ЛИСИЙ

0 комментариев

 

Ли́сий (греч. Λυσίας) (459 или 445 до н. э., Афины — ок. 380 до н. э., Афины) — аттический оратор, логограф. Сын богатого сиракузца Кефала, по приглашению Перикла переселившего в Афины на правах метека-исотела (метека, имевшего привилегии) и имевшего в Пирее свою мастерскую по производству щитов, унаследованную Л. и его братом Полемархом. Кефал дружил с афинской интеллигенцией, в том числе с Сократом, и дал сыновьям хорошее образование. После смерти отца братья уехали в колонию Фурии (Южн. Италия), где Л. занимался изучением ораторского искусства в школе известного преподавателя риторики Тисия. В 412 до н. э., после провала афинской Сицилийской экспедиции и прихода в Фуриях к власти олигархии, братья вернулись в Афины, где жили на положении метеков, владея фабрикой и тремя домами. В правление Тридцати тиранов (404—403 до н. э.) были репрессированы по причине богатства и демократических взглядов: их имущество было конфисковано, а братья приговорены к смертной казни; Полемарх погиб, Л. удалось бежать из Афин. Поддерживал материально партию Фрасибула во время борьбы с тиранами, за что после восстановления демократии чуть было не удостоился чести получения афинского гражданства; однако инициатива внесшего это предложение Фрасибула была оспорена в собрании, и Л. остался в статусе метека. Лишившись мастерской, занялся сочинением речей для других лиц и преуспел в этом занятии, сделавшись одним из самых популярных в Афинах логографов: под его именем были известны 425 речи, из которых древние критики считали подлинными 233. До нас дошли 34 речи полностью или в больших фрагментах, от 172 сохранились названия и мелкие отрывки. В речах Л. представлены все жанры красноречия — эпидейктический (торжественный), политический и судебный. Основная масса сохранившихся речей — это судебные речи, посвященные как общественным, так и частным делам. В речах, касавшихся дел общественных, Л. предстает приверженцем демократии и яростным противником олигархии. В речах частного характера проявил себя мастером «этопеи» — искусства составить речь в соответствии с умственным развитием и характером клиента. Корпус речей Л. является прекрасным источником для изучения истории, судопроизводства, общественной и частной жизни Афин конца V — начала IV в. до н. э. Древние восхищались чистотой языка Л. и считали его образцом аттического диалекта. Александрийские грамматики включили Л. в канон 10 ораторов.

Соч.: Речи / Пер. и комм. С. И. Соболевского. М., 1994; Lysias / Тranl. by S. C. Todd. Austin (Tex.), 2000.

Лит.: Ferckel F. Lysias and Athens. Wurzburg, 1937; Dover K. J. Lysias and the Corpus Lysiacum. Berkeley (Ca.), 1968; Todd S. C. A Commentary on Lysias: speeches 1—11. Oxford, 2007.

 

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты