ЛОКК ДЖОН

0 комментариев

 

Локк (англ. Locke), Джон (29.08.1632, Рингтон — 28.10.1704, Отс) — английский философ и политический мыслитель, один из основоположников Просвещения, теории эмпирического познания и либеральной идеологии. Из семьи состоятельного юриста. В 1646—1650 обучался в Вестминстерской школе в Лондоне благодаря покровительству друга отца, депутата палаты общин А. Попема (1605—1669). Впоследствии в работе «Мысли о воспитании» («Some Thoughts Concerning Education», 1693, русский перевод 1759, 1939) Л. выступил с критикой жестокого обращения с учащимися в закрытых пансионах, отдавая предпочтение домашнему образованию, ориентированному на всестороннее развитие личности ученика на основе изучения математики, новых языков, географии, права и натурфилософии. В 1652 принят в колледж Крайст-Черч Оксфордского университета, получил степень бакалавра (1656) и магистра (1658) искусств, затем право членства без принятия духовного сана (1666) и степень бакалавра медицины (1674). Круг чтения Л. выходил за рамки университетского курса философии и теологии и включал труды Ф. Бэкона и Р. Декарта, а в числе его знакомых были У. Уилкинс, К. Рен, Р. Гук, Т. Уиллис, Р. Лоуэр и др. Л. интересовался медициной, изучал ятрохимию и вместе с Р. Бойлем проводил исследования в области гематологии и метеорологии. В 1660—1662, анализируя противоречия периода Реставрации монархии в Англии, написал два трактата о правлении («First Tract on Government», 1660, «Second Tract on Government», 1662), в которых впервые изложил политическую доктрину либерализма. Л. выступил с позиции консерватора, наделял власть правом насаждать любой вариант трактовки христианства ради установления общественного порядка. Позднее в «Двух трактатах о государственном правлении» («Two Treatises of Government», 1690, русский перевод 1960, 1988) пересмотрел свои взгляды, выдвинув идеи «естественного права», «общественного договора» и «разделения властей» как основ для достижения баланса интересов власти и общества. В 1663 был назначен старшим цензором колледжа Крайст-Черч, прочел курс лекций «Опыты о законе природы» («Questions Concerning the Law of Nature», 1664, русский перевод 1954), в котором провозгласил регулятором поведения человека естественную мораль и отрицал врожденные идеи как основу всякого знания в противовес чувственному опыту (см. Сенсуализм). Эти мысли получили дальнейшее развитие в главном сочинении Л. «Опыт о человеческом разумении» («Essay Concerning Human Understanding» 1690, русский перевод 1898, 1985), затрагивающем вопрос о происхождении, видах и возможностях познания человеком самого себя, общества и природы. В 1665—1666 получил опыт государственной службы, исполняя обязанности посланника Карла II в Клеве. В 1667 Л. стал лечащим врачом, а затем секретарем лидера оппозиции Энтони Эшли-Купера, графа Шефтсбери (1621—1683), приобщившись таким образом к активной политической жизни. В 1668 Л. был избран членом Лондонского королевского общества. В 1669—1675 помогал Шефтсбери в написании «Конституции для правительства Каролины» («Fundamental Constitutions of Carolina», 1669), гарантировавшей, среди прочего, веротерпимость для всех, кроме атеистов, и организации управления этой колонией. В 1673—1674 занимал пост секретаря Совета по делам торговли и зарубежных плантаций и инвестировал личные средства в акции английских компаний, торговавших с Багамскими о-вами и Африкой, что улучшило его материальное положение. Вследствие обострения общественной борьбы в Англии Л. был вынужден дважды иммигрировать: в 1675—1679 во Францию, в 1683—1689 в Голландию, где сблизился с политическими кругами статхаудера Нидерландов, будущего короля Англии Вильгельма III Оранского, и его супруги Марии II Стюарт. Л. вернулся в Англию после Славной революции в 1688, принял непосредственное участие в создании конституционных основ новой английской государственности, в частности в написании текста «Билля о правах». Л. был последовательным сторонником равноправия различных течений в протестантизме и отделения церкви от государства, что нашло выражение в его «Послании о веротерпимости» («Epistola de tolerantia», 1689, русский перевод 1988). В 1696—1700 Л. являлся одним из руководителей возрожденного Совета по торговле и зарубежным плантациям, своей деятельностью последовательно осуществлял принципы меркантилизма. С 1691 и до смерти Л. жил в имении Отс в Эссексе, принадлежавшей его другу, философу леди Дамарис Мешем (1659—1708). Влияние идей Л. испытали мыслители различных философских течений в Великобритании (Э. Шефтсбери, Б. Мандевиль, Дж. Пристли, Д. Юм), во Франции (Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ж. О. Ламетри, Д. Дидро), в Сев. Америке (С. Джонсон, Дж. Эдвардс). Политическая философия Л. была развита Ш. Л. Монтескьё, а также воспринята идеологами Войны за независимость в Северной Америке 1775—1783 Б. Франклином, С. Адамсом, Т. Джефферсоном.

Соч.: Сочинения. В 3 т. М., 1985—1988; The Works of John Locke. 10 vols. London, 1801—1823; Two Tracts on Government / Ed. by Ph. Abrams. Cambridge, 1967.

Лит.: Заиченко Г. А. Джон Локк. 2-е изд., М., 1988; Субботин А. Л. Джон Локк // Исторический лексикон. XVII век. М., 1998; Яковлев А. А. Завещание Джона Локка, приверженца мира, философа и англичанина. М., 2013; Studies on Locke: Sources, Contemporaries, and Legacy: in Honour of G.A.J. Rogers / Ed. by S. Hutton, P. Schuurman. Dordrecht, 2008; Anstey P. R. Principe L. M. John Locke and the Case of Anthony Ashley Cooper // Early Science and Medicine. Vol. 5. № 11 (2011).

 

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты