ЛЕЗГИНЫ

0 комментариев

ЛЕЗГИНЫ - народ лезгинской группы на Восточном Кавказе.

Жи­вут в основном на юге Да­ге­ста­на (юг Хив­ско­го, Су­лей­ман-Сталь­ский, Ма­га­рам­кент­ский, Ку­рах­ский, Ах­тын­ский, До­куз­па­рин­ский рай­оны и вос­ток Ру­туль­ско­го района) в Рос­сии и на се­ве­ро-вос­то­ке Азер­бай­джа­на (ку­бин­ские лезгины - в основном Ку­сар­ский, се­вер Ку­бин­ско­го и Хач­мас­ский районы). Чис­лен­ность в Рос­сии 411,5 тысяч человек, из них в Да­ге­ста­не 336,7 тысяч человек (2002 год, пе­ре­пись), в Азер­бай­джа­не свыше 250 тысяч человек; жи­вут так­же в Тур­ции, Турк­ме­нии, Ка­зах­ста­не, Уз­бе­ки­ста­не, Кир­ги­зии, Ук­раи­не, Гру­зии и др. Об­щая чис­лен­ность 640 тысяч человек (2009 год, оцен­ка). Го­во­рят на лез­гин­ском язы­ке, 90% лезгинов, жи­ву­щих в Рос­сии, вла­де­ют русским языком, в Азер­бай­джа­не рас­про­стра­нён азербайджанский язык. Лезгины - му­суль­ма­не-сун­ни­ты ша­фиит­ско­го маз­ха­ба, есть шии­ты-има­ми­ты (сотри Мис­кинд­жа Ах­тын­ско­го района)

До начала XX века лезгинами час­то на­зы­ва­ли всё гор­ское на­се­ле­ние Да­ге­ста­на. Пред­ки лезгинов вхо­ди­ли в со­став Кав­каз­ской Ал­ба­нии, за­тем - по­ли­тические об­ра­зо­ва­ния Лакз (Лекх), Арабского ха­ли­фа­та и вла­де­ний Дер­бен­та. В XI-XIV веках во­круг круп­ных лез­гин­ских се­лений (Ах­ты, До­куз-па­ра, Ку­рах, Кю­ре и др.) воз­ни­ка­ют «воль­ные об­ще­ст­ва», вре­ме­на­ми по­па­дав­шие в за­ви­си­мость от Шир­ва­на. В XVIII веке часть лезгинов вхо­ди­ла в со­став Ку­бин­ско­го хан­ст­ва и Дер­бент­ско­го хан­ст­ва, в 1812 году село Ку­рах ста­но­вит­ся сто­ли­цей са­мо­стоя­тель­но­го Кю­рин­ско­го хан­ст­ва. В 1806 году ку­бин­ские лезгины, в 1813 году кю­рин­ские лезгины во­шли в со­став Рос­сии. По пе­ре­пи­си 1926 года, на­счи­ты­ва­лось 134,5 тысяч лезгинов, в том числе в Да­ге­ста­не - 90,5 тысяч человек, в За­кав­каз­ской СФСР - 40,7 тысяч человек. В 1950-1980-е годы часть лезгинов из вы­со­ко­гор­ных об­лас­тей бы­ла пе­ре­се­ле­на на При­кас­пий­скую низ­мен­ность. С 1990-х годов дей­ст­ву­ет лез­гин­ское народное дви­же­ние «Сад­вал» («Един­ст­во»), бо­рю­щее­ся за объ­е­ди­не­ние лезгинов в рам­ках «государства Лез­ги­яр».

Куль­ту­ра ти­пич­на для да­ге­стан­ских на­ро­дов. Основные тра­диционные за­ня­тия - па­шен­ное зем­ле­де­лие, в го­рах - от­гон­ное ско­то­вод­ст­во (зим­ние па­ст­би­ща на­хо­ди­лись в основном в Северном Азер­бай­джа­не). Тра­диционные про­мыс­лы и ре­мёс­ла - тка­че­ст­во, про­из­вод­ст­во ков­ров, сук­на, вой­лока, ко­же­вен­ное, куз­неч­ное (село Ах­ты), ору­жей­ное и юве­лир­ное (село Ик­ра) де­ло и др. Бы­ло рас­про­стра­не­но от­ход­ни­че­ст­во на се­зон­ные за­ра­бот­ки к зем­ле­дель­цам и на неф­тя­ные про­мыслы Азер­бай­джа­на. Тра­диционные по­се­ле­ния (хур) в го­рах - ку­че­вой, ино­гда тер­рас­ной пла­ни­ров­ки, час­то с обо­ро­нительными баш­ня­ми, со­хра­ня­лось ту­хум­ное рас­се­ле­ние. На рав­ни­не по­се­ле­ния раз­бро­сан­ной или улич­ной пла­ни­ров­ки. Ка­ж­дое се­ле­ние име­ло пло­щадь (ким) для сель­ско­го схо­да. Жи­ли­ще ка­мен­ное, на рав­ни­не так­же са­ман­ное или гли­но­бит­ное, с пло­ской зем­ля­ной кры­шей. Ниж­ний этаж за­ни­мал хлев, верх­ний - жи­лые по­ме­ще­ния, вы­хо­дя­щие на га­ле­рею, на ко­то­рую ве­дёт на­руж­ная ле­ст­ни­ца со дво­ра. До­ма род­ст­вен­ни­ков со­еди­ня­лись пе­ре­хо­да­ми. Основная жен­ская оде­ж­да - ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха (пе­рем), по­верх неё - рас­паш­ное пла­тье (валжаг) с юб­кой в склад­ку или сбор­ку и рас­ши­ряю­щи­ми­ся от лок­тя ру­ка­ва­ми или от­рез­ной в та­лии об­ле­гаю­щий каф­тан­чик (ла­ба­да); го­лов­ной убор - чух­та (шут­ку, бер­чек, са­ра­хуч) с чепцом и ме­шоч­ком; верх­няя оде­ж­да - шу­ба по­кроя чер­ке­ски. Основная пи­ща - хлеб из пре­сно­го и ки­сло­го тес­та, вы­пе­чен­ный в тра­диционных хлеб­ных пе­чах (хар, тон­дыр, садж), хин­кал с под­ли­вой из про­сто­ква­ши и чес­но­ка, го­луб­цы с ви­но­град­ны­ми ли­сть­я­ми (дол­ма), шаш­лык, плов, мяс­ной суп (шур­па), пи­ро­ги; из мо­ло­ка го­то­вят про­сто­ква­шу (къа­тух), слив­ки (къай­мак), сыр (ни­си) и др.; из му­ки - сла­бо­кис­лый на­пи­ток (ми­ач). Ри­ту­аль­ная пи­ща - ка­ша (ги­ти) из зё­рен пше­ни­цы и ку­ку­ру­зы с мо­ло­ком, лу­ком и ба­ра­ни­ной, гус­тая муч­ная ка­ша (ха­шил), хал­ва (иси­да).

Ос­но­ва со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции - сель­ская об­щи­на (джа­ма­ат). В Сред­не­ве­ко­вье вы­де­ли­лась феодаль­ная вер­хуш­ка (ха­ны и бе­ки). До XX века бы­ли рас­про­стра­не­ны боль­шие пат­ри­ар­халь­ные се­мьи (че­хи хи­зан) чис­лен­но­стью до 100 человек, воз­глав­ляв­шие­ся стар­шим муж­чи­ной (чие­хи буба), и ту­ху­мы во гла­ве с ли­де­ром (кел­те, са­ка, ах­са­ка). До­пус­ка­лись бра­ки ме­ж­ду пред­ста­вите­ля­ми раз­ных ту­ху­мов, из меж­эт­нических бра­ков - с азер­бай­джан­ца­ми. Бы­ли рас­про­стра­не­ны об­мен­ный брак (ре­кье гун), ле­ви­рат, со­ро­рат, кросс- и ор­то­ку­зен­ный брак, брак по­хи­ще­ни­ем (гу­ваз ка­тун) и уво­дом (ала­чи­на фин), ко­лы­бель­ный сго­вор; за не­вес­ту да­ва­ли пла­ту (иоль-пу­ли, пуль-пу­ли, ке­бин гак), ны­не ча­ще вы­пла­чи­ва­ют ка­лым. Ха­рак­тер­ны при­жиз­нен­ные по­мин­ки (хей­рат), уст­раи­вае­мые ста­ри­ка­ми. Празд­но­ва­ние Но­уру­за (Яран-су­вар) со­про­во­ж­дал­ось пере­пры­ги­ва­ни­ем че­рез ко­ст­ры, ка­ча­ни­ем на ка­че­лях и т.д. От­ме­ча­лись так­же празд­ник цветов (Цу­к­вер су­вар), празд­ник че­реш­ни (Пии­ни­рин су­вар). Про­во­ди­ли об­ря­ды вы­зо­ва до­ж­дя (пеш апай) и солн­ца (гу­ню), жен­щи­ны зи­мой уст­раи­ва­ли по­си­дел­ки, со­про­во­ж­дае­мые тан­ца­ми. Со­хра­ня­ют­ся по­кло­не­ние де­ревь­ям, кам­ням, жи­вот­ным, жерт­во­при­но­ше­ния умер­шим, ве­ра в до­мо­вых, дра­ко­нов, де­мо­нов и др. Су­ще­ст­во­ва­ли профессиональные зна­ха­ри (джар­рах).

Уст­ное твор­че­ст­во - ге­ро­ический эпос (шар­ве­ли), ска­за­ния, сказ­ки. В музыкальном фоль­к­ло­ре пре­об­ла­да­ет ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка, ко­то­рой свой­ст­вен­на ме­ло­дическая ор­на­мен­ти­ка. Сре­ди пе­сен наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны ли­ри­че­ские с раз­ви­тым ин­ст­ру­мен­таль­ным со­про­во­ж­де­ни­ем. В чис­ле музыкальных ин­ст­ру­мен­тов: струн­ный смыч­ко­вый ке­ман­ча, струн­ные щип­ко­вые чун­гур, саз, тар, ду­хо­вые языч­ко­вые зур­на, ба­ла­бан, про­доль­ная флей­та кшул, 2-сто­рон­ний ба­ра­бан дал­дам (или до­ол), бу­бен тафт, пар­ные ке­ра­мические ли­тав­ры ти­п­ли­пи­том; с XIX века из­вест­ны гар­мо­ни­ка, ба­ян. В празд­нич­ном бы­ту ши­ро­ко рас­про­стра­нён ин­ст­ру­мен­таль­ный ан­самбль в со­ста­ве: 2 зур­ны (на од­ной иг­ра­ют ме­ло­дию, на дру­гой - бур­дон), дал­дам; ан­самб­ли удар­ных ин­ст­ру­мен­тов ис­пол­ня­ют слож­ные по­ли­рит­ми­че­ские пье­сы. Ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка со­про­во­ж­да­ет пе­ние, тан­цы, иг­ры, спор­тив­ные со­стя­за­ния. Сре­ди тан­цев - бы­ст­рый хка­дар­дай макь­ам (из­вес­тен как лез­гин­ка), спо­кой­ный муж­ской та­нец зарб макь­ам, мед­лен­ные плав­ные тан­цы. Со­хра­ни­лись тра­ди­ции про­ве­де­ния ка­лен­дар­ных празд­ни­ков под пес­ни, тан­цы, ин­ст­ру­мен­таль­ную му­зы­ку; тра­ди­ции ашу­гов (в том числе ашуг­ские со­стя­за­ния).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Да­ге­стан­ские на­род­ные пес­ни. М., 1959
  • Ке­ри­мов С. На­род­ное му­зы­каль­ное твор­че­ст­во лез­гин. Ма­хач­ка­ла, 1961
  • Ага­ши­ри­но­ва С. С. Ма­те­ри­аль­ная куль­ту­ра лез­гин, XIX – на­ча­ло XX в. М., 1978
  • Риз­ва­нов З. Ис­то­рия лез­гин. Ма­хач­ка­ла, 1990
  • Са­ды­ки М.-А.М.-Г. Древ­няя ис­то­рия лез­гин и ан­тич­ные пись­мен­ные ис­точ­ни­ки. М., 1996
  • Гад­жи­ев Г.А., Ри­за­ха­но­ва М. Ш. Лез­ги­ны // На­ро­ды Да­ге­ста­на. М., 2002
  • Га­ние­ва А.М. Очер­ки уст­но-по­эти­че­ско­го твор­че­ст­ва лез­гин. М., 2004
  • Ке­ри­мов А.К. Ис­то­рия Да­ге­стан­ских лез­гин. М., 2005

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты