ЛОЯН

0 комментариев

ЛОЯН - ком­плекс ис­то­ри­ко-куль­тур­ных, в том числе ар­хео­ло­ги­че­ских, па­мят­ни­ков в современном городе Ло­ян и его ок­ре­ст­но­стях (западная часть провинции Хэ­нань, Ки­тай).

Мно­гие свя­заны со сто­ли­ца­ми 9 ди­на­стий (до 15, ес­ли учи­ты­вать удель­ные вла­де­ния). Сис­те­ма­тические ис­сле­до­ва­ния с 1949 года; осо­бен­но ак­тив­но с 1980-х годов, ко­гда к Ло­ян­ско­му от­де­ле­нию Института ар­хео­ло­гии АН КНР и Институту ар­хео­ло­гии и ис­то­рии ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры провинции Хэ­нань при­со­еди­ни­лись соз­дан­ные ме­ст­ные Институт ис­тории, ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры и ар­хео­логии Лояна, Му­зей древ­них мо­гил, Му­зей сто­лицы и др. В Лояне вы­яв­ле­но свыше 100 па­мят­ни­ков нео­ли­та и брон­зо­во­го ве­ка (куль­ту­ры Пэй­ли­ган, Ян­шао, т. н. хэ­нань­ский Лун­шань, Эр­ли­тоу), 5 го­ро­дищ, бо­лее 10 тысяч за­хо­ро­не­ний; кол­лек­ции вклю­ча­ют около 400 тысяч на­хо­док.

Столицы и основные памятники. Пе­риод XVII-I веков до н. э. С XVII века до н. э. воз­ле города Янь­ши (округ Ло­ян) бы­ла сто­ли­ца государства Инь (Шан), по­строй­ку ко­то­рой свя­зы­ва­ют с ос­но­ва­те­лем ди­на­стии Чэн Та­ном и со­от­но­сят с ком­плек­сом Тао­сы. По­сле за­вое­ва­ния государства Инь пер­вые ца­ри Зап. Чжоу ос­но­ва­ли на тер­ри­то­рии, за­ня­той современным Лоя­ном, го­род под названием Лои, рас­по­ло­жен­ный в цен­тре их вла­де­ний. Его про­из­вод­ст­вен­ная ок­раи­на конца XI - конца X века до н. э. изу­ча­лась в 1975-1979 годы на тер­ри­то­рии современного рыона Бэй­яо: брон­зо­ли­тей­ная «фаб­ри­ка» (пе­чи, около 15 тысяч об­лом­ков ке­ра­мических форм, тиг­ли и др.), пе­чи для об­жи­га ке­ра­ми­ки, до­ма, под­зем­ные ком­му­ни­ка­ции и др.; де­сят­ки га­да­тель­ных над­пи­сей на пан­ци­рях че­ре­пах, сле­ды жерт­вен­ни­ков, че­ло­ве­че­ских жертв свя­зы­ва­ют с ри­туа­ла­ми, со­про­во­ж­дав­ши­ми про­изводство. В рас­по­ло­жен­ном не­по­да­лёку мо­гиль­ни­ке сре­ди на­хо­док есть ри­ту­аль­ные со­су­ды и бляш­ки, из­го­тов­лен­ные в брон­зо­ли­тей­ных мас­тер­ских Бэй­яо, где, ско­рее все­го, на по­бе­ди­те­лей-чжо­ус­цев ра­бо­та­ли инь­цы.

В 770 году до н. э. под на­тис­ком жу­нов вла­де­тель­ный князь Пин-ван пе­ре­нёс сто­ли­цу из Фэн­хао на тер­ри­то­рию современного города Ло­я­н, по­ло­жив на­ча­ло эпо­хе Восточного Чжоу. С но­вой сто­ли­цей свя­за­но го­ро­ди­ще на обо­их бе­ре­гах реки Цзянь­хэ (основные рас­коп­ки в 1954-1960 годы), со сте­на­ми из ут­рам­бо­ван­ной зем­ли (тол­щи­на до 10 м, высота до 15 м; мно­го­численные сле­ды ре­мон­та) и рвом глу­би­ной 5 м; в цен­тре - плат­фор­ма из ут­рам­бо­ван­ной зем­ли (344× 182 м), к ко­то­рой ве­ла до­ро­га ши­ри­ной 20 м; ско­п­ле­ния че­ре­пи­цы свя­зы­ва­ют с ос­тат­ка­ми двор­ца пра­ви­те­ля. В северо-западной и других час­тях современного Лоя­на изу­ча­лись мас­тер­ские по про­изводству ке­ра­ми­ки, из­де­лий из кос­ти и кам­ня, в юж­ной - не ме­нее 74 ям для хра­не­ния зер­на, в цен­тре - 27 пе­чей для вы­плав­ки же­ле­за, ко­лод­цы и др. Ис­сле­до­ван ряд мо­гиль­ни­ков (Чжун­чжо­улу и др.) пе­рио­дов Чунь­цю и Чжань­го (770-221 годы до н. э.); тру­по­по­ло­же­ния в основном скор­чен­ные на бо­ку, в до­ща­тых гро­бах (ино­гда гроб - в сар­ко­фа­ге); сре­ди на­хо­док - брон­зо­вый кин­жал с ру­ко­ятью и нож­на­ми из рез­ной сло­но­вой кос­ти.

По­сле за­вое­ва­ний Цинь Шиху­ан­ди в конце III века до н. э. сто­ли­цей ста­но­вит­ся Сянь­ян, од­на­ко в уезде Янь­ши, близ Лоя­на, на­хо­дит­ся мо­ги­ла Люй Бу­вэя (умер в 235 году до н. э.), пер­во­го министра государства Цинь. Сре­ди не­мно­го­численных па­мят­ни­ков этой эпо­хи в районе Шао­го­уцунь в 1957 и 1976 году рас­ко­па­ны 2 уни­каль­ных мно­го­ка­мер­ных свод­ча­тых скле­па из по­ло­го и ма­ло­мер­но­го кир­пи­ча, да­ти­ро­ван­ные кон­цом ди­на­стии Зап. Хань (ок. ру­бе­жа эр), с древ­ней­ши­ми из­вест­ны­ми на тер­ри­то­рии Ки­тая фре­ска­ми. Изо­бра­же­ния (на­но­си­лись на бе­лую грун­тов­ку и под­чёр­ки­ва­лись ли­ни­ей по кон­ту­ру) по­кры­вают верх­ние час­ти ка­мер, многие сю­же­ты свя­за­ны с «верх­ним» ми­ром: ми­фические вла­ды­ки Фу­си и Нюй­ва в со­че­та­нии с солн­цем и лу­ной; бо­гиня Си­ван­му в ок­ру­же­нии свя­щен­ных жи­вот­ных, другие не­бо­жи­те­ли, па­ря­щие на пти­цах; хра­ни­те­ли 4 сто­рон све­та. Есть и ис­то­ри­ко-литературные сю­же­ты: «Кон­фу­ций по­се­ща­ет Лао-цзы» и др. Сре­ди на­хо­док - ке­ра­мические со­су­ды, мо­де­ли ам­ба­ров и ко­лод­цев, брон­зо­вые мо­не­ты, зер­ка­ла; из над­пи­си на пе­ча­ти из­вест­но имя по­гре­бён­но­го в од­ном из скле­пов - Бу Цянь­цю.

Период I-VI века н. э.

В 25 году  н. э. го­род вновь об­рёл ста­тус сто­ли­цы и со­хра­нял его без пе­ре­ры­ва около 300 лет при ди­на­сти­ях Вост. Хань, Вэй (эпо­хи Трое­цар­ст­вия), Зап. Цзинь, но в начале IV в. века унич­то­жен ог­нём при штур­ме пле­ме­на­ми южные сюн­ну (хун­ну). Император Сяо­вэнь-ди (ди­на­стия Северная Вэй; см. в статье Сянь­би) в 494 году опять сде­лал го­род сто­ли­цей, вос­ста­но­вив и рас­ши­рив его (к середине 6 века при­хо­дит в упа­док из-за об­щественно-по­ли­тической не­ста­биль­но­сти и войн). Го­род это­го вре­ме­ни (в 15 км от современного Лоя­на; в 1954 году его об­сле­до­вал Ян Вэй­жу, основные рас­коп­ки с 1962 года, про­дол­жа­ют­ся с пе­ре­ры­ва­ми до сих пор) был од­ним из круп­ней­ших в ми­ре (площадь около 100 км2, длина стен с 3 со­хра­нив­ших­ся сто­рон 3895, 4290, 3700 м, их тол­щи­на от 14 до 30 м), имел не ме­нее 10 во­рот, 24 боль­шие ули­цы, 3 рын­ка, административные уч­ре­ж­де­ния, са­ды, пар­ки, ок­ру­жён­ный сте­ной пря­мо­уголь­ный в пла­не Двор­цо­вый го­род (1400×660 м), где ис­сле­до­ва­лись около 30 плат­форм из ут­рам­бо­ван­ной зем­ли для по­стро­ек, в т. ч. фун­да­мент, пред­по­ло­жи­тель­но, двор­ца. При Северной Вэй в Лояне на­счи­ты­ва­лось 1367 буд­дий­ских свя­ти­лищ, в т. ч. императорский храм Юн­нин­сы (ос­но­ван в 516 году; по ар­хео­ло­гическим дан­ным, 300×200 м), в со­став ко­то­ро­го вхо­ди­ла 9-ярус­ная де­ревянная па­го­да (высота около 137 м; рас­ко­пан её фун­да­мент из ут­рам­бо­ван­ной зем­ли, под­квад­рат­ный в пла­не, со сто­ро­ной около 100 м); сре­ди на­хо­док - гли­ня­ные скульп­ту­ры Буд­ды.

К югу от го­ро­да, на южном бе­ре­гу реки Ло­хэ, рас­по­ла­гал­ся пер­вый университет Ки­тая - Тай­сюэ, дей­ст­во­вав­ший с 29 по 534 год. В его сте­нах кон­фу­ци­ан­ские ка­но­ны изу­ча­ли до 30 тысяч сту­ден­тов, ко­то­рые за­тем ста­но­ви­лись чи­нов­ни­ка­ми (рас­коп­ка­ми ус­та­нов­ле­на пло­щадь западной час­ти ком­плек­са - 20 тысяч м2, вос­точ­ной - бо­лее 30 тысяч м2); за­фик­си­ро­ва­ны фун­да­мен­ты зда­ний, рас­по­ло­жен­ных ря­да­ми; мно­го ка­мен­ных плит с вы­гра­ви­ро­ван­ны­ми тек­ста­ми кон­фу­ци­ан­ских про­из­ве­де­ний; сте­ла, ус­та­нов­лен­ная по слу­чаю ви­зи­та императора Сы­ма Та­ня (278), с пе­ре­чис­ле­ни­ем имён, долж­но­стей, мест про­ис­хо­ж­де­ния ад­ми­ни­ст­ра­то­ров, пре­по­да­ва­те­лей, сту­ден­тов. Най­де­ны и ос­тат­ки по­стро­ен­ной в 56 са­мой круп­ной китайской об­сер­ва­то­рии - Лин­тай, про­слу­жив­шей 250 лет: площадь бо­лее 40 тыс. м2; центральная плат­фор­ма 41×31 м, высота бо­лее 8 м, по 4 сто­ро­нам - ос­тат­ки 2-ярус­ных плат­форм со сле­да­ми крас­ки на сте­нах в со­от­вет­ст­вии с цве­та­ми 4 ду­хов - по­кро­ви­те­лей сто­рон све­та (юг - Крас­ная пти­ца, се­вер - Чёр­ный во­ин, вос­ток - Би­рю­зо­вый дра­кон, за­пад - Бе­лый тигр). Здесь ра­бо­тал Чжан Хэн. К вос­то­ку от Лин­тай изу­ча­лось свя­ти­ли­ще Мин­тан, воз­ве­дён­ное в 56 для жерт­во­при­ноше­ний пред­кам хань­ско­го им­пе­ра­то­ра и при­двор­ных це­ре­мо­ний.

В южном при­го­ро­де современного Лоя­на на мо­гиль­ни­ке II века (ос­но­ван ме­ж­ду 107 и 125 годоми) в 1964 году ис­сле­до­ва­но 522 тру­по­по­ло­же­ния в до­ща­тых гро­бах, в ямах, с бед­ным ин­вен­та­рём. Там хо­ро­ни­ли осу­ж­дён­ных на при­ну­ди­тель­ные ра­бо­ты; сре­ди на­хо­док - кир­пи­чи с над­пи­сью, в ко­то­рой для по­гре­бён­но­го ука­за­ны имя, преж­нее ме­сто жи­тель­ст­ва, пре­сту­п­ле­ние, по­лу­чен­ный срок, на­де­ва­лись или нет ко­лод­ки, ве­дом­ст­вен­ное под­чи­не­ние, да­та смер­ти.

В западной час­ти современного Лоя­на изу­ча­лись не­к­ро­по­ли III-IV веков (в основном пе­рио­да ди­на­с­тии Зап. Цзинь; 265-316) и уни­каль­ные по­гре­бе­ния, в т. ч. точ­но да­ти­ро­ван­ные. Мо­ги­ла Сюй Мэй­жэнь (299; дата - по над­пи­си на ка­мен­ном над­гро­бии-сте­ле), рас­ко­пан­ная в 1953 году, име­ла кир­пич­ную ка­ме­ру со слег­ка вы­гну­ты­ми сте­на­ми и ко­лон­на­ми по уг­лам, ка­мен­ные две­ри, длин­ный дро­мос. Сре­ди на­хо­док в других боль­ших мо­ги­лах мно­го ке­ра­мическмх фи­гу­рок, в т. ч. пе­хо­тин­цев и всад­ни­ков в дос­пе­хах; чер­ты их лиц - не мон­го­ло­ид­ные. На ма­те­риа­лах по­гре­бе­ний мас­со­вых ти­пов вы­де­ля­ют­ся сту­пе­ни об­щественной ие­рар­хии (от свод­ча­тых скле­пов с мно­го­числ. на­ход­ка­ми до грун­то­вых ям, где по­кой­ни­ку ста­ви­ли 1-2 ке­ра­мич. со­су­да); сре­ди на­хо­док - ке­ра­мические фи­гур­ки строе­ний, жи­вот­ных.

Близ гор Ман­шань, на мо­гиль­ни­ке конца V - 1-й половины VI века (пе­ри­од Северная Вэй) в 1974 году рас­ко­па­на мо­ги­ла Юань У (528), кня­зя не­боль­шо­го вла­де­ния Цзянъ­ян: под кур­га­ном (со­хра­нил­ся на выс. 20 м, диа­метр 35 м) кир­пич­ная ка­ме­ра (7,5× ×7 м, выс. 9,5 м) со свод­ча­тым по­тол­ком и вы­пук­лы­ми сте­на­ми, на ка­ж­дой - фре­ски с образами хра­ни­те­ля со­от­вет­ст­вую­щей сто­ро­ны све­та, ни­же - фи­гу­ры лю­дей и ло­ша­дей; на по­тол­ке изображены Млеч­ный Путь и со­звез­дия. Хо­тя по­гре­бе­ние ог­раб­ле­но, со­хра­ни­лись ке­ра­мические и фар­фо­ро­вые со­су­ды, во­тив­ные фи­гур­ки (бы­ков, за­пря­жён­ных в по­воз­ку, ко­ней под сед­лом, всад­ни­ков и пе­хо­тин­цев в дос­пе­хах, му­зы­кан­тов и т. п.). В 1977 году в Шанъ­яо­цунь ис­сле­до­ва­на мо­ги­ла с ка­мен­ным гро­бом, по­кры­тым тон­кой резь­бой, изо­бра­жаю­щей свя­щен­ных жи­вот­ных и не­бо­жи­те­лей на дра­ко­нах; в дрцгих мо­ги­лах - гро­бы, на ко­то­рых вы­ре­за­ны ис­то­рии о поч­ти­тель­ных сы­новь­ях.

Период VII-XIII вв.

В 605 году император Ян-ди (ди­на­стия Суй) на сты­ке 4 рек (Ихэ, Ло­хэ, Чань­хэ, Цзянь­хэ), у гор Ман­шань (на се­ве­ре) и Сяо­шань (на за­па­де), за­пад­нее го­ро­да I-VI веков, на­чи­на­ет строи­тель­ст­во 2-й («Вос­точ­ной») сто­ли­цы, став­шей эко­но­мическим цен­тром им­пе­рии; эта функ­ция со­хра­ня­лась и при сле­дую­щей ди­на­стии Тан до начала X века. Но­вый го­род имел площадь 47 км2, он был об­не­сён сте­ной (длина 27,5 км) из ут­рам­бо­ван­ной зем­ли с во­ро­та­ми со всех 4 сто­рон; де­лил­ся на Двор­цо­вый го­род на се­ве­ро-за­па­де, ох­ва­ты­ваю­щий его с 3 сто­рон Им­пе­ра­тор­ский го­род, где на­хо­ди­лись административные уч­ре­ж­де­ния, Внеш­ний го­род, несколько «ма­лых го­ро­дов», вы­пол­няв­ших, по дан­ным письменных ис­точ­ни­ков, различные функ­ции, в т. ч.: ис­пол­не­ния ри­туа­лов, свя­зан­ных с ка­лен­дар­ным цик­лом; государственных скла­дов стра­те­гических за­па­сов зер­на (ис­сле­до­ва­но около 200 по­гре­бов диа­мет­ром 10-18 м и глу­би­ной 7012 м). Во Внеш­нем го­ро­де име­лись про­спект (ши­ри­на до 120 м) и ули­цы, об­ра­зую­щие квад­рат­ные квар­та­лы со сто­ро­ной 460-580 м; бы­ло 3 рын­ка. Зем­ля­ная сте­на Двор­цо­во­го го­ро­да (тол­щи­ной 16 м) бы­ла вы­ло­же­на кир­пи­чом, в нём на­хо­ди­лись Восточный дво­рец, дво­рец Шанъ­ян­гун (конца VII-VIII вв.), при­мы­кав­ший к пар­ку с до­рож­ка­ми, ком­по­зи­ция­ми ска­ли­сто­го пей­за­жа, га­ле­рея­ми и бе­сед­ка­ми, ок­ру­жав­ши­ми во­до­ём (вы­мо­щен кам­нем и кир­пи­чом, имел пе­ри­ла на ка­мен­ных опо­рах, ис­кусств. ост­ров с пе­ре­хо­да­ми на бе­рег), со­еди­нён­ный ка­на­лом с рекой Ло­хэ. Эти чер­ты по­лу­чи­ли раз­ви­тие в позд­ней­шей ланд­шафт­ной ар­хи­тек­ту­ре Ки­тая. В 1975 году на тер­ри­то­рии Им­пе­ра­тор­ско­го го­ро­да рас­ко­па­на гроб­ни­ца Ван Ши­чу, влия­тель­но­го вое­на­чаль­ни­ка кон­ца ди­на­стии Суй - на­ча­ла Тан (по над­пи­си на сте­ле да­ти­ро­ва­на 620 годом).

С X века, в оче­ред­ной пе­ри­од раз­дроб­лен­но­сти, го­род по­сте­пен­но при­хо­дил в упа­док, но сла­вил­ся са­да­ми и пар­ка­ми, со­хра­нив­шей­ся ар­хи­тек­ту­рой ди­на­стий Суй и Тан. В нём жи­ли многие из­вест­ные учё­ные, пи­са­те­ли, по­ли­ти­ки, в т. ч. вы­даю­щие­ся ис­то­ри­ки Оу­ян Сю и Сы­ма Гу­ан (1019-1086), за­ни­мав­шие пост канц­ле­ра. В XII веке, при ди­на­стии Цзинь (см. в статье Чжур­чжэ­ни), воз­ве­де­на но­вая городская сте­на, ох­ва­ты­вав­шая уже не­боль­шую пло­щадь. Во вре­мя борь­бы с мон­го­ла­ми в середине XIII века рай­он Лояна силь­но по­стра­дал, и го­род окон­ча­тель­но при­шёл в упа­док.

Другие культовые и мемориальные памятники. В 12 км к вос­то­ку от современного Лоя­на со­хра­нил­ся монастырь Бай­ма­сы (Храм Бе­лой ло­ша­ди) - пер­вый буд­дий­ский монастырь Ки­тая, ос­но­ван­ный при императоре Мин- ди в 68 году, дол­гое вре­мя быв­ший цен­тром пе­ре­во­дов ка­но­нической литературы и рас­про­стра­не­ния буд­диз­ма (так­же име­ну­ет­ся «Ши юань» - «Ис­точ­ник буд­диз­ма»); в 250 там при­нял обет пер­вый китаццский мо­нах; в пе­ри­од рас­цве­та при ди­на­сти­ях Суй и Тан чис­ло мо­на­хов пре­вы­ша­ло 1 тысячу чел. Хра­мо­вый ком­плекс (бо­лее 100 по­стро­ек на площади около 32,5 тысяч м2 в пре­де­лах стен, скульп­ту­ры, бо­лее 40 плит с над­пи­ся­ми позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья) по­сто­ян­но пе­ре­страи­вал­ся и рас­ши­рял­ся; современный вид офор­мил­ся при ди­на­стии Мин (1368-1644). В 13 км к югу от современного Лоя­на - скаль­ный хра­мо­вый ком­плекс Лун­мынь. Со­хра­ни­лись и мо­ги­лы ве­ли­ких тан­ских по­этов Ду Фу (в 4 км к за­па­ду от Янь­ши) и Бо Цзюйи (в районе Лун­мынь, у хра­ма Сян­шань­сы). В 7 км к югу от современного Лоя­на - ан­самбль Гу­ань­линь (конце XVI века), по­свя­щён­ный пол­ко­вод­цу Гу­ань Юю, ге­рою эпо­хи Трое­цар­ст­вия (там же - его гроб­ни­ца).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Ло­ян Чжун­чжо­улу (си гун­ду­ань). Пе­кин, 1959
  • н Юй­бинь. Хэ­нань као­гу. Чжэн­чжоу, 1985
  • Ло­ян­ши вэ­ньу чжи. Ло­ян, 1985
  • Ку­че­ра С. Про­бле­мы древ­ней ис­то­рии Ки­тая в ар­хео­ло­ги­че­ской нау­ке КНР // Об­ще­ст­вен­ные нау­ки в КНР. М., 1986
  • Хань-Вэй Ло­ян­чэн ич­жи янь­ця­зю. Пе­кин, 2007
  • Ко­мис­са­ров С.А., Ку­ла­гин А.А., Кри­во­шеи­на Н.А. Очер­ки ис­то­рии ки­тай­ской ар­хи­тек­ту­ры. Но­во­сиб., 2007

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты