ЛХАСА

0 комментариев

ЛХАСА - го­род на юго-за­па­де Ки­тая, административный центр Ти­бет­ско­го ав­то­ном­но­го района.

Население 124,8 тысяч человек (2010). Рас­по­ло­жен на Ти­бет­ском на­го­рье, в до­ли­не реке Джи­чу [при­ток реки Цан­гпо (Брах­ма­пут­ра)], на высоте 3650 метров Цин­хай-Ти­бет­ской железной дороги (дли­на 1142 км; са­мая вы­со­ко­гор­ная в ми­ре) со­еди­нён (2006) с городом Си­нин, административным цен­тром провинции Цин­хай; Ти­бетской ав­то­мо­биль­ной ма­ги­ст­ра­лью свя­зан с городом Чэн­ду, административным цен­тром провинции Сы­чу­ань. Ме­ж­ду­народный аэ­ро­порт Гонг­гар.

Ис­то­рическая сто­ли­ца Ти­бе­та. Ос­но­ва­ние Лхасы (ти­бет. - го­род бо­гов) при­пи­сы­ва­ет­ся Сронц­зан­гам­бо (617-649) - соз­да­те­лю пер­во­го ти­бетского го­су­дар­ст­ва, ко­то­рый пе­ре­нёс сю­да свою ре­зи­ден­цию из до­ли­ны реки Яр­лунг-Дзангбо. В 647 году в Лхасу на­ча­лось строи­тель­ст­во монастыря Джо­канг, став­ше­го впо­след­ст­вии важ­ным цен­тром па­лом­ни­че­ст­ва, в VII веке воз­двиг­ну­ты хра­мы Ра­са- Трул­нанг и Ра­мо­че (Ра­моч­хи). В X веке вследствие на­чав­шей­ся феодальной раз­дроб­лен­но­сти Ти­бе­та по­ли­тическое зна­че­ние Лхасы сни­зи­лось. Но­вое воз­вы­ше­ние Лхасы как свет­ско­го и ду­хов­но­го цен­тра свя­за­но с дея­тель­но­стью буд­дий­ской шко­лы Гэ­луг-ба - «жел­то­ша­пош­ни­ков», ос­но­вав­ших в начале XV века близ го­ро­да три круп­ных мо­на­сты­ря (Се­ра, Гэн­дан, Дрэ­пунг), и ут­вер­жде­ни­ем вла­сти да­лай-ла­мы, ко­то­рый ко 2-й половине VII века под­чи­нил се­бе весь Ти­бет. В 1645-1694 годы в Лхасе воз­ве­дён дво­рец и хра­мо­вый ком­плекс По­та­ла, став­ший ре­зи­ден­ци­ей да­лай-ла­мы. В 1792 году го­род вме­сте с Ти­бе­том был под­чи­нён китайской им­пе­ри­ей Цин. 3.08.1904 года Лхаса бы­ла вре­мен­но ок­ку­пи­ро­ва­на британскими вой­ска­ми, по­сле че­го за­клю­чён Лхас­ский до­го­вор 1904. В пе­ри­од Синь­хай­ской ре­во­лю­ции китайские чи­нов­ни­ки бы­ли из­гна­ны из Лхасы 4.11.1949 года в Лхасе про­воз­гла­ше­на государственная не­за­ви­си­мость Ти­бе­та. По­сле за­клю­че­ния 23.5.1951 года со­гла­ше­ния ме­ж­ду вла­стя­ми Ти­бе­та и китайским пра­ви­тель­ст­вом Лхаса при­знан цен­тром ти­бетской национальной ав­то­номии в со­ста­ве КНР (с 1965 года административный центр Ти­бет­ско­го ав­то­ном­но­го рай­она). В мар­те 1959 года в Лхасе вспых­ну­ло вос­ста­ние, на­прав­лен­ное про­тив на­хо­ж­де­ния Ти­бе­та в со­ста­ве КНР, да­лай-ла­ма по­ки­нул Лхасу и эмиг­ри­ро­вал в Ин­дию. В 2008 году в Лхасе име­ли ме­сто мас­со­вые бес­по­ряд­ки в свя­зи с 49-й го­дов­щи­ной вос­ста­ния 1959 года.

В ос­но­ве кон­цен­трического пла­на Лхасы - коль­це­вые до­ро­ги, по ко­то­рым про­ле­га­ют пу­ти па­лом­ни­ков: 1-я до­ро­га про­хо­дит че­рез монастырь Джо­канг (цикл Нан­гкор), 2-я - Па­кор (цикл Барк­хор) идёт че­рез тор­го­вый центр во­круг мо­на­сты­ря, 3-я - Лин­кор (дли­на 8 км) - во­круг Ста­ро­го го­ро­да. Ра­ди­аль­ные уз­кие и кри­вые ули­цы за­строе­ны 1-2-этаж­ны­ми до­ма­ми из сыр­цо­во­го кир­пи­ча с пло­ски­ми кры­ша­ми. Двор­цо­вые зда­ния и мо­на­сты­ри [в т. ч. монастырь Джо­канг (строился с 647 года; 4-этаж­ный па­виль­он Будд; брон­зо­вая ста­туя Буд­ды Шакь­я­му­ни - од­на из наи­бо­лее по­чи­тае­мых свя­тынь в Ти­бе­те) на площади Барк­хор; храм Ра­мо­че] пред­став­ля­ют со­бой слож­ные ар­хитектурные ан­самб­ли со зда­ния­ми, ук­ра­шен­ны­ми мно­го­численными ко­лон­на­ми, тон­кой резь­бой, мно­го­цвет­ны­ми рос­пи­ся­ми, ба­рель­е­фа­ми, де­ревянной, ка­мен­ной и зо­ло­той скульп­ту­рой.

Над северо-западной ча­стью Лхасы, на го­ре Мар­по­ри, воз­вы­ша­ет­ся ан­самбль двор­ца-кре­по­сти и буд­дий­ско­го хра­мо­во­го ком­плек­са По­та­ла (ре­зи­ден­ция да­лай-ла­мы; современный об­лик вос­хо­дит к XVII веку). Большая часть ком­плек­са за­ни­ма­ет Бе­лый дво­рец [1645-1648; 13 яру­сов; па­виль­о­ны - Боль­шой вос­точ­ный и Сол­неч­ный (с ре­ли­к­вия­ми)], со­стоя­щий в основном из слу­жеб­ных по­ме­ще­ний - мо­на­ше­ских ке­лий, биб­лио­тек и учеб­ных ком­нат. Центральная часть ан­самб­ля, основное ме­сто мо­литв и ре­лигиозных це­ре­моний, - Крас­ный дво­рец (1690-1694) со сту­па­ми (в т. ч. зо­ло­тая сту­па Да­лай-ла­мы V), при­ём­ным и трон­ны­ми за­ла­ми, по­коя­ми да­лай-ла­мы, га­ле­рея­ми, усы­паль­ни­ца­ми, па­виль­о­на­ми. Отдельные со­ору­же­ния ан­самб­ля ук­ра­ше­ны рез­ны­ми ко­лон­на­ми, зо­ло­ты­ми ста­туя­ми, рос­пи­ся­ми и кар­ти­на­ми-свит­ка­ми. Во­круг двор­ца рас­по­ло­же­ны обо­ро­нительные баш­ни (вос­точ­ная сим­во­ли­зи­ру­ет Солн­це, за­пад­ная - Лу­ну). Ан­самбль двор­ца вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Главная сфе­ра эко­но­ми­ки - об­слу­жи­ва­ние буд­дий­ских па­лом­ни­ков и ту­ри­стов. В 2007 году го­род по­се­ти­ли 2,74 млн. человек, в т. ч. 150 тысяч иностранных ту­ри­стов; до­хо­ды от ту­риз­ма 2,84 млрд. юа­ней (2006). Раз­ви­ты ре­мёс­ла - про­изводство ко­жа­ных и тек­стиль­ных из­де­лий, вы­шив­ка и др. Пред­при­ятия ма­ши­но­строе­ния, тек­стиль­ной промышленности; фар­ма­цев­тическая фаб­ри­ка.

В 4 км к за­па­ду от Лхасы на­хо­дит­ся летний дво­рец да­лай-ла­мы Нор­бу­лин­ка (1758-1805, час­тич­но раз­ру­шен в 1959 году).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Юсов Б.В. Ти­бет. М., 1958
  • Stein R.A. Tibetan civilization. L., 1972
  • Henss M. Tibet: Die Kulturdenkmäler. Z., 1981
  • The Potala Palace of Tibet. Hong Kong, 1982
  • Dowman K. The power-places of central Tibet: a pilgrim’s guide. L., 1988
  • Liu Lizhong. Buddhist art of the Tibetan Plateau. Hong Kong, 1988
  • Vitali R. Early temples of central Tibet. L., 1990
  • Snellgrove D.L., Richardson H.E. A cultural history of Tibet. Boston, 1995
  • Batchelor S. The Tibet guide. Boston, 1998
  • Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М., 2005

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты