ЛУКИАН САМОСАТСКИЙ

0 комментариев

/ Ориг.: Λουκιανός

ЛУКИАН САМОСАТСКИЙ (др.-греч. Λουκιανός) - греческий ритор и писатель эпохи Империи.

Лукиан был родом из небогатой семьи, жившей в сирийском городе Самосате. Вначале Лукиан готовился к карьере скульптора, но забросил это занятие ради риторики и философии. Учился он в Смирне или Эфесе. Благодаря своему таланту и упорству, он стал выдающимся ритором и писателем, действовавшем в русле второй софистики. Он много путешествовал: побывал в Афинах, Риме, Антиохии, Эфесе, Смирне, Массилии. Со 160 г. Лукиан живет в Афинах. Его положение в то время было весьма высоко: в 166 г. он находится рядом с Луцием Вером, соправителем Марка Аврелия, во время Парфянской войны, он адресует свои сочинения как старым знакомым знаменитым философам того времени платоникам Кронию и Сабину и эпикурейцу Цельсу (есть некоторая вероятность того, что этот Цельс был автором антихристианского сочинения «Истинное слово»), ему покровительствует наместник Каппадокии, а ок. 180 г. он получает должность в администрации префекта Египта.

Лукиану приписывается 85 сохранившихся сочинений, но в ряде случаев его авторство оспаривается. Среди его сочинений преобладают диалоги, как платоновские, так и менипповы, кроме того, есть сатирические зарисовки-рассказы, диатрибы, лекции, критические заметки, две трагические пародии и около 50 эпиграмм. Самыми ранними являются риторические сочинения на мифологические и исторические темы («Фаларис», «Тираноубийца» и пр.), к этому же периоду относятся и литературно-критические сочинения, часть из которых обязана на свет рефлексии Лукиана, как, например, «Учитель красноречия» – сатирическое наставление о том, как можно стать известным ритором, ничего не зная и не обладая никакими талантами, или «Как следует писать историю», где содержится критика некоторых современных ему историков. Несколько сочинений посвящено языковым вопросам – «Суд гласных», «Лексифан», «Псевдософист». В полной мере скептицизм Лукиана по отношению к религиозным новациям того времени выражен в «Александре, или Лжепророке» и «Любителях лжи». С большим сарказмом описана жизнь Перегрина-Протея, реального философа-киника, о котором современники Лукиана были довольно высокого мнения. Большую известность имеют его «Разговоры богов», и «Разговоры гетер».

Лукиан сочувствует киникам, это хорошо заметно в жизнеописании Демонакта. Остальных философов он презирал за то, что они любят не философию, а блага, которые давало звание философа. Иногда у него проскальзывает симпатия к эпикурейцам, особенно когда речь идет о борьбе с суевериями и людьми, которые на этом наживаются.

Лукиан в совершенстве владел аттическим диалектом и издевался над теми, кто претендовал на знание его, не имея для этого никаких оснований. Лукиана по праву считают одним из лучших греческих писателей эпохи Империи.

Сочинения:

Лукиан Самосатский. Сочинения / Под ред. А. И. Зайцева. Т. 1-2. СПб., 2001.

Автор статьи: А.Д. Пантелеев

Литература
  • История греческой литературы / Под ред. С. И. Соболевского и др. Т. 3. М., 1960
  • Попова Т. В. Литературная критика в сочинениях Лукиана // Древнегреческая литературная критика. М., 1975. С. 382-414
  • Тахо-Годи А. А. Некоторые вопросы эстетики Лукиана // Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М., 1961. С. 183-213

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты