ЛУЛЛИЙ РАЙМУНД

0 комментариев

Лу́ллий, Раймунд (Рамон Льюль; лат. Raimundus Lullius, каталон. Ramon Llull) (1232 (?), Пальма, о. Мальорка — 1316 (?), Тунис или Пальма) — средневековый философ, богослов, проповедник, религиозный полемист. Происходил из семьи богатых каталонских торговцев, вырос при дворе принца Жауме (в 1276—1311 Жауме II, король Мальорки), изучал изящную словесность. В 1257 женился на Бланке Пикани, также принадлежавшей к состоятельной семье; у супругов было двое детей. Через несколько лет неоднократно повторявшиеся видения распятого Христа побудили Л. отказаться от мирских удовольствий и посвятить жизнь проповеди христианства. После паломничества в Рокамадур, Сантьяго-де-Компостелу и другие святые места Л. изменил образ жизни: он практиковал аскезу, получал образование (богословие и схоластическая философия, латинский и арабский языки, естественные науки), подолгу жил в монастырях (в том числе в цистерцианской обители Санта-Мария-ла-Реал), проводил время в молитве и созерцании в пустыни на горе Ранда, где получил мистический опыт и сформулировал основные принципы своей богословской системы. Л. стремился обосновать особый логический метод, предназначенный для доказательства истинности христианского вероучения. Итоги своих размышлений Л. изложил в трактате «Великое искусство» (Ars magna, ок. 1274), который по распоряжению принца Жауме был представлен богословам-францисканцам в университете Монпелье и получил их одобрение. Сочувственное отношение францисканцев позволило Л. приступить к пропаганде своих богословских и мистических идей. В 1276 он убедил Жауме II основать на Мальорке францисканский монастырь Мирамар, предназначенный для подготовки миссионеров к мусульманам. В последующие годы Л. жил в основном в Барселоне, Генуе и Монпелье, много путешествовал, выступал с лекциями при королевских дворах и в университетах, добиваясь признания в Риме и в Париже. Поездка в Рим в 1287 была неудачной из-за кончины папы Гонория IV; в Парижском университете Л. столкнулся с сопротивлением аверроистов, чьи взгляды он последовательно критиковал. Выступая за организацию ненасильственной миссии среди мусульман (мирного «крестового похода»), Л. неоднократно посещал мусульманские страны; его диспуты со знатоками ислама в Тунисе (1293) и в Беджае (в современном Алжире; 1307) заканчивались арестом и высылкой из страны. От короля Жауме II Арагонского Л. получил разрешение проповедовать мусульманам и иудеям (1299), но король Кипра не позволил ему устраивать религиозные диспуты в своих владениях (1301). В 1311 Л. выступил перед участниками Вьеннского собора с призывом организовать систематическую подготовку миссионеров, основать кафедры восточных языков в университетах и предотвратить пропаганду аверроизма. Последнее упоминание о Л. относится к декабрю 1315, когда он находился в Тунисе, вскоре он скончался (предание о его мученической смерти от рук мусульман скорее всего недостоверно) и был похоронен в церкви францисканцев в Пальма-де-Майорка. Благодаря многочисленным сочинениям Л. запомнили как христианского философа-мистика, обладавшего энциклопедическими знаниями, которому были открыты свыше тайны мироздания. Наибольшей популярностью образ Л. пользовался в Каталонии, где, однако, инквизитор Николау Аймерик (ум. 1399) инициировал пропагандистскую кампанию против Л. и подвергал гонениям его почитателей. Сомнения в ортодоксии Л. неоднократно высказывались и позднее; трактаты по алхимии, которые ложно ему приписывались, способствовали его восприятию как каббалиста и носителя оккультной традиции (среди его почитателей были Агриппа Неттесгеймский и Джордано Бруно). Поэтому Л. так и не был канонизирован, хотя в Каталонии и особенно на Мальорке существует его местное почитание.

Обширное литературное наследие Л. (сохранилось около 290 сочинений на латинском и каталонском языках; существовали труды и на арабском) включает разнообразные жанры и охватывает почти все области позднесредневекового знания. В богословии Л., сложившемся под влиянием неоплатонизма, суфизма и каббалы, центральное место занимает учение о 9 божественных достоинствах (субстанциальных добродетелях, принципах бытия), которые отражены во всех вещах тварного мира и позволяют приблизиться к познанию Бога. Реализацию божественных достоинств в мире Л. считал главной причиной воплощения Христа. Отрицая противоречия между верой и разумом, Л. рассматривал богословие как точную науку, обладавшую достоверностью и рациональностью, в противовес «двойственной истине» аверроизма. Для доказательства богословских истин Л. разработал универсальную теорию аргументации, требовавшую использования мнемотехники и комбинаторных процедур (при этом применялись новаторские визуальные техники — «логическая машина»). Изучение божественных достоинств и способов их взаимодействия путем применения «великого искусства» доказывало истинность христианства и должно было приобщить к нему все человечество. Л. считал свое «великое искусство» универсальным, т. е. применимым ко всем субъектам и во всех областях знания. Механические схемы, которые активно использовал Л., позволяют рассматривать его как последовательного реалиста, отождествлявшего действительный и логический порядки вещей. Свои богословские и философские идеи Л. излагал не только в латинских трактатах, но и в стихотворениях и аллегорических романах на каталонском языке (он считается одним из основоположников каталонской литературы).

Соч.: Obres de Ramon Llull. Vol. 1—21. Palma de Mallorca, 1906—1950; Книга о любящем и возлюбленном. Книга о рыцарском ордене. Книга о животных. Песнь Рамона / Подг. В. Е. Багно. СПб., 1997; Краткое искусство // Антология средневековой мысли. Т. 2. СПб., 2002. С. 188—199.

Лит.: Bonner A. The Art and Logic of Ramon Llull: A User’s Guide. Leiden; Boston, 2007; Raimundus Lullus: An Introduction to his Life, Works and Thought / Ed. A. Fidora, J. E. Rubio. Turnhout, 2008; Соколов П. В. Луллий // Православная энциклопедия. Т. 41. М., 2016. С. 653—659; A Companion to Ramon Llull and Lullism / Ed. A. M. Austin, M. D. Johnston. Leiden– Boston, 2019.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты