храмового комплекса Л. заключается в том, что он является свидетельством процесса китаизации пришедшей из Индии буддийской пещерно-храмовой культуры. В лунмэньских пещерных храмах отразились изменения, происходившие в результате слияния культуры северных тобийцев и собственно китайцев (ханьцев).

Лит.: The Buddha in the Dragon Gate: Buddhist sculpture of the 5th—9th Centuries from Longmen, China. Antwerpen, 2001.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты