ЛУАНГПХАБАНГ

0 комментариев

Луангпхаба́нг (Луангпрабанг, «город Золотого Будды») — город на севере Лаоса, столица одноименной провинции, важный исторический, культурный и религиозный центр страны. В Л. и окрестных деревнях, формирующих округ Л., живет около 66,7 тыс. человек (2015, 4-й по численности населения город страны). Около 10 % жителей составляют буддистские монахи.

Ранняя история Л. практически неизвестна. Эта территория была заселена племенами таи и лао во время их миграции на юг из Наньчжао во 2-й половине I тысячелетия. В XII в. земли в районе Л. — княжество (мыанг) Суа (Шва) с центром в Сиендонге-Сиентхонге (название Л. до XVI в.), выгодно расположенном на слиянии Меконга и его притока р. Нам Кхан, зависели от одного из северных тайских княжеств — Чианг­сена. Город формировался вокруг находящегося в его центре холма Пхуси («Чудесной горы»). В XIII в. мыанг Суа стал самым могущественным из северолаосских княжеств, в конце XIII в. его правители признавали над собой власть государства Сукхотаи. В середине XIV в. Л. стал столицей Лансанга — королевства, созданного Фа Нгумом (1353—1373/1393) и объединявшего большую часть мыангов на территории современного Лаоса и восточной части Таиланда. С этого времени город являлся и центром распространения буддизма тхеравады, началось строительство буддистских монастырей (ватов), получавших для обеспечения своих нужд земли и крестьян, храмов (симов) и ступ (тхатов). Самым древним из них считается ват Манолом, основанный в 1370-е, но дошедший до нас в перестройке конца XIX – XX в. При правлении приемника Фа Нгума Сам Сен Таи (Самсенетхая, 1373/1393—1417) в Л. была возведена огромная статуя Будды Манолом.

Очень большую роль в превращении Л. в важный центр буддизма сыграло появление в городе статуи «Золотого Будды» (Будды Пхабанг, сейчас находится в Национальном музее), по легенде привезенного в начале нашей эры с о. Ланки (в действительности, созданного в Камбуджадеше в XII—XIII вв.). Она была перевезена в Л. в конце XV в. из Вьентьяна, и в ее честь город и княжество получили свое современное название. Новый расцвет храмового строительства пришелся в Л. на первые две трети XVI в.: были основаны ваты Висун (1503—1512), Апхай (1529), Мынна (1533), Тхат (1548), также сохранившиеся лишь в более поздних перестройках, и Сиенгтхонг (1561). Последний, возведенный при правлении короля Сеттатирата (1550—1572), незадолго до окончательного переноса в начале 1560-х из-за угрозы бирманских вторжений столицы Лансанга из Л. во Вьентьян, считается классическим образцом луангпхабангской храмовой архитектуры.

В начале XVIII в. Лансанг распался на три королевства: северное (королевство Л.) со столицей в одноименном городе, центральное (Вьентьян) и южное (Тямпасаку). В отличие от двух последних, Л. удалось сохранить формальную независимость от Сиама в последующие два столетия, хотя здесь и был размещен сиамский гарнизон. В его столице в конце XVIII — XIX в. продолжалось активное храмовое строительство (ваты Май, Лонгкхун, Пакхе, Пахуак и ряд других). В 1886 в Л. было открыто французское вице-консульство (с 1892 — торговое агентство), что положило начало превращению королевства Л. во французский протекторат (1893). В 1887 город был захвачен вьетнамскими отрядами, разграбившими и разрушившими значительную часть Л. (одно из исключений — ват Сиенгтхонг). Л. был вскоре вновь отстроен при привлечении рабочей силы из Вьетнама в сочетании местных архитектурных традиций с французским колониальным стилем, здесь появились дома европейского типа, улицы прокладывались по регулярному плану. В 1904—1924 был возведен новый Королевский дворец (с 1976 — Национальный музей).

В 1941—1945 (по инициативе сначала французских колониальных властей, а затем командования японского военного контингента) произошло фактическое объединение под властью короля Л. всех лаосских земель. Л. остался королевской резиденцией и после признания независимости страны в 1949—1953 (административной столицей в 1949 стал Вьентьян). В ходе последовавшей гражданской войны и многочисленных обстрелов территории Лаоса во время второй Индокитайской («Вьетнамской») войны 1964—1973 Л. практически не пострадал. Это, наряду с окончательной потерей Л. столичного статуса после победы в гражданской войне коммунистов и отречения последнего короля Лаоса в 1975, способствовало сохранению исторического облика города. В 1995 Л. благодаря гармоничному сочетанию религиозной, традиционной светской и колониальной архитектуры был внесен в Список культурного наследия ЮНЕСКО.

Лит.: Лаос. Справочник. М., 1994; Sepul R., Olsson C. Luang Pabang. Vientiane, 1998; Heywood D. Ancient Luang Prabang. Bangkok–London, 2006; Гожева НА. Золотой Будда Лаоса. М., 2016.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты